Концепция инициативного проекта Нижегородского музейного центра "Всероссийский музейный Интернет-марафон"

И.В. Кастосов
РОО "Нижегородский музейный центр"
Адрес: 603600, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
тел.: (831-2) 65-64-81
e-mail: kastosov@museum.nnov.ru
Web: http://www.museum.nnov.ru

18 мая - Международный день музеев. С одной стороны, кажется, что это событие можно отметить различными конференциями, фестивалями и форумами, с другой же стороны оказывается, что таких мероприятий регионального и всероссийского уровня в этот день инициируется достаточно много (совершенно правильное желание торжественно отметить свой профессиональный праздник) и возникают проблемы с участием в них. Кто-то считает, что в этот день нужно быть в своем коллективе, в своем музее, другие объединяются в межмузейные коллективы, поздравляют друг друга, встречают гостей.

Технологии Интернет позволяют объединить все эти различные варианты проведения Международного дня музеев. В докладе предлагается концепция проведения Всероссийского музейного Интернет - марафона, проведение которого может дать возможность проведения единого всероссийского профессионального праздника музейных специалистов.

Суть Интернет-марафона заключается в проведении распределенной удаленной конференции, где коммуникативная функция будет обеспечиваться многообразием технологий Интернет. Как и в телевизионных марафонах, в предлагаемом Интернет -марафоне инициатива будет передаваться от региона к региону. Идея марафона заключается в передаче этой эстафеты по десяти часовым поясам, охватывающим территорию России, начиная Владивостоком, и заканчивая Калининградом.

Можно выделить две глобальные цели, преследуемые при проведении марафона. Первая направлена на музейное сообщество и позволит еще раз почувствовать корпоративное единение музейных специалистов, обеспечит возможность различных обсуждений и поздравлений между музеями и специалистами, которые могут находиться за тысячи и тысячи километров друг от друга. Вторая цель направлена на российское общество в целом и позволит еще раз обратить внимание общества на величие и проблемы российских музеев, на то, что музеи меняются вместе с обществом, меняются их цели и задачи в современном обществе, используются современные технологии работы, применяются новые формы диалога с обществом.

Проект безусловно PR-овский. Именно на освещение марафона телевидением рассчитан основной эффект воздействия на российское общество. В Международный день музеев в каждом регионе журналисты ищут новые темы и ходы, чтобы осветить в СМИ музейную проблематику. Проведение музейного Интернет-марафона, его общероссийский и региональные сайты, отражающие ход марафона - готовый материал для любого журналиста. И новостные блоки региональных и центральных телекомпаний России будут в каждом выпуске давать сводки о проведении музейного марафона.

Марафон, безусловно, станет еще одним толчком к развитию российского Интернета. Содержательной Интернет - акции такого масштаба еще не проходило в России. И простой российский житель, слабо представляющий насколько развито применение компьютерных технологий в музеях, еще раз убедиться, что Интернет - это не игрушка для банков и "крутых" бизнесменов, а реальный и полезный инструмент владения информацией в современном обществе.

Кто же получит максимальный эффект от проведения такой акции? Как мне кажется серьезный и примерно равный эффект могут получить российские музеи и российский Интернет.

Какое развитие может получить этот проект? Идея легко может быть транспонирована в проведение Всемирного музейного Интернет-марафона. Такой марафон может начаться в Гринвиче и, двигаясь по часовым поясам, длится все 24 часа, охватив весь земной шар.

О значении и результатах Интернет-марафона можно рассуждать долго. Нужно просчитывать варианты, заранее готовится к использованию эффекта от марафона (готовить второй шаг) и т.д. Попробую перейти к структурной и технической стороне вопроса.

