А
.Б. ЛагутинСегодня мы являемся свидетелями небывалого роста интереса к применению новых информационных технологий в сфере культурного наследия. Компьютерная техника активно осваивается российскими библиотеками, музеями, органами охраны памятников, общественными организациями. Создаются электронные базы данных, открываются сотни специализированных WEB-сайтов, формируются локальные и региональные коммуникационные сети.
В настоящее время в Интернете уже существует огромное количество ресурсов, посвященных российской культуре и культурному наследию.
С одной стороны, web-творения инженеров-любителей и школьников создают информационный шум, мешающий пользователю отыскать качественную информацию. Специалист-пользователь в Интернет (не говоря о “стороннем посетителе”) может “заблудиться” в обилии различных образовательных, развлекательных и других сетевых проектов. Их сайты очень сильно разнятся по своему уровню, как техническому, так и содержательному.
С другой стороны многие из сайтов по культуре отличаются высоким качеством с точки зрения содержания, актуальности информации, свежести и многообразия идей. Несмотря на это, данные источники социально значимой информации в большинстве случаев остаются невостребованными. Они существуют так, словно рассчитаны на весьма узкую аудиторию, заинтересованную профессионально в изучении и(или) обсуждении той или иной культурной тематики. В результате суммарный эффект применения интерактивных технологий в области просвещения и обмена информацией ничтожно мал.
Несмотря на очевидную доступность информации в Интернете, с каждым годом процесс поиска нужной информации в нем становится все труднее и труднее. Это в первую очередь связано с постоянным увеличением количества сайтов и страничек, помещенных в Интернет.
Гигантское информационное пространство на глазах превращается в свалку разрозненных сведений, где человеку все труднее и труднее найти необходимое, даже если он точно знает, что ищет. Пользователь теряется среди огромного числа делаемых ему предложений, все реже добирается до чего-то действительно нужного, а ресурсы по культуре могут раствориться в сети, с трудом отыскивая те группы, на которые была ориентирована заложенная в них информация.
Все это дает основания рассматривать Интернет как отчасти деградирующую культурную среду, в которой система культурных связей все более размывается лавинообразным потоком слабо структурированной информации.
Причин этому немало. Сейчас же хотелось бы остановиться на некоторых из них, имеющих непосредственное отношение к представлению в Интернете отечественной культуры. Это нехватка навыков в создании и продвижении интернет-ресурса у его “хозяев” и отсутствие авторитетной экспертно-консалтинговой системы и профессиональной среды общения и взаимопомощи.
Создание Интернет-сайта стало последнее время просто-таки делом чести для большинства уважающих себя организаций. Причем, часто, затевая подобную работу, ни руководство, ни сотрудники организации не имеют представления, зачем все это нужно. “У всех есть, значит и у нас должно быть!” - таков основной их аргумент. При этом создание хорошего, настоящего сайта достаточно долгий и кропотливый процесс. Первым его этапом обязательно должно являться осмысление того, зачем и кому он нужен.
Если это осмысление отсутствует, то в Интернете появляется очередная сделанная и забытая визитная карточка или буклет учреждения. Главная ошибка в этом случае кроется в том, что к сайту начинают относиться как к изданной полиграфической продукции. Интернет-ресурс таковой ни в коем случае не является. Сайт сродни скорее информационному стенду, который должен постоянно обновляться. Без этого он обречен на умирание и забвение, а эффект от него сведется к нулю1)
Результатом же того, что именно этот этап часто “проскакивают” является появление в Интернете огромного количества абсолютно бесполезных сайтов. Хорошо, если он сделан нанятыми для этой цели профессиональными веб-мастерами и представляет хотя бы какую-то эстетическую ценность. Гораздо хуже, если за дело берется научный сотрудник или хранитель, освоивший азы написания веб-страничек с помощю Word-а или FrontPage-а. В этом случае, как правило, получается нечто совсем убогое, никому не нужное и не представляющее абсолютно никакой ценности.
Понять, что такое интернет-ресурс и как с ним необходимо работать, в принципе можно на появившихся сегодня многочисленных курсах веб-мастеров. Вникнуть же в суть нарождающейся на наших глазах экранной культуры гораздо сложней и под силу далеко не каждому.
Вывод из этого первого пассажа прост – предметную информацию для сайта должен готовить специалист “предметник” (простите за невольную тавтологию), дизайн придумывать художник, программной же сборкой заниматься программист. То есть сапоги тачать сапожник, а пироги печь пирожник.
