Произведения:      Нажмите здесь   
  Файбисович Семен 

 Биографические данные 
 
1949 родился в Москве.
1966-72 учился в Московском архитектурном институте.
1977-89 член Горкома графиков.
Живёт и работает в Москве.
 

 В каких собраниях работы 
 
Европейский торговый Банк, Москва
Фирма "Идигов Продукт", Москва
Phyllis Kind Gallery, Чикаго, Нью-Йорк, США
Struve Gallery, Чикаго, США
Museum Ludvig, Кельн, Германия
Neue Galerie Sammlung Ludwig, Аахен, Германия
Gаllerie Inge Baecker, Кельн, Германия
Kunsthalle in Emden, Эмден, Германия
Музей современного искусства, Лодзь, Польша
Galerie P.Sprovieri, Рим, Италия
Time Magazin, Нью-Йорк, США
Nancy and Norton Dodge collection, Zimmerly Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США
J.Stewart, A.Lobell, Нью-Йорк, США
L.Pollock, Чикаго, Бостон, США
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

2010 — «Очевидность». Московский музей современного искусства. Москва.
2008 — Comeback. Галерея Риджина. Москва.
2003 — Львов глазами Москаля. Москва-Киев-Львов.
2002 — Pro Зрение. II международный фестиваль фотографии. Нижний Новгород. Проект «Земля и небо».
2001 — «Возвращенные ценности». Галерея Риджина. Москва.
2001 — «Всему свое время, всему свое место…». Музей и общественный центр А. Д. Сахарова.
2001 — «Мои окна». Московский дом фотографии.
2001 — «Узел под соснами. Двойной сеанс». ТV галерея. Москва
2000 — «Каждый охотник желает знать…» XL галерея. Москва.
2000 — «Живые и мертвые» (воспоминание о лете). Галерея Марата Гельмана. Москва
1999 — «Наш пух». Зверевский центр современного искусства. Москва.
1997 — «Холодок бежит за ворот». L-галерея. Москва
1995 — «Прощальный юбилей» (совместно с Б.Орловым). Галерея «Риджина». Москва
1994 — «Хроника текущих событий». Якут Галерея. Москва
1993 — «Очевидность». Галерея Риджина. Москва
1992 — «Последняя демонстрация». Галерея Риджина. Москва
1991 — Galerie Inge Baecker. Кельн. Германия
1990 — Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США
1990 — Первая Галерея. Москва
1989 — Phyllis Kind Gallery. Чикаго. США
1988 — Phyllis Kind Gallery. Нью-Йорк. США