Прежде всего, проект ориентирован на применение реально достижимых и используемых сервисов и технологий Интернет. Конечно, видеоконференция - полезное дополнение для Интернет-марафона, но не в этих технологиях основная сила и технология проведения этой акции. Я думаю, что проект должен быть ориентирован на применение простых и используемых ежедневно технологиях Интернет - это электронная почта, Web, чаты, интерактивные голосования. Сила проекта в том, что, наряду с большими центральными музеями, любой музей отдаленного района российских регионов, имеющий доступ в Интернет, может принять участие в марафоне, поздравить коллег из Москвы, Якутска (куда сейчас, как известно, "только самолетом можно долететь") или Нижнего Новгорода.

Структурно марафон - это совокупность различных мероприятий, проведение которых отражается на региональных, межрегиональных и общероссийском специализированных сайтах, отражающих прохождение марафона. Рассмотрим направления информационных потоков между сайтами различных уровней. На региональном сайте отражаются все региональные события марафона (например, поздравление от одного музея к другому), а также зеркалируется новостная лента межрегионального и общероссийского сайтов. Региональный сегмент может посылать свои информационные потоки (которые предназначены для внешнего взаимодействия) на другие региональные, межрегиональные и общероссийский сайт. Межрегиональные сайты отражают события и явления, внутренние для данного объединения регионов, посылают информацию на общероссийский и другие межрегиональные сайты. Всероссийский сайт поддерживает новостную ленту марафона, принимает и структурирует информацию от партнеров, а также презентует общероссийские события (например, приветствие Министра культуры) посредством рассылки официального описания события на все межрегиональные и региональные сайты.

Приведу краткий перечень возможных мероприятий марафона. Блок "поздравления" может быть реализован например как письмо (желательно с фотографией поздравляющей стороны) направленное конкретному музею или человеку. Любой музей может поздравить любой другой музей, появления этих поздравлений отражается в новостных лентах сайтов и в разделах поздравления. Блок "приветствие - поздравления" отражает возможность приветствовать объединения музеев со стороны известных и уважаемых личностей. Эти поздравления проходят по всей сети марафона. Так, например возможное приветствие Министра культуры с общероссийского сайта будет зеркалировано на все сайты, а приветствие регионального музейного лидера будет отражено на региональном сайте и передано по электронной почте во все музеи региона.

В перечне мероприятий должно быть место профессиональному общению. Одной из форм может быть блок "30 минут для голосования", когда на общероссийском сайте каждые 30 минут объявляется тема для обсуждения и варианты ответов для голосования, и результаты голосования по всем заданным вопросам отражаются в специальном разделе. Такие же голосования по наиболее актуальным для региона вопросам могут быть организованы на региональных сайтах. Общероссийские и региональные "чаты" могут использованы для он-лайнового обсуждения проблем, разговор между специалистами музеев или поздравлений коллег. Технологии видеоконференций также могут быть использованы как средство представления описанных выше возможностей.

В докладе будут приведены структуры региональных, межрегиональных и общероссийского сайтов марафона, проиллюстрированы интерфейс и назначение различных содержательных блоков марафона и сведение их в единую систему.

Марафоном (а не электронной конференцией) описанное мероприятие становится в случае, если имеется передача от региона к региону, в предложенной схеме - это передача по часовым поясам. Каждому часовому поясу отводится один час времени, в течении которого это объединение регионов солирует в марафоне, презентуя свои музеи, проекты, события, получая поздравления от коллег из других регионов и т.д. Именно события этого пояса отражаются на общероссийском сайте. По истечении этого часа происходит передача марафона следующему поясу и так далее.

Конечно, условное деление по поясам не соответствует реальным объединениям музеев, поэтому под межрегиональными сайтами здесь понимались и объединения музеев по поясному признаку, это могут быть отражения деления России на округа или межрегиональные объединения музейных специалистов. То, что предложено здесь лишь схема, реально решения будут приниматься на местах в соответствии с региональной спецификой.