Это особенно важно для цифровой информации о культуре и культурном наследии: здесь проблема представления данных становится наиболее актуальной вследствие концептуальных и технических трудностей - наличие шедевров мировой культуры еще не значит, что они будут эффектно представлены в цифровом формате. В этом случае успех зависит от умения соединить возможности современных технологий представлять предметы искусства и интерес пользователя к культуре и культурному наследию.
Впрочем, этот интерес еще необходимо вызвать, или даже сформировать. И здесь встает другая проблема, связанная уже не с созданием и запуском интернет-проекта, а с его продвижением, иными словами с модной ныне англоязычной аббревиатурой “PR”. Сколь качественно и грамотно не был бы сделан сайт он будет крайне мало посещаем, а, стало быть, не будет приносить желаемого результата, если его активно не продвигать не “раскручивать”.
Эта проблема в целом преследует практически все некоммерческие инициативы использования информационных технологий в сфере культурного наследия. PR продвижение проекта часто ограничиваются его и без того урезанным бюджетом. “Раскрутка” также сложна по причине того, что для ее осуществления необходимы действия, точность и эффективность которых зависит от опыта, а его-то российским организациям и коллективам очень часто не хватает. Также следует заметить, что в целом продвижение воспринимается творческими коллективами как второстепенная задача. При том, что это совсем не так! Именно продвижение проекта, создание его привлекательного имиджа, является едва ли основной составляющей некоммерческого маркетинга.
Эти и многие другие проблемы внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в сферу культуры, во многом связанны с отсутствием некого единого экспертно-консультативного и образовательного центра по вопросам применения современных информационных технологий в сфере культуры. Отдельные попытки систематизации и экспертизы сайтов по культуре и искусству уже предпринимались серверами "ARTINFO", порталом "Музеи России", сайтом "Искусство - Интернет" и некоторыми другими, но не дали реальных положительных результатов.
Основная проблема состоит в том, что и создают сайты, и оценивают их специалисты технических профессий, которые не всегда являются специалистами в сфере культуры. А гуманитарий, разыскивающий информацию в Интернете, интересуется не столько техническими изысками, сколько качеством содержательного наполнения. Кроме того, оценки были и остаются субъективными, отражающими мнение сотрудников отдельных ресурсов, а не широкой гуманитарной общественности.
Хотелось бы отметить отсутствие в существующих системах оценки ресурсов по культуре следующих элементов:
Все это, к сожалению, в некоторой мере дискредитирует существующие системы оценки, и идею экспертизы интернет-ресурсов в целом.
Создание принципиально нового механизма экспертизы и оценки интернет-проектов в сфере культуры по нашему мнению стоит начать с создания пакета конституирующих его документов. Его целесообразно разработать в ходе “проектного семинара” участники которого представят все заинтересованные стороны русскоязычного Интернета. По завершению "проектного семинара" несколько его участников оформят результат в форме готовых нормативных документов:
Только после этого, в строгом соответствии с выработанными документами можно сформировать Независимый экспертный совет начнет работу по оценке гуманитарно-культурных ресурсов русскоязычной части Интернета.
В результате реализации данного проекта оценка и экспертиза гуманитарно-культурных ресурсов русскоязычной части Интернета станет регламентированной, независимой и технически обеспеченной, что резко поднимет ее популярность и авторитет в среде сетевой общественности. По мнению авторов проекта, более всего в такой объективной оценке заинтересованы сами музеи. Это даст им возможность увидеть себя со стороны "на фоне" других. Во вторую очередь выигрывает от этого и рядовой пользователь Интернета, "посетитель" виртуальных музеев - он получит незаменимого и, пожалуй, единственного в русскоязычной части сети столь профессионального лоцмана в океан культурного Интернет-пространства.
Индикатором успешности проекта может стать динамика расширения круга вовлекаемых в проект экспертов, число и разнообразие охватываемых их вниманием проектных инициатив. Эффективность проекта можно будет оценить по тому, насколько заметным окажется влияние ЭС на ход процессов информатизации в сфере культурного наследия.
Оценить это влияние будет возможно по материалам проходящих в данной сфере конференций и семинаров, а также, по отзывам, оставляемым на
Web-сайтах самого ЭС и консультируемых его экспертами информационных и сетевых проектов.Наглядной формой этого влияния насколько часто будут встречаться наградные и поощрительные “баннеры” ЭС на веб-сайтах российских интернет-проектов в области культуры и искусства.
