Виртуальный музей как атлас
информационных
ресурсов университета.
А.А. Сытник, Т.А. Калугина, Н.И. Мельникова
Саратовский государственный университет
Тел.: (8452) 72-14-96, 24-97-86, 51-55-31, 53-11-34
Факс: (8452) 24-04-46
E-mail:
Традиционно атлас является понятием географическим, и в общем случае пространственным. Однако в киберпространстве роль пространства играет время, не важно где, важно когда. И информационные ресурсы как ничто другое подвержены старению Поэтому очень интересно и очень важно не просто наблюдать но и фиксировать, что происходит с информационными ресурсами в широком смысле этого слова, с понятиями, с терминами, с технологиями, с инструментами во времени. Меняются эпохи, но
университет остается, неизбежно претерпевая изменения. Вот каким был студент, каково было его окружение в 30-е годы, 50-е годы, новое тысячелетие? Характер этих изменений можно понять из систематизации очень своеобразных информационных ресурсов университета. Необходимо фиксировать и сохранять их в виде атласа информационных ресурсов, атласа как функции времени.Исторически университеты являются прямыми потомками средневековых университетов, унаследовав их двухкомпонентную структуру, в виде учебного процесса и научной деятельности, и сохранив традиционную дисциплинарную форму, терминологию и суть образования. Соответственно информационные ресурсы, которые производятся в стенах университетов, естественным образом распределяются по указанным уровням, что и видно при просмотре университетских web-сайтов. Информационные ресурсы имеют различную актуальность во времени. Учитывая относительную молодость сетевых информационных ресурсов, они еще в достаточной степени являются актуальными. Сравнительно мало сетевых информационных ресурсов, которые можно рассматривать как музейные экспонаты. Скажем, темы университетских вступительных сочинений. Совершенно понятно, что в 2000 году не дадут темы сочинений 60-х годов, посвященные освоению космоса. Изучая темы сочинений, можно ощутить дух университетского сообщества, и через него – дух в стране. Ведь даже обычное тренировочное задание может выглядеть старомодным, как, скажем, темы для сочинений “Сколько нужно на год соли хозяину, и на что?”, “Много ли баба помогает мужику в хозяйстве?”1. Конечно, данные примеры являются экстремальными, но они, с одной стороны, показывает метаморфозы восприятия обычных упражнений, а с другой - отражают жизнь определенной эпохи, и тем они интересны.
И естественно встает вопрос: “А как можно использовать информационные ресурсы, которые утратили свою функциональность?” Один из возможных вариантов – создание виртуальных музеев. Киберпространство минимизирует временной интервал, отделяющий некоторое событие, факт от аудитории. Университетский виртуальный музей позволяет сохранить атмосферу времени и может являться профессиональным инструментом для междисциплинарных исследований, в которых круг охватываемых вопросов простирается от математики до политики. Исчезновение географического и исторического барьеров в киберпространстве обеспечивает беспрецедентный масштаб и скорость распространения информации. Создание оригинальных университетских баз данных позволит вовлечь в научный и учебный процесс вузов новый пласт материалов, а информационные технологии расширят аудиторию, географию пользователей этих баз данных и явятся тем цементом, который соединит воедино разрозненную информацию, демонстрируя всю сложность переплетенности жизни университета и общества в целом.
Проект “Виртуальный музей Саратовского государственного университета” получил в 2000 г. грантовую поддержку Российского гуманитарного научного фонда. Цель проекта состоит в вовлечении посредством Интернета в научный и образовательный процессы информационных ресурсов Саратовского государственного университета. Важнейшими критериями, которым должен удовлетворять университетский виртуальный музей являются:
Проект реализуется методом прототипов с пошаговым увеличением функциональных возможностей. Рубрики первого прототипа: ректоры; профессора; диссертационные советы; структура университета; экскурсии; архитектура; публикации об университете; университетские газеты; новости. Гипермедийное представление информации позволит в более выразительных формах сохранить культурное наследие университета, позволит на новом технологическом уровне обобщить деятельность университета на протяжении всей его истории.
Выполнение проекта включает решение ряда задач, в числе которых – реализация двух программных подсистем. Первая из них – подсистема виртуальных экскурсий, имеющая такие возможности как предопределенное посещение музея с экскурсоводом, свободное посещение музея, детальное рассмотрение экспонатов, взаимодействие с куратором. Вторая подсистема – программный генератор экскурсий, который поддерживает такие возможности как создание виртуальных экскурсий, создание новых маршрутов виртуальной экскурсии, модификация
/удаление маршрутов и виртуальных экскурсий. Использование программного генератора экскурсий не должно требовать от его пользователей специальных знаний при проектировании сетевых информационных ресурсов, например детальное знание HTML языка.Для оценки эффективности выполняемой работы будут использоваться традиционные критерии: счетчик общего числа посетителей и счетчик посетителей в конкретный момент времени, которые позволят оценить географию посетителей, динамику визитов, время визитов, наиболее часто посещаемые страницы.
Административные, технические, педагогические, методологические, экономические аспекты выполнения проекта будут отражены в итоговом отчете.
Сытник Александр Александрович
- проректор Саратовского государственного университета по научно-исследовательской работе, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой теоретических основ информатики и информационных технологий.Калугина Татьяна Алексеевна
- докторант кафедры социологии и массовой коммуникации.Мельникова Нина Ивановна
- доцент кафедры теоретических основ информатики и информационных технологий.Саратовский государственный университет
образован в 1909 г. По состоянию на 2000 г. включает двенадцать факультетов: биологический; географический; геологический; гуманитарных и социальных наук; исторический факультет; компьютерных наук и информационных технологий; механико-математический; нелинейных процессов; социологический; физический; филологический; философский; химический. Численность студентов в университете – более 20 000 тысяч.В состав университета также входят: научно-исследовательский институт физики; научно-исследовательский институт химии; научно-исследовательский институт геологии; ботанический сад, Поволжский региональный центр новых информационных технологий, издательство.