Опыт организации дистанционного обучения
библиотечных работников.

В.К. Степанов
Московский государственный университет культуры и искусств
Адрес: 141400, г. Химки-6, Московская обл., ул. Библиотечная, д. 7, МГУКИ.
Тел.: (095) 570-04 77, 570-24 11
Факс: (
095) 570-04 44

С широким распространением Интернет перед образовательными учреждениями раскрылись принципиально новые возможности, связанные с внедрением дистанционного (дистантного) обучения. На рубеже тысячелетий проекты дистанционного обучения являются одними из наиболее эффективных в Интернет, поскольку позволяют наиболее полно реализовать такие неоспоримые преимущества Сети, как широта охвата аудитории, оперативность обновления материала, высокая степень удобства для пользователя. В дистанционном обучении эти качества претворяются в возможность осуществлять подготовку слушателей независимо от их физического местонахождения силами квалифицированных преподавателей ведущих научных центров. Отменные репрезентативные показатели Всемирной паутины позволяют использовать в учебном процессе практически все средства передачи сведений, включая мультимедиа. Учащиеся самостоятельно выбирают время занятий. Большое значение имеет также и относительная экономичность дистанционного образования, исключающая затраты на переезд к месту обучения и проживание там.

На рубеже тысячелетий дистанционное образование превратилось в неотъемлемую составную часть образовательной системы развитых стран. Многие университеты и учебные центры как за рубежом, так и в России предлагают дистанционные курсы в качестве стандартной услуги. Уже накоплен значительный опыт и в технологической сфере и в области наполнения курсов различной тематики. Сложилась целая сеть организаций, координирующих дистанционное образование и занимающихся его организацией и изучением. К их числу относятся Ассоциация глобального дистанционного обучения (http://www.gdla.net), Американская ассоциация дистанционного образования (http://www.usdla.org), Евразийская ассоциация дистанционного образования (http://www.dist-edu.ru), Межвузовский центр дистанционного образования Минобразования России (http://www.fcde.ru).

Типичная структура сайта, обеспечивающего дистанционную подготовку может быть проиллюстрирована на примере сервера Центра дистанционного обучения Первой открытой web-мастерской (http://dlc.openweb.ru). Настоящий сервер был создан при поддержке IREX в 1999 году в рамках программы IATP. В качестве слушателей выступили выпускники академических программ IREX, проходившие стажировку в США в рамках “Акта поддержки свободы” с 1992 по 1998 годы по специальности “Библиотечное дело и информатика”. Цель обучения состояла в повышении квалификации специалистов, имеющих четкое представление об Интернет в целом и владеющих основными навыками работы в Сети. Выбор аудитории был обусловлен ключевым значением, которое имеет Интернет для данной области деятельности, а также тем, что выпускники этой специальности более всех прочих имеют доступ к Интернет, что является неотъемлемым условием проведения занятий.

Штат Центра дистанционного обучения состоял из преподавателя (преподавателей), его ассистентов, технических специалистов (системный администратор и web-мастер) и администратора учебного процесса, выполняющего координирующую роль.

Программа дистанционного обучения, рассчитанная на два месяца, охватила практически все направления деятельности библиотек в Интернет, включая углубленные навыки поиска информации в Сети, характеристику библиографических ресурсов Интернет, методы использования Интернет для комплектования и обслуживания читателей, управление информационными массивами Сети, методологические и теоретические проблемы влияния Интернет на библиотеку как социальный институт.

Процесс обучения включал традиционные педагогические методы, применявшиеся с учетом специфики и возможностей дистанционной формы обучения. На сайте было образовано необходимое число персональных рабочих мест студентов, каждое из которых имело свой паролевый вход. При входе на рабочее место учащийся получал доступ к лекциям, дополнительной литературе по теме (библиотеке), перечню соответствующих материалов для практического изучения и опытов (инструменты). Все эти материалы также высылались слушателям по электронной почте.

Процесс освоения материала состоял из чтения лекций, знакомства с дополнительной литературой, отработки практических навыков применения тех или иных инструментов Сети при выполнении типичных библиотечных задач.

По истечении времени, отведенного на изучение темы, слушатели получали персональный набор тестовых заданий. Тесты включали как ответы на теоретические вопросы, так и выполнение практических заданий на разыскание материалов в Сети, работу с библиографическими базами данных, оценочный анализ web-серверов библиотек различных типов. Задания размещались на персональных рабочих столах и дублировались рассылкой по электронной почте. Выполненные ответы, не позже оговоренной даты, высылались по почте на адрес центра, после чего слушателю открывался доступ к следующей теме. Рубежные и итоговые оценки, а также комментарии преподавателя выставлялись в электронный дневник каждого студента, который также является составной частью персонального рабочего места. Коллективное общение между преподавателями и студентами осуществлялось посредством образованного на сайте web-форума, в котором обсуждались проблемы, возникающие в ходе выполнения заданий, высказывались мнения относительно тематики занятий, расписания и т.п.

