Культура информации как элемент управления
и изучения в ВУЗах.

Л.И. Алёшин
Московский государственный университет культуры и искусств
Адрес: 141406 г. Химки, Московской области, ул. Библиотечная, д.4. кв.52
Тел.: (095)570-52-89

E-mail: cko@msuc.misa.ac.ru

Современное общество все чаще называют информационным. В ряду важнейших задач его социального развития стоит проблема эффективного использования информации. “Создание методов и средств для всемерного использования информации как третьего вида ресурсов,... глобальной информационной инфраструктуры, глобальной информационной супермагистрали и глобального фонда знаний” является “центральной задачей... построения информационного общества XXI в.” (1).

Ежедневно возрастающие потоки разнообразной информации создают сложнейшую проблему выживания социумов. Современные информационно-поисковые системы предоставляют пользователям такое количество разнообразной информации, которую они не способны самостоятельно ни воспринять, ни переработать. Получаемые массивы информации, как правило, обладают избыточностью и неопределенным качеством. В то же время практически любая распространяемая в мире информация находит своего потребителя, особенно это становится заметно в процессе “опутывания” планеты паутиной Интернет. Важным аспектом современного общества является концентрация достоверной информации для управления различными процессами и принятия эффективных решений.

Чем характеризуется окружающая нас информация? С точки зрения информативности, приходится констатировать дублирование, избыточность, хаотичность, а порой и недостоверность. Такая информация не может способствовать принятию правильных решений. Кроме того, немаловажна ее этическая составляющая, состояние которой не может не тревожить многих людей планеты. Ее нельзя классифицировать как просто избыточную. Некоторая ее часть безнравственна, вызывает справедливое возмущение здравомыслящих членов социума и, как следствие, введение определенных запретов на ее свободное, не контролируемое распространение. В то же время в различных слоях общества и все в большем числе среди молодежи наблюдается использование поп культуры и низко культурных выражений. Некоторые свойства человеческой натуры позволяют считать, что такая информация будет всегда или, по крайней мере, еще достаточно долго. Последнее обстоятельство следует учитывать при обучении молодежи особенно будущих высококвалифицированных специалистов.

В обществе наблюдаются стрессовые ситуации, возникающие от информационных перегрузок, которые дезорганизуют мышление и порождают болезненное состояние, получившее название “синдром информационной усталости”. При этом человек одновременно является создателем, “приемником”, хранителем и “передатчиком” информации. Последний элемент, существуя в закодированном виде (символы, знаки и др.), приобретает некоторые свойства транслирующего ее индивидуума. При этом информация трансформируется, приобретая отличные от первоначальных формы и содержания. Данное обстоятельство позволяет утверждать, что информация зачастую субъективна.

Все это актуализирует проблему культуры информатизации. Термины “культура”, “информация”, “культура информации” еще недостаточно формализованы. Можно выявить множество их толкований. Обычно дефиниция “культура” трактуется как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Никакое общество не может существовать и развиваться без соблюдения его членами установленных для всех морально-этических норм. В области создания, сохранения и распространения информации должны функционировать определенные и единые правила, безукоснительно выполняемые всеми членами социума. Существует, например, порядок, при котором научно-технические материалы, поступающие в специализированные периодические издания, рецензируются соответствующими специалистами. В результате удается не допустить в печать (отфильтровать) низкопробную, недостоверную и т.п. информацию.

Высказывается мнение, что культура “ненаследованная информация” (3). Другие авторы полагают, что “сущность культуры вообще в предрешении нашего поведения в социально-типических ситуациях того или иного образа жизни” (4). Культура определяется также как “знаниевый потенциал современного человека” (5). Утверждается, что культура есть “форма общения и бытия индивидов как личностей” (2) и т.п.

Нет точного, однозначного определения и термина “информация”. Считается, что информация существовала задолго до появления человека, например, та, которая может быть закодирована в ДНК, кристаллических решетках, молекулах, атомах и др. В этом смысле информация является свойством различных систем, “оперативными знаниями, необходимыми системе в динамическом процессе, переводящем ее из реального состояния в идеальную” (6). Знания же представляются как “синтезированная системой запомненная информация” (6). Предлагается определять информацию как физическую величину, одну из основных характеристик материи, при этом утверждается, что “информацияпервичная категория миропонимания” (7). Следует отметить, что латинская основа этого термина подразумевает изображение, осведомление, составление понятия о чем-либо, предоставление сведений. Этимологически под информацией понимают сведения об окружающем мире, воспринимаемые человеком или машиной, а также ознакомление, разъяснение, сообщение. В общем случае информация определяется как сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным и каким-либо другим способом или как процесс передачи и получения сведений.

Не углубляясь в этимологию слов “культура” и “информация”, отметим лишь оригинальный подход к проблеме взаимосвязи этих понятий “информацию можно считать формой существования всех знаний, накопленных человечеством за свою историю, культура тогда является способом их хранения и трансляции”. (2)

Словосочетание “культура информации” как понятие не устоялось и может трактоваться различным образом. Например, можно полагать, что оно означает способы представления информации, включающие в себя виды, формы различных данных и их содержание. Утверждают, что это полиграфический уровень исполнения документов или делопроизводство; методы хранения, обработки и передачи данных или методы, способы и средства защиты информации и др.

