Электронное пособие "Культура Интернет и Интернет в культуре". Опыт кафедры виртуальных коммуникаций Московского государственного университета культуры и искусств.

О.В. Шлыкова
Московский государственный университет культуры и искусств
Адрес: Химки-6, Московская область, Библиотечная ул., 7
Тел./Факс:
(095) 570-0488; 570-3133
E-mail: shlykova@gpntb.ru

Понятия “виртуальная культура”, “всемирная паутина”, “сеть сетей” и т.п. прочно закрепились в нашем сознании, а сам феномен Интернет стремительно проник в нашу профессиональную и бытовую реальности, разрушив территориальные и временные границы, сделав нашу жизнь более разнообразной и информативной.

Совершенно очевидно, что новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.

Для того, чтобы найти точки соприкосновения с новой моделью информационной культуры, необходимо знать, что она собой представляет, какие формы коммуникаций, услуг представляет виртуальное культурное пространство, ознакомиться с его ресурсами.

Сегодня можно констатировать, что в Сети имеет место не столько недостаток ресурсов, сколько их разрозненность, отсутствие координации между профильными серверами.

В курсе “Культура Интернет и Интернет в культуре”, читаемом в МГУКИ, предпринята попытка систематизировать ресурсы в области культуры и искусства, познакомить с наиболее популярными из них.

Для студентов вузов культуры особо важным является знакомство с ресурсами социокультурной сферы, прежде всего, системы образования и культуры. Учитывая, что понятие культуры очень широко (существует более 500 его определений), что обширна сфера культуры, разнообразно и многопланово ее информационное обеспечение, в курсе представлены те ресурсы и серверы, которые уже получили достаточное признание среди специалистов, пользователей и общественности и завоевали авторитетные призы и награды.

Предлагаемый курс включает, наряду с общей информацией вводного плана об Интернет, раздел, посвященный образованию, который поможет студентам ориентироваться в виртуальном образовательном пространстве и повышать свой потенциал знаний, а также раздел, знакомящий с Интернет-ресурсами официального характера (сайты министерств, комитетов по культуре и т.п.) и сайтами в области изобразительного, театрального, музыкального искусства, музеями, периодикой.

Логическим продолжением данного курса выступают учебные дисциплины информационно-коммуникационного цикла: “Глобальные и локальные сети”, спецкурсы: “Технологии построения Web-страниц”, “Гипертекстовые системы”, “Гиперметод” и др. средства разработки собственных образовательных программ и авторских сред, позволяющих студенту самим создавать программы на основе мультимедийной технологии.

Автором разработан проект электронного пособия “Культура Интернет и Интернет в культуре”, в котором дается общее представление о Сети, ее приложениях. Особое внимание уделяется образовательным ресурсам Интернет, прежде всего российским, и ресурсам в сфере культуры, что соответствует профилю вуза и специальности “Информационные системы в социокультурной сфере”.

Группу пользователей электронного учебного пособия “Культура Интернет и Интернет в культуре” составляют студенты, аспиранты вузов культуры и все, кто интересуется данной проблемой. Оно может также представлять интерес для преподавателей, консультантов, работающих в классах открытого доступа и занимающихся организацией курсов по Интернет, для библиотечных, музейных работников, работающих с пользователями Интернет-ресурсов социокультурной тематики.

Основная педагогическая задача данного сетевого проекта заключается в последовательном и пошаговом предоставлении материала: от общего к частному. Первоначально на имеющейся странице университета открыт форум для преподавателей с целью выявления мнения относительно программы курса и с развернутыми пояснениями к каждому из разделов пособия. Далее предполагается размещение лекций для их обсуждения среди академической аудитории и других пользователей.

Результаты изученного курса уже находят отражение в дипломных и курсовых проектах, которые также будут представлены в соответствующем разделе пособия. Учитывая, что культурные интересы студентов разных специализаций различны, то предполагается, что конкретная курсовая работа студентов будет профилирована. Так, студенты факультета народной художественной культуры и музейного дела будут создавать курсовые проекты по календарно-обрядовым традициям, например: “осенние праздники-оспожинки” с образцами созданных ими соломенных кукол, или “рождественские пряники”, “традиционные пасхальные яйца и технология писанок”; студенты специализации “народный хор” могут представить материалы своих “полевых исследований” и т.д. Студенты библиотечно-информационного факультета создадут каталог наиболее интересных (с точки зрения глубины содержания, эстетики) интернет-ресурсов в сфере культуры. Таким образом, пособие будет включать в себя совместный труд и преподавателей, и аспирантов, и студентов.

В настоящее время:

При дальнейшем уточнении содержательного компонента электронного пособия в более детальном осмыслении нуждаются следующие моменты:

1. Проблема терминологической упорядоченности: разведение понятий “электронные ресурсы”, “информационные ресурсы”, “он-лайновые ресурсы” как предмета преподавания, уточнение их смысловой и содержательной нагрузки;

2. Систематизация и классификация информационных ресурсов, в частности, Интернет-ресурсов в сфере культуры;

3. Преемственность в обучении информационным ресурсам (освоение традиционных ресурсов и ресурсов, созданных на нетрадиционных носителях), изучение инструментальных средств, с помощью которых они создаются, последовательное освоение знаний, умений и навыков создания и использования информационных ресурсов (от простого к сложному).

Кроме того, необходимым становится наличие более совершенной собственно технологической базы (учебно-производственной модели), позволяющей осваивать технологию создания, использования и распространения информационных ресурсов в социокультурной сфере.

Шлыкова Ольга Владимировна, профессор кафедры виртуальных компьютеризаций , Московского государственного института культуры и искусств, (с 1991- по настоящее время).
Читаемые курсы: “Интернет ресурсы и услуги”, “Мультимедийные технологии в культуре и образовании”, “Информатика”.

Московский государственный университет культуры и искусств был создан в 1930. Первоначально это был Библиотечный институт. В настоящее время университет является ведущим вузом страны в области культуры и искусства в России. В нем обучается более 8 тысяч студентов, в том числе более чем из 27 зарубежных стран. Подготовку осуществляют 600 преподавателей: 50 из них – академики международных академий, 80 профессоров, докторов наук, около 300 кандидатов наук.

В университете открыто более 19 лицензированных специальностей и 70 специализаций: культурология, народное художественное творчество, социально-культурная деятельность, информационные системы, библиотековедение и библиография, вокальное искусство, режиссура, музейное дело, декоративное искусство и народные промыслы, юриспруденция, экономика и управление на предприятии и др.

В структуре вуза – Институт искусств, Институт экономики, управления и права, Факультет социально-культурной деятельности, Факультет народной художественной культуры и музейного дела, Библиотечно-информационный факультет, Факультет менеджмента и социально-информационных технологий, Институт дополнительного образования, Высшая школа культурологии, Аспирантура. Более 42 кафедр. 5 диссертационных советов с правом присуждения ученой степени кандидата и доктора педагогических, философских, культурологических наук. В университете имеются спорткомплекс, библиотека, 3 шестнадцатиэтажных корпуса – общежития для студентов.

Ректор университета –Киселева Татьяна Григорьевна, профессор, доктор педагогических наук.