Произведения:      Нажмите здесь   
  Бапановы Сауле и Алибай 

 Биографические данные 
 
Бапанов Алибай Калтаевич родился в 1953 г. в Кзыл-Ординской области, в 1973 г. окончил Алматинское художественное училище им. Н.В.Гоголя, в 1979 г. -- Московский Государственный художественный институт им. В.И.Сурикова.
Бапанова Сауле Сыздыковна родилась в 1956г. в Кзыл-Ординской области, в 1976 г. окончила Алматинское художественное училище им. Н.В.Гоголя, в 1981 г. -- Московское Высшее художественно-промышленное училище им. С.Г.Строганова. С 1981 г. - члены Союза художников Казахстана. Участники республиканских, всесоюзных и международных выставок.
E-mail: bapan@nursat.kz
 

 В каких собраниях работы 
 
Работы находятся в музеях Казахстана, России, Украины, Китая, Турции, Польши, а также, в частных коллекциях Алматы, Москвы, Франции, Америки, Лихтенштейна, Германии, Швеции.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
1999 "Странствие". Персональная выставка. Галерея "Тенгри-Умай". Алматы. Казахстан;
1999 Выставка в Евразийском университете. Астана. Казахстан;
1998 Международный симпозиум "Войлок-98". Вильнюс, Литва;
1998 II Международный симпозиум. Остров Борнхольм. Дания;
1997 Выставка группы художников РК в Германии. Франкфурт-на-Майне, Бонн;
1997- Персональная выставка. Центральный исторический музей РК. Алматы, Казахстан;
1996 I Международный симпозиум. Остров Гокчеда, Эгейское море, Турция;
1996 Персональная выставка. Государственный музей изобразительного искусства народов Востока. Москва, Россия;
1996 Персональная выставка. ГМИИ им. А. Кастеева. Алматы, Казахстан;
1995 Международный конкурс ковровых изделий. Бодрум, Турция;
1995 Создание серии гобеленов для резиденции Президента РК. Алматы, Казахстан;
1995 Международный фестиваль исламских стран. Тегеран, Иран;
1994 Выставка в музее этнографии. Ольштенек, Польша;
1993 Персональная выставка. "Музей Азии и Тихого океана". Варшава, Польша;
1992 Создание серии гобеленов для банкетного зала дома отдыха "Ак-Булак". Алматы, Казахстан;
1992 Персональная выставка. Министерство культуры РК. Алматы, Казахстан;
1991 Международный симпозиум "Овен-91 "(Сумбле-Тамыз-91). Алматы, Казахстан;
1989 Международная выставка. Канны, Франция;
1989 Международный конкурс "Художественный текстиль-89". Рига, Латвия;
1988 Международный конкурс декоративно-прикладного искусства. Ашхабад, Туркменистан;
1986 Всесоюзная творческая группа "Сенеж". Москва, Россия;
1985 Фестиваль творческой молодежи "Жигер". Алматы, Казахстан;
1983 Фестиваль творческой молодежи "Жигер". Алматы, Казахстан;
1981 Выставка молодых художников РК;
 