Несмотря на многообразие толкований, это словосочетание не являет собой отрицание фундаментальной взаимосвязи обозначенных нами выше терминов, а наоборот, подчеркивает их единство и многообразие одновременно, открывая перед нами новые грани проблемы, решению которых необходимо уделить должное внимание. Иллюстрацией многогранности данного термина можно считать взаимосуществование таких понятий как “информационный голод” и “избыточная информация”, объясняющих недостаточное количество необходимой пользователю качественной информации по сравнению с имеющимся в мире огромным общим ее количеством.

Предоставление каждому индивидууму действительно необходимой, а не навязываемой ему информации проблема не простая, решение которой зависит в первую очередь от содержания самой информации, культуры ее создания, организации, подачи, передачи и хранения. Яркий практический пример отсутствия культуры информации ежедневно представляют нам многие СМИ. При этом стратегически важным становится качество самой информации. Сегодня за него никто практически не отвечает.

Проблемы культуры создания и распространения информации оказались не замеченными и невостребованными хотя они весьма актуальны в деятельности менеджеров (управленцев; лиц, принимающих решения). Очевидно, под термином “культура информации” следует понимать совокупность накопленного веками общечеловеческого опыта, основанного на сформировавшихся нормах общения вне зависимости от лингвистических основ и выраженного различными способами этического взаимодействия людей в социальной среде. Общеизвестно, что информация может изменить формы взаимодействия людей между собой и с окружающим миром, способствовать развитию других наук, отраслей народного хозяйства и культуры, решению различных социальных проблем и т.п. В тоже время получение недостоверной информации может вызвать весьма непредсказуемые отрицательные последствия.

Культура информации не только показатель интеллектуального потенциала людей при их общении друг с другом, но и систем, накапливающих, хранящих и воспроизводящих различные данные. Особенно это важно по отношению к молодому поколению любой страны. По данным ЮНЕСКО состояние России определено как “обезличивание и дебилизация” нации (8). А между тем в США значительное внимание уделяется развитию собственной национальной информационной инфраструктуры. Администрация США считает, что ее информация будет оказывать влияние на другие народы мира. Правда, она осознает, что и сама будет “испытывать воздействие динамичной международной среды...” (9).

Основой такого общения может стать определенная “культурная платформа”. Интерпретация этого термина может означать набор накопленных человечеством ценностей, позволяющих не просто интеллектуально общаться друг с другом, но и формировать информационные потоки таким образом, чтобы максимально избегать их засорения ненужной, неэтичной и т.п. информацией, получившей название “информационный мусор”.

Культурная платформа является интеллектуальным фундаментом общества, его национальным достоянием, на котором можно строить распределенные базы, банки данных и знаний. При этом с помощью современных механизмов поиска абонентам будут поступать минимально необходимые, релевантные их запросам данные. Эта платформа обычно определялась ранее как культура смысла и текста – культура информации.

Под культурой информации некоторые авторы предлагают понимать “культуру обращения с документами, извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации, а также ее поиска” (10). То есть, подразумеваются все процессы, происходящие с уже имеющейся (зафиксированной на каком-либо носителе) информацией. Это ли одна из важнейших функций руководителей?!

Культура информации, в первую очередь, является культурой общения, равнозначно распространяемой в горизонтальном и вертикальном направлениях всех сфер управления. Данная проблема решается на уровне освоения основ делопроизводства, делового этикета, имеджиологии и других наук. В современном обществе это должно быть аксиоматично, ибо трудно назвать современным менеджером специалиста, хорошо знающего свое дело, но не умеющего общаться с коллегами, руководителями, оппонентами и различными видами информации. Это одна составляющая данной проблемы.

В качестве следующей компоненты следует отметить умение организовывать (генерировать), сохранять и передавать данные таким образом, чтобы они попадали нужному абоненту и в нужное время. Здесь следует обратить внимание на изучение основ управления, делопроизводства, информатики и телекоммуникаций, аналитико-синтетической обработки документов, теории массовых коммуникаций и др.

В качестве третьей составляющей можно выделить умение руководителей формировать своим подчиненным задания таким образом, чтобы они максимально точно воспринимались последними. Более того, целесообразно формулировать их так, чтобы исполнители могли достаточно легко создавать алгоритм действий для последующего их выполнения собственными силами. Здесь, кроме названных выше дисциплин, важно также отметить основы алгоритмизации и документационного обеспечения управления.

Четвертая компонента подразумевает умение подчиненных, на основе полученных от руководителей данных, формулировать соответствующие варианты, позволяющие вышестоящим специалистам принимать правильные решения. Реализация данной проблемы возможна на основе изучения названных дисциплин, а также теорий управления, массового обслуживания, создания и функционирования баз и банков данных, экспертных систем.

