Новые направления в образовании
“компьютерных”
детей и подростков.
М.В. Кустарёва
Лицей моды №341, Клуб “Волшебная Мышь”, Москва
Ни для кого не будет открытием, что кругозор многих детей формируется посредством просмотра сомнительного видео, облегченного чтения и компьютерных забав, в виде игр и блуждания по Интернету. Советы взрослых не всегда принимаются должным образом. И вдруг родители замечают, что последние сайты, к которым обращался ребенок — музейные сайты. В вашей библиотеке легкий беспорядок, а ребенок ищет не что-нибудь, а альбомы по изобразительному искусству.
Все это может означать, что идет усиленная подготовка к заседанию Клуба “Волшебная Мышь” (КВМ).
Клуб “Волшебная Мышь”
Поначалу этот конкурс задумывался для компьютерных художников. На сцене стоят 2 компьютера, и 2 команды с их помощью меряются силами, выполняя веселые по форме задания. Зал в это время наблюдает, как создается изображение, как оно может быть обработано с помощью компьютера.
Несмотря на веселую атмосферу, конкурс имеет серьезную образовательную основу. Готовясь к нему, дети изучают биографии художников, знакомятся с их творчеством, общаются с преподавателями и библиотекарями к их огромному удовольствию.
Помимо очевидной пользы, ребята всегда получают и огромный эмоциональный заряд, т.к. в конкурсе присутствуют элементы спортивного соревнования: командная игра и непредсказуемость результата. Зрители же становятся участниками шумного мастер-класса, который проводят сами дети.
После конкурса ко мне подходят преподаватели, в основном компьютерных дисциплин, и просят разрешения использовать те или иные задания на своих уроках.
Конкурс может проводиться по любой теме; самый веселый конкурс получается по анимации. Возраст детей от 8 до 18 лет. В команды стараемся подобрать детей с разными способностями и наклонностями: художественные, артистические, знание компьютера, просто хороший человек, т.е. практически любой
ребенок.Играют в эту игру дети в Москве и в детском центре “Орленок”.
Фестиваль компьютерной графики и телевизионных технологий “Аниграф ТелеКино”
Если в КВМ могут принимать участие все дети, то главное событие для “компьютерных” детей всегда происходит в мае. Это — международный фестиваль компьютерной графики и телевизионных технологий “Аниграф ТелеКино”, в рамках которого существует уникальная для взрослого фестиваля детская программа. На фестивале есть стенд “Детское и юношеское творчество”, где в этом году 10 образовательных заведений из Москвы и Московской области представляли, что интересного в области компьютерной графики могут сделать дети. Все работы поделили на 5 номинаций:
статические изображения
двумерная анимация
трехмерная анимация
мультимедиа продукты
web-дизайн
На стенде идет непрерывный показ работ с объяснениями авторов. Затем жюри отбирает лучшие работы.
Стать участником стенда трудно, очень много желающих. Для всех кто не смог сделать этого, существует заочный конкурс, он проводится на сайте
www.mkids.ruВ этом году детская программа фестиваля “Аниграф ТелеКино” пополнилась новым конкурсом “Детская реклама”. Я понимаю, что от слова “реклама” у многих свело зубы. Но дети сделали замечательные работы на тему мороженое, это было скорее признание в любви. Ассоциация “Столичное мороженое” привезла в подарок 200 порций мороженого и большие торты, так впервые в истории “Аниграфа” дети сами заработали угощение для себя и даже для взрослых и смогли в полной мере оценить практическую значимость своей работы.
“Слово, смысл, форма”
Еще одна новая акция “Аниграфа ТелеКино” — это юношеский конкурс по типографике. Следует отметить, что фестиваль “Аниграф ТелеКино” является своеобразным местом проведения экспериментов, испытательным полигоном, и все новые, яркие мероприятия для “компьютерных” детей, в том числе и КВМ, появляются именно здесь.
“Основная задача конкурса “Слово, смысл, форма” — обратить внимание детей и взрослых к ценностям древнего искусства типографики, искусства организации графического сообщения в пространстве. Типографика старше книгопечатания, в чем-то даже старше письменности. Но сегодня типографика — это книгоиздание, пресса, реклама, телевидение, городские вывески и придорожные указатели, публикации в электронной сети. Это искусство и индустрия надписей. Цивилизованный человек встречается с типографикой повсюду, где возникает нужда в графической передаче идей и информации. Каждый раз, создавая на компьютере текстовый документ, он соприкасается с типографикой. При этом большинство из нас не знает ее законов и традиций. Конкурс, включая его подготовительный период, научит грамотно пользоваться массой возможностей, которые представляют компьютерные программы, повысит культуру типографики в нашей стране. Если после нашего конкурса участники и зрители проявят желание более осмысленно оформлять свои печатные материалы, то это и будет самым важным результатом”. |
|
Губанова Анна,
второе место УВК “Издательское дело” |
Это выдержка из каталога конкурса, который вышел через 2 дня после проведения конкурса. Каталог содержит работы всех участников. Условия конкурса были таковы:
Каждый участник заранее подготовил цитату или пословицу, которая, по его мнению, будет иметь наибольшую ценность для общества в XXI веке (объем текста от 20 до 400 знаков). Все эти ценные мысли были собраны в общий банк. Участники по жребию получили задание — один из текстов. Задача конкурса была следующей: используя текст, создать бумажный эскиз шрифтовой композиции на листе формата А4 и воплотить его в любой компьютерной программе. В распоряжение участников организаторы предоставили карандаши, бумагу, каталог установленных на машине шрифтов, компьютеры, принтеры, сканер. На выполнение задания отводится 2,5 часа (час на создание эскиза, полчаса на работу за компьютером, час на выклеивание и исправление ошибок и неточностей). Разрешалось сокращать текст, сохраняя его смысл, и делать окончательный монтаж без компьютера.
Работы выполнялись на платформе PC и MAC.
Конкурс проходил при поддержке Московского Комитета образования, отборочный тур проходил по Интернету.
У наших детей огромный творческий потенциал и желание созидать, но не все дети умеют рисовать, петь, танцевать и пр. В результате творческие клетки засыхают, оставшись невостребованными. Работать с готовыми шрифтами могут все, реализуя свои представления о красоте и гармонии. Особенно увлеченно подростки делают это, когда они знакомы с какими-то правилами составления шрифтовой композиции. Единственное место, где дети могут выразить себя — школьные столы. Этот труд всегда отмечен преподавателем и не остается безнаказанным. Поэтому конкурс имел закономерно большой успех у подростков, посетителей Аниграфа. Я думаю, что второй конкурс должен стать уже российским и приглашаю к участию всех, кому это показалось интересным.
Такого рода конкурсы необходимы детям. Помимо огромной образовательной пользы, радости общения, они дают детям возможность активно выразить себя и эмоционально разрядиться. Но главное их достоинство, в том, что дети могут видеть не только результат работы, но и сам процесс созидания. А это лучшая школа.
Клуб “Волшебная Мышь” имеет свой сайт, там можно подробнее ознакомиться с нашей работой.
Кустарева Марина Владиленовна.
Окончила Московский авиационный институт. Преподаватель компьютерной графики профессионального лицея Моды № 341. Куратор детской программы международного фестиваля компьютерной графики и телевизионных технологий “Аниграф ТелеКино”. В 1998 году стала победителем Московского городского конкурса “Учитель года” по профессиональному образованию. Председатель Клуба “Волшебная Мышь”. В клуб входят несколько образовательных заведений г. Москвы. Клуб создает новые проекты, связанные с детским и юношеским компьютерным творчеством.