Как будет выглядеть марафон с точки зрения региона? Можно предложить две основные формы. Первая - это собрание музейной общественности региона, которое сопровождается компьютерной демонстрацией хода марафона на большом экране. Именно здесь находится региональный центр проведения марафона, отсюда посылаются письма поздравления и т.д. Это собрание может начаться раньше, чем время отведенное региону, а закончиться позже этого времени. Зал должен функционировать пока в нем есть зрители. Желательно, чтобы наряду с общим залом имелся класс открытого доступа в Интернет, где каждый желающий мог принять личное участие в марафоне. Вторая форма - это участие в марафоне из своего музея через компьютер, подключенный в Интернет.

При проведении демонстрации в зале должен иметься ведущий, который будет обращать внимание зала на события, происходящие в марафоне. В отличии от телевизионного марафона здесь все идет в параллель и задача ведущего - обеспечить показ на экране наиболее важных для участников марафона региональных и российских событий.

Важнейшим вопросом проведения марафона является организационная структура. Как нам кажется, такой проект может быть реализован лишь партнерством с сетевой структурой взаимодействия. В рамках деятельности региональной общественной организации "Нижегородский музейный центр" мы формулировали схему такого взаимодействия следующим образом. При сетевом партнерстве партнер может выдвинуть инициативу, которая может выходить за пределы его полномочий или возможностей, в этом случае партнер может запросить помощи (инфраструктурной, технической, ресурсной или любой другой) у своего партнерства.

Именно так мы рассматриваем эту инициативу. Возможностей, полномочий, сил НМЦ недостаточно для разработки и исполнения столь масштабного проекта. Мы как региональная общественная организация можем обеспечить работу Нижегородского сегмента марафона и только принять участие в разработке, подготовке и проведении марафона. Основными партнерами, которые могут организовать работу региональных сегментов, являются музейные ассоциации и объединения. Это и Ассоциация музеев России (представителями которой были высказаны ценные замечания по проекту), и Красноярская ассоциация "Открытый музей", ассоциации музеев Поволжья и нижней Оки, другие музейные объединения. Программно, аппаратно и содержательно марафон мог бы быть поддержан самым известным музейным проектом "Сервер Музеи России (СКН-МР)". Очень важна помощь в организации марафона профильной для компьютерно-музейной сферы всероссийской ассоциации АДИТ. Проведение такой акции во многих регионах будет опираться на возможности, предлагаемые Университетскими Центрами Интернет, созданными при поддержке Института "Открытое общество". Возможно ИОО поддержит проект грантом. И конечно успех всей акции будет зависеть от интереса и активности самих музейных специалистов.

Представляя данный доклад на обсуждение, я хотел бы заметить, что время на его подготовку остается крайне мало и, наверное, именно на конференции EVA должно быть решено беремся ли мы за разработку и реализацию этого проекта или упустим такую возможность.

Кастосов И.В. Кандидат технических наук, доцент, директор Центра информационных ресурсов ННГУ; зам. Председателя Правления РОО "Нижегородский Центр поддержки и развития музеев".
Основные разработки: являлся научным руководителем гранта ИОО "Музеи Нижнего Новгорода и Нижегородской области в Интернет" (1998), руководителем гранта ИОО "Нижегородский Интернет-справочник по культурному туризму" (2000), руководил рядом проектов по разработке региональных Интернет-ресурсов гуманитарной направленности. Опубликовано более 150 научных работ в области информационных технологий, образования и информатизации гуманитарной сферы.

РОО "Нижегородский центр поддержки и развития музеев" (НМЦ). Основан в 1999 году. В состав учредителей входят физические лица и ряд музеев региона, в том числе: Нижегородский государственный художественный музей, Литературный музей А.М. Горького, Нижегородский историко-литературный музей Н.А. Добролюбова, Музей ГАЗ, Музей ННГУ и др. Под эгидой НМЦ в настоящий момент разрабатываются и реализуются ряд региональных программ и проектов, включая: программу "Нижегородские музеи и культурный туризм", а также программа развития сетевой интеграции музеев Нижегородской области. Председатель Правления: Ковалева Тамара Ивановна.

офицв‹