Наконец пятой составляющей можно считать организацию контроля достоверности информации и выполнения принимаемых решений. Следует заметить, что это наиболее трудный аспект решения проблемы, особенно в нашей стране. Конечно, организация мониторинга исполнения различных указаний на основе формирования единых для всех норм имеет вековую историю. Общеизвестны, например, десять заповедей Бога. Любые государственные и общественные указы и заповеди должны учитывать накопленный человечеством опыт, преобразованный (свернутый) в набор единых норм, необходимых каждому члену общества для общения, не ущемляющего собственные и чужие интересы и права. Однако реализация данного аспекта строится не только на основе получения необходимых знаний, умений и навыков. Она базируется на фундаменте политических и экономических решений, принимаемых и реализуемых в каждом конкретном случае в соответствующем регионе. Эта проблема решается на основе изучения таких дисциплин, как делопроизводство, основы алгоритмизации, теории массового обслуживания, автоматизированных систем управления и контроля, интеллектуальных и экспертных систем.

Отсутствие, недоступность, недостоверность информации и неэффективность мониторинга принимаемых решений сводят практически на нет все предыдущие действия и разрывают цикл обращения информации, нацеленный на выполнение задач, одинаково важных для отдельных индивидуумов, организаций, фирм и стран. Данное положение возникает в структурах, не имеющих представление или игнорирующих основные положения жизнедеятельности информации, что свидетельствует об отсутствии у субъектов, их представляющих, культуры работы с информацией, пренебрежительного отношения к лицам, ее получающим и принимающим соответствующие решения. Последние непременно выражают свое, как правило, негативное отношение к подобным событиям. При этом их реакция также не отвечает требованиям цивилизованного информационного обмена. Такой цикл весьма порочен и ведет не к консолидации, а к разрушению общества.

В результате можно сделать вывод о важности изучения всех без исключения аспектов культуры информации. Также следует отметить, что внимательное отношение ко всем ее компонентам способно со временем сформировать действительно дееспособное демократическое общество, деятельность руководителей любых звеньев которого нацелена на процветание, а не угнетение и загнивание данного социума. Необходимый для этого период времени обусловлен, с одной стороны, временем освоения практически всеми членами общества основ культуры информации, которые следует знать как “Отче наш” и уметь применять в различных ситуациях. С другой, – пониманием названных проблем в высшем эшелоне власти с целью организации управления, основанного на обращения со своими гражданами как с равноправными партнерами, обладающими не меньшими знаниями и достоинствами.

Литература:

1. Арский Ю.М. Задачи ВИНИТИ как национального информационного центра на современном этапе формирования информационного общества//Материалы междунар. конф. “Информационные ресурсы. Интеграция. Технологии. НТИ-97”.-М.:ВИНИТИ РАН, 1997.-С.З.

2. Чапля Т.В. Ценностные аспекты информации и культуры//Тез. докл. и сообщ. междунар. научн. конф. “Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы” 17-19 сентября 1997г.- Краснодар: КГАИК, 1997.-С.27-29.

3. Андреева И.М., Зубов Ю.С. “Информационное общество и личность” как культурологическая проблема//Тез. докл. и сообщ. междунар. научн. конф. “Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы” 17-19 сентября 1997г.- Краснодар: КГАИК, 1997.-С.9.

4. Скляр В.В., Кладько Н.А. Культура в новом, информационном мире//Тез. докл. и сообщ. междунар. науч. конф. “Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы” 17-19 сентября 1997 г.- Краснодар: КГАИК, 1997.-С.14.

5. Сляднева Н.А. Имя информационного объекта как комплексная информационно-культурологическая проблема //Тез. докл. и сообщ. междунар. научн. конф. “Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы” 17-19 сентября 1997 г.- Краснодар: КГАИК, 1997.-С.24.

6. Шемакин Ю.И. Семантическая модель самоорганизующихся систем// Материалы междунар. конф. “Информационные ресурсы. Интеграция. Технологии. НТИ-97”.-М.: ВИНИТИ РАН, 1997.-С.213.

7. Волошин И.А. Информация и физика// Материалы междунар. конф. “Информационные ресурсы. Интеграция. Технологии. НТИ-97”.-М.: ВИНИТИ РАН, 1997.-С.37.

8. Кабулов Р. Г. Средства массовой информации как фактор формирования личности//Тез. докл. и сообщ. междунар. научн. конф. “Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее” 11-14 сентября 1996 г.- Краснодар: КГАИК, 1996.-С.61.

9. Курносов И.Н. Глобальная информационная инфраструктура: цели, принципы и механизмы развития//Материалы междунар. конф. “Информационные ресурсы. Интеграция. Технологии. НТИ-97”.-М.: ВИНИТИ РАН, 1997.-С.137.

10. Оленев С.М. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации //Тез. докл. и сообщ. междунар. научн. конф. “Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее” 11-14 сентября 1996 г.-Краснодар: КГАИК, 1996.-С.53.

Алёшин Леонид Ильич - кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного университета культуры и искусств.

Московский государственный университет культуры и искусств обеспечивает подготовку специалистов в области библиотечного дела и информатики, культурологии, социальной работы и искусства.

e. m