Начало работы над подобным проектом, безусловно, должно быть реализовано в партнерстве с некой достаточно мощной благотворительной организацией. После окончания грантового срока представляются возможными функционирование проекта без дополнительной финансовой поддержки со стороны благотворительных организаций. Это предположение основано на том, что за первый год работы должна сформироваться своего рода самоподдерживающаяся система. Гарантом ее стабильности и движущей силой
развития должен стать особый общественный статус формирующегося корпуса гуманитарных экспертов информационных проектов. Их авторитет и высокий профессионализм, корректность экспертных оценок и конструктивность рекомендаций должны обеспечить признание ЭС и его привлекательность для новых партнеров.Это позволит ЭС стать наиболее влиятельным в русскоязычной части Интернета экспертно-консалтинговым центром в области культуры, искусства и гуманитарных наук.
Инициаторами подобного проекта могут стать “Российская сеть культурного наследия Музеи России” (РСКН-МР), Ассоциация по документации и новым информационным технологиям (АДИТ) и программа “Культура” Института “Открытое общество” - фонд Дж. Сороса (ИОО). Именно эти три организации, безусловно, являются на сегодняшний день “знаковыми” в сфере внедрения новых информационно-коммуникативных технологий в российскую культуру.
РСКН-МР обладает огромным опытом по созданию и продвижению интернет-ресурсов по культуре. Кроме того, именно эта организация является создателем и интеллектуальным собственником самого большого и представительного каталога подобных ресурсов.
АДИТ является общепризнанным профессиональным сообществом, включающим специалистов по их созданию. В распоряжении АДИТ находится наиболее значимый массив интеллектуальных наработок в данном направлении.
ИОО обладает достаточным для начальной стадии реализации проекта финансовым потенциалом и пониманием значимости подобных инициатив в отечественной культуре.
Д. Лучкин
, Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН)Лаборатория музейного проектирования
По заказам государственных органов управления, музеев, общественных организаций Лаборатория:
РАЗРАБАТЫВАЕТ: - теоретические модели перспективных типов музейных учреждений и новых видов музейной деятельности; - региональные программы развития музейного дела; - организационно-экономические программы развития музеев; - научные концепции музейных учреждений и музейных комплексов; - сценарные концепции и сценарии музейных экспозиций и выставок; - программы сотрудничества музеев со школами и другими партнерами
по культурной деятельности.ВЫПОЛНЯЕТ: поисковые теоретические и предпроектные исследования современных проблем и музейного дела, социально-культурных и организационно-экономических условий его развития.
ВЫПУСКАЕТ: - сборники научных трудов Российского института культурологии серии "На пути к Музею ХХI века"; - коллективные и авторские монографии, брошюры по проблемам теории и практики музейного дела; - учебные пособия по вопросам музейного проектирования.
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ: научное и методическое руководство диссертационными исследованиями, дипломными работами и проектными разработками, выполняемыми в музеях и в других учреждениях.
КОНСУЛЬТИРУЕТ: по вопросам внедрения новых технологий музейной деятельности, экспозиционного проектирования, музейной педагогики и психологии, музейного менеджмента и маркетинга.
ОРГАНИЗУЕТ: выездные курсы лекций, проектные семинары по конкретным проблемам модернизации музейного дела.
Лабораторией подготовлено: - около 4 экспериментальных научно-проектных разработок; - 20 сборников научных трудов, коллективных монографий и брошюр; - более 250 статей в научной и массовой печати.
Зав. Лабораторией – кандидат
географических наук Николай Алексеевич Никишин
E-mail: nan@online.ru
Российская Сеть Культурного Наследия (РСКН)
Основной целью РСКН является развитие информационной сети культурного
наследия. РСКН призвана обеспечить взаимодействие музеев, галерей, выставочных залов и иных учреждений культуры всех форм собственности, ориентированных на хранение, приумножение и представление уникальных памятников культурного наследия российской и мировой общественности. Предмет деятельности РСКН составляют: представление и продвижение Российского культурного наследия мировому сообществу; организация региональных филиалов и представительств РСКН обеспечивающих функционирование распределенной структуры Сети; создание коммуникационной среды для специалистов и культурологов различных регионов России; обеспечение содержательного и технологического развития системы базовых серверов Сети; совершенствование, развитие и применение передовых компьютерных технологий; организация процесса подготовки и переподготовки специалистов в области компьютерных технологий, обеспечивающих надлежащее функционирование Сети; развитие технологий дистанционного обучения; совершенствование механизмов культурного туризма в России.