Сотрудники Центра дистанционного обучения (преподаватель, ассистенты преподавателя и администратор учебного процесса) имели доступ к статистическим данным, где указывалось сколько раз тот или иной студент обращался к материалам курса, какие задания выполнил. Они также могли видеть оценки, выставленные каждому слушателю и высказанные преподавателем замечания. Статистика формировалась в автоматизированном режиме, на основе числа паролевых входов.

Проведенный курс показал высокую эффективность дистанционной формы обучения. Степень освоения материала слушателями практически не уступала уровню, достигаемому при традиционной “аудиторной” форме занятий. Не все слушатели из числа заявившихся смогли полностью завершить курс из-за отсутствия уверенного доступа к Интернет или по причине сильной загруженности по основному месту работы. Однако практически все окончившие его показали высокую степень подготовки и успешно справились с заданиями, категория сложности которых была рассчитана на уровень профессиональных информационных работников.

Приобретенный опыт позволяет выявить некоторые типичные особенности этой формы обучения. Неотъемлемым требованием дистанционных курсов является подробнейшее, в идеальном варианте - пошаговое, письменное инструктирование. Необходимо детальнейшее разъяснение назначения и способов обращения со всеми составными элементами персонального рабочего стола, выполнения и пересылки тестовых заданий, подходов к оценке результатов и т.д. Инструкции должны предусматривать все потенциально возможные варианты проблемных ситуаций и содержать на них ответы. В случае если обучение носит для слушателей факультативный характер, следует комплектовать первоначальные группы с избытком в пределах 25-30% от общего состава. Опыт показывает, что далеко не все из числа заявившихся на курс, проходят его полностью, поэтому "сверхплановые" учащиеся в итоге обеспечивают приемлемое число выпускников.

На сегодняшний день к числу главных нерешенных задач в области дистанционного образования относится невозможность точно идентифицировать личность учащихся и, как следствие этого, невозможность официальной сертификации. Эта проблема в большинстве случаев решается за счет сдачи итоговых экзаменов при личном прибытии учащегося в учебное заведение.

В ближайшей перспективе системы дистанционного образования без сомнения будут обогащаться новыми инструментами, как, например, высокоэффективные средства самотестирования и автоматической оценки знаний студентов, видеолекции, интерактивные средства общения, позволяющие слушателям из разных мест совместно работать над заданиями и т.д.

Дефицит качественных каналов связи в российской практике пока не позволяет широко использовать такие высокоэффективные формы дистанционного обучения как видеоконференции, которые в помогают установить хороший личностный контакт между преподавателем и слушателями, значение которого в педагогическом процессе переоценить трудно. Их внедрение в дистанционные образовательные программы - дело ближайших полутора - двух лет.

С дальнейшим развитием Интернет дистанционное образование несомненно будет получать еще большее развитие и распространение. Поэтому представителям всех областей деятельности следует обратить самое пристальное внимание на открывающиеся возможности как в части предоставления подобного рода услуг, так и в части использования имеющегося образовательного потенциала в своих учреждениях.

Степанов Вадим Константинович - доцент кафедры Социальных коммуникаций и библиографоведения Московского государственного университета культуры и искусств, канд. пед. наук. Сферы научных интересов: применение Интернет в информационной деятельности, поиск информации в Интернет, дистанционное обучение в области информационных технологий. Автор книги “Практические уроки: Интернет для библиотекарей.-М.:Либерея,1998” и многочисленных статей в российских библиотечных и компьютерных периодических изданиях: “Библиотека”, “Библиография”, “Научно-технические библиотеки”, “Компьютерра”, “Планета-Интернет”, “ComputerWorld Russia”, “ComputerWeek-Moscow”, а так же в различных сборниках. Постоянный участник российских и международных конференций по использованию Интернет в информационной деятельности. Дважды получал гранты от правительства США на стажировки в университетах Соединенных Штатов. Член Американской библиотечной ассоциации с 1998. Владение языками: английский - хорошо.

Московский государственный университет культуры и искусств обеспечивает подготовку специалистов в области библиотечного дела и информатики, культурологии, социальной работы и искусства.

овє ±