 Автор о себе 
 
Нет данных
 

 Критика 
 
Современный гобелен - какой он? Прежде всего, очень разный. Он принимает обличье внушительной тканой декорации на стене (в прошлом - замка, музея или иного общественного здания - теперь); в виде небольшого панно уподобляется жемчужине среди моря пышных драпировок. Как аналог станковой картины всегда кстати в выставочном зале или обычном жилище; наконец, это сувенир - знак памяти о месте, что посетил турист. Даже маленький фрагмент в этой виртуозной технике способен вызвать неодолимую жажду владеть им, трогать руками, любоваться.
Таковы первые (несколько сумбурные) впечатления при первом уже посещении мастерской Алибая и Сауле Бапановых. Семейные творческие мини-группы для Казахстана не редкость. Но какие они непохожие! И единство такого союза скрепляет порой не сходство, а в какой-то степени контрасты натур. К Алибаю Бапанову вполне применимы слова, которыми наградили римляне времен Нерона писателя Петрония: "арбитр изяществ . Он кажется иной раз персонажем со страниц восточной миниатюры (ученый, маг, поэт?). Портретиста наверняка заинтересовали бы характерные черты его облика - легкий наклон корпуса, головы вперед к реальному или воображаемому собеседнику, взгляд сосредоточенно-рассеянный, обаятельная полуулыбка. Так можно смотреть и видеть незримое-героев легенд, тайны преображения косной материи в пластику живого и одухотворенного.
Человек и природа воспринимаются художником то B гармонии и взаимном притяжении. то в неистовстве драматических конфликтных начал. Отсюда проистекает многоголосие его произведений, "неизменных в своей изменчивости", если применить термин дальневосточной философии. Классичные и авангардные по своей стилистике композиции - своеобразный универсализм мышления автора, его вкус и эрудиция ( Священное дерево, 1994, "C любовью к Миро", 1993, Вечность, 1992, "Сотворение", 1990, и другие).
Эффект воздействия гобеленов совершенно особый. Он неотделим от сложной фактуры, магии мерцания полутонов и оттенков. Есть колдовская сила и в столкновении плоскостей чистого цвета, как в витраже, Во всем - волнуюшая подлинность рукотворного: от окраски шерсти вручную до самого процесса ткачества. Здесь на помощь приходит жена Алибая Бапанова - Сауле, художник и исполнитель в одном лице. Она чувствует уклончивую непредсказуемость материала и техники, чутко корректирует рисунок картона. Склоняясь к станку, она грациозным движением ведет уток, переплетает его с натянутыми на раму нитями . и основы. Быстрый, точный жест - и сотканный участок гобелена уплотняется нехитрым вилкообразным инструментом. И вдруг происходит нечто странное: теряется ощущение конкретности пространства и времени. Так могла работать еще в прошлом веке (или в совсем отдаленную эпоху) народная мастерица. Ведь вышивание и ткачество для убранства юрты - старинная обязанность хозяек дома. И абсолютно неважно, что техника гобелена появилась значительно позже в творчестве профессионалов. Для довершения иллюзии "погружения в ретроспекцию" на полу мастерской лежат узорные войлоки - текеметы. Это авторские произведения с использованием традиционного способа: рисунок (орнаментальный или фигуративный) выкладывается на специальной основе из пушистой шерсти; она цветная или натуральной окраски. Изделие смачивается, пропаривается и скатывается под давлением. Узор и фон словно проникают друг в друга, становятся смягченными, живописными. Обычно текеметы бывают односторонними; у Бапановых есть собственный секрет технологии, при котором изделия - двусторонние (по рисунку). Художники относятся к своему созданию вполне непринужденно. О посетителях этого не скажешь: они осторожно обходят часть территории с почти музейными экспонатами.
Есть и другой вариант использования войлока: на низком столике размещены шапочки, плоские и конусообразные, с деликатными вкраплениями ярких или темных мазков на светлой основе. "Это все Алибай экспериментирует", - говорит Сауле, и глаза ее сияют. В этот момент она кажется особенно похожей на одну из героинь казахского эпоса: те же женственность и достоинство при умении вдруг отступить в тень, на дальний план, так как это делала Кортка ("Кобланды-батыр"). Ее эмоциональность, импульсивность нашли выход в собственных гобеленах и сувенирных изделиях иных техник. Художницу влекут формы, что возникают, меняются, исчезают: птицы в полете, облака и еще причудливые лепестки, в которых угадывается столь любимый на Востоке ирис ("Светлое небо", "Букет на столе", "Ирисы", 1993 - 1994).
Умение творчески преображать традиционные, иногда почти забытые приемы народного прикладного искусства, придать им остроту и новую выразительность - одна из причин обращения Бапановых к плетению узорных циновок из стеблей степной травы (чий или ши). Каждая травинка, обернутая цветными шерстяными нитями, крепится к секции. Последние соединяются на специальной раме плотными нитями или тонкими шнурами. Художники сделали почти невозможное - десять лет тому назад они создали в этой технике монументальную композицию "Айтыс" для интерьера фирменного магазина "Казахстан" в Волгограде (Россия). На персональной выставке 1992 года они показали горизонтальные шим ши, близкие ритмам современной архитектуры. Постоянная творческая работа, воплощение своих замыслов в материале требуют большого напряжения сил. Однако Алибай и Сауле Бапановы находят время и для дружеского общения с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья. Они - организаторы приватного симпозиума по войлоку "Овен-91" ("Сумбле-Тамыз-91"), педагоги Художественной академии. И похоже, в этой семье есть достойный преемник традиций - это двенадцатилетний сын Агин, по просьбе и эскизу которого появился на свет два года назад гобелен "Странствие". Пусть дорога в страну искусства будет и для него удачной...
Наталья Вулл. 1995
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO