Не рано ли объединяться музейным библиотекам в России?

Ирина Солдатенкова
Библиотека по искусству Государственного Русского музея
191011, Санкт-Петербург, ул. Инженерная, 4
Тел.: (812) 3111889
Факс: (812) 3144153
E-mail: RML@spb.org.ru

Библиотечную работу, как и любой другой вид деятельности, невозможно представить без интеграционных процессов. Они существовали всегда на разных уровнях и направлениях. И, если говорить о современных программах по интеграции информационных ресурсов российских библиотек, то, следует отметить, в первую очередь, федеральную программу ЛИБНЕТ, программу “Российские библиотеки в Интернет”, создание “Российского центра корпоративной каталогизации”, одним словом в России сегодня существует целый ряд программ и проектов. Все они направлены на создание универсальных по содержанию и максимально наполненных информационных массивов, стараясь объединить как можно больше библиотек, независимо от их ведомственной принадлежности. И это, конечно, очень важная задача с точки зрения универсального запроса и универсального пользователя. Но, если, наш читатель занимается исследованием узкой области знаний, то ни одна, даже самая крупная универсальная библиотека не сможет в достаточной мере удовлетворить узкопрофессиональный интерес.

Одним из главных направлений работы музейной библиотеки является информационное обеспечение гуманитарного научного исследования. Мы делали и делаем многое, чтобы эта задача решалась быстро и полно. Сегодня на службе у библиотекарей новые технологии, которые дают возможность начать работу по созданию отраслевого корпоративного каталога по гуманитарным наукам. От того, на сколько готовы музейные библиотеки России использовать новые возможности для решения традиционных задач, зависит в конечном итоге успешная работа всего музея?

Новейшие компьютерные технологии начали входить в жизнь библиотек российских музеев с начала 90-х годов. В то время лишь несколько библиотек российских музеев использовали в своей работе компьютеры. Библиотека музеев Кремля с 1993 года, библиотека Русского музея с 1993 года, библиотека Государственного музея-заповедника в Петродворце с 1994 года, библиотека Краснодарского краевого художественного музея с 1995 года. А с 1996 года компьютеризация стала входить в повседневную работу музейных библиотек активно. Но, если четыре и, даже два, года назад, приезжая на семинары в библиотеку Русского музея коллеги со всей России, узнавая об опыте компьютеризации музейных библиотек Петербурга и Москвы, считали, что такая практика не для них, то сегодня все библиотеки выразили желание и готовность внедрять новейшие технологии.

Государственный Русский музей является научно-методическим центром музеев России. Раз в два года научная библиотека совместно с научно-методическим отделом музея организовывают научно-методические семинары для музейных библиотек России. Последний семинар “Библиотека в художественном музее” проходил в конце 1999 года. Основное внимание на нем было посвящено внедрению компьютерных технологий в музейных библиотеках. В семинаре принимали участие представители 20 библиотек со всей России, от Калининграда до Комсомольска-на-Амуре. Подробное анкетирование участников, заполнение стратегических планов и открытое обсуждение вопросов проводилось с целью получить общую картину сегодняшнего состояния информационных технологий в музейных библиотеках России и выработки перспективных направлений работы. Согласно анкетированию, на сегодняшний день, каждая четвертая библиотека-участница имеет программу электронной каталогизации. Это в основном библиотеки центра России. Среди библиотек других регионов России эта цифра гораздо ниже. И сегодня, на мой взгляд, самая важная и сложная проблема, которая тормозит процессы компьютеризации в музейных библиотеках - это проблема децентрализации и информационной изолированности в вопросах применения новейших технологий в музейных библиотеках.

Какое же дальнейшее развитие видится нам в сложившейся ситуации? Одна из основных проблем - это проблема выбора подходящей программы электронной каталогизации для музейной библиотеки. Библиотекари не обладают достаточной информацией о том, что есть. И опыт показывает, что, решив приобрести программу электронной каталогизации, поиск начинают, спрашивая своих ближайших коллег, уже имеющих подобные программы. Последние, в зависимости от ситуации, либо посоветуют им свою программу, если она им нравится, либо, наоборот, начнут ругать все, что связано с компьютеризацией, программистами и будут перечислять колоссальные трудности, которые ждут библиотеку на пути внедрения новых технологий. И в данной ситуации все зависит от случая. Учитывая, что, как правило, поиском занимаются библиотекари, не являющиеся специалистами в компьютерном деле, им трудно принять решение, еще труднее сделать правильный выбор. Сегодня, библиотеки предоставлены в подобном поиске самим себе. Отделы компьютеризации музеев, как известно, сосредоточены на музейных фондах. Единственным приятным исключением за последние годы в моей практике стала библиотека Исторического музея в Москве, сотрудники которой приехали знакомится с опытом компьютеризации Питерских коллег, рука об руку с сотрудниками отдела компьютеризации своего музея. Только совместная работа библиотеки и отдела компьютеризации, дает достойный результат. В противном случае, как правило, мы получаем программу, проигрывающую по своим коммуникативным и сервисным возможностям. Последний научно-методический семинар руководителей музейных библиотек России показал, что сегодня все музейные библиотеки нуждаются в авторитетном совете на основе компетентного анализа процессов компьютеризации в музейных библиотеках. И библиотеки, имеющие программы, но понимающие, что для будущей интеграции необходимо переходить на новый уровень, и те, кто впервые собирается компьютеризировать свою библиотеку. И те, и другие ждут помощи. Как можно им помочь?

На мой взгляд, работа может вестись, как минимум, в трех направлениях.

Первое: Независимая экспертная оценка существующего программного обеспечения по электронной каталогизации.

При этом анализироваться должны не только программы для отраслевых научных библиотек с фондом (от 5 000 до 500 000), но и программы, созданные для крупных универсальных библиотек. Компетентных отзывов, анализа того, на сколько пригодны такие программы для внедрения (хотя бы после частичной модернизации) в отраслевых библиотеках, в которых не только особый пользователь, но часто и запросы поступают на специфический вид информации.

Второе: Рекомендации библиотек по применению программ электронной каталогизации, имеющих в этом практический опыт.

Анализ специфики компьютерной обработки редких изданий, принципов составления отраслевых машиночитаемых рубрикаторов, словарей художников, автоматизированного библиографического поиска в музейной библиотеке и многое другое, что приобретено в результате практической работы – все это очень важно, т.к. эта работа ведется на стыке библиотековедения и информатики.

И, третье. Пожелания потенциальных пользователей.

Сегодня, как правило, библиотеки приспосабливаются к программам, которые им предлагают. Но в идеале мы должны стремится, чтобы программа могла реализовывать любые библиотечно-библиографические задачи независимо от их специфики в отдельных библиотеках. Поэтому нам важно получить от библиотек – потенциальных пользователей программ, информацию о том, что бы они хотели получить от внедрения компьютера.

Сегодня подобный “тройственный союз” информационного взаимодействия становится объективной реальностью. Но для того, чтобы он возник необходимо два условия.

Если сегодня не обратить внимания на сложившуюся очень важную и, в то же время, очень сложную ситуацию в библиотеках музеев России, то через несколько лет мы получим массу разрозненных электронных каталогов. Рано или поздно мы все равно объединимся. Мы напишем программы-конвертеры, разработаем единые отраслевые словари и т.д., но сегодня мы должны начать путь интеграции музейных информационных ресурсов и облегчить тем самым доступ к информации нашим читателям и проблемы, стоящие перед библиотеками, если мы можем это сделать.

Солдатенкова Ирина, научный сотрудник Библиотеки по искусству Государственного Русского музея

Государственный Русский музей - крупнейшее в мире собрание русского изобразительного искусства. Он открылся 7 (19) марта 1898 года и стал первым в России государственным музеем русского искусства. Коллекции Русского музея насчитывают около 400 000 экспонатов. В них представлены произведения всех основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства, все его виды и жанры с Х по ХХ век. Ежегодно в стенах музея проходит около 30 временных выставок, ко многим из них издаются каталоги, альбомы, буклеты.

Первое документальное упоминание о Научной библиотеке Государственного Русского музея (ГРМ)встречается в "Положении о Русском Музее Императора Александра III" 1897 года. Коллекция библиотеки, насчитывающая около 180 000 единиц хранения, включает литературу по всем гуманитарным наукам. Основа фонда и его специфика определена профилем музея - русское искусство.