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

2007 - Верю! Центр современного искусства "Винзавод". Москва
2004 - Москва Berlin Берлин Moskau. 1950-2000. Государственный Исторический музей.
- Nostalgic Conceptualization: Russian Version. Schimmel Center for the Arts, Pace University, New York..
- Through the Past to the Future. Art Hall of the Pacific Design Center - West Hollywood, Los Angeles, California..
- Писатель рисующий. Живопись и графика писателей в собрании государственного литературного музея. Москва..
- Фотобиеннале 2004. Пятый Международный месяц фотографии в Москве. Проект `Риму-Рим` и серия `Скутеры`. Петровский пассаж..
2003 - Semyon Fajbisowitsch, Allen Jones, Timur Novikov, Robert Rauschenberg, Andy Warhol u. a. Galerie Bleibtreu. Berlin..
- Berlin Moskau 1950-2000.. 2003/ 04. 2004. Berlin..
- Новый отсчет. Цифровая Россия вместе с Sony. Московский Дом художника..
- Remembrance. Russian Post-Modern Nostalgia. Art Museum of the Yeshiva University, New-York..
2002 - Актуальная русская живопись. Новый манеж. Москва.
- Серебряная камера. Выставка-конкурс фотографии. Московский дом фотографии.
- Фотобьеннале 2002. Четвертый международный Месяц Фотографии в Москве. Серия "Отдых в Турции" в разделе "Дети и детство" (мост Багратион) и проект "Времена года" в разделе "Ландшафт" (Большой Манеж).
2001 - Арт-Москва. Фотосерия "Стадион "Локомотив". Представлена галереей "Эксперт".
- "Русские художники – Энди Уорхолу" (в рамках фестиваля "Неделя Уорхола в Москве"). Выставка галереи М. Гельмана.
- Эпоха Сахарова. Музей и общественный цент им. Андрея Сахарова
- Выставка новых поступлений. "Московский дом фотографии"
- Артманеж. VI ярмарка современного искусства. Экспозиция галереи Риджина. Манеж.
2000 - Искусство ХХ века. Новая постоянная экспозиция ГТГ.
- "Сериалы". ГЦСИ, Манеж.
- "Серебряная камера 2000". Конкурс на лучший фоторепортаж о Москве. Московский дом фотографии, Манеж.
- Московская международная художественная ярмарка АРТМАНЕЖ. Экспозиция галереи Риджина.
1999 - "Музей современного искусства". Русское искусство конца 50-х – начала 80-х. Проект А. Ерофеева. ЦДХ. Москва
- "Act 99". Австрия – Москва. Музей г. Вельтс – Манеж.
- "Послевоенный русский авангард" из собрания Юрия Трайсмана. Гос. Русский музей – Гос. Третьяковская галерея – музей университета Майами (США).
- Выставка-лаборатория "Идея музея СССР". Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова. Москва. Куратор Ю. Злотников.
1997 - "История в лицах". Передвижная выставка по городам российской провинции. Институт Открытое общество, Государственный музей заповедник "Царицыно".
- "Московский гиперреализм. Выставка пяти". Проект Ассоциации московских галерей в рамках весеннего ART манежа.
- Проект "Всеобщее поздравление". Экспозиция галереи "Сегодня" в рамках осеннего ART манежа.
1997 "История в лицах" (из коллекции современного искусства Музея-заповедника "Царицыно"). Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург (каталог)
Международная художественная ярмарка "Арт-Манеж", проект "Ассоциации московских галерей" ("Московский гиперреализм. Выставка пяти"). Манеж, Москва
Серия экспозиционных и каталожных проектов Л. Кашук. Москва
"Мир чувственных вещей в картинках – конец ХХ века", галерея М`АРС. ГМИИ им. Пушкина, Москва
Симпозиум "Переславские диалоги". Галерея "Сегодня", Москва
Международная художественная ярмарка "Арт-Манеж", галерея "Сегодня" ("Всеобщее поздравление"). Манеж, Москва (каталог)
1995 "Nonconformist Art from the Soviet Union". Zimmerly Art Muzeum. Университет Рутгерс, Нью-Джерси, США
"Искусство умирать". Якут Галерея."Манеж", Москва
"Прогулки за горизонт". Профсоюзная, 100, Москва
1994 "Art Fair Colognе". Galerie Inge Baecker. Галерея Спровьери. Кельн, Германия
"Before Neo and After Post - The New Russian Version". Lehman College Art Gallery, Бронкс, Нью-Йорк, США
1993-94 "Old Symbols, New Icons in Russian Contemporary Art". Stewart Levy Gallery, Нью-Йорк, США
1993 "Монументы: трансформация для будущего". ICA, Нью-Йорк, ИСИ, Москва. ЦДХ, Москва
"Белая ночь". Якут Галерея, Москва
"Арт-Гамбург" (Искусство стран Восточной Европы). Galerie Inge Baecker. Гамбург, Германия
"M`AIDEZ/MAYDAY". Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США
1992 "Искусство из пеpвых pук, или Апология застенчивости". Галерея "Риджина", Москва
"a Mosca... a Mosca...". Villa Campoleto, Ercolano; Galleria Comunale d`Arte Moderna, Болонья, Италия
"My Father`s House Has Many Mansions". Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США
"Glasnost Under Glass". Ohio State University, Колумбус, США
1991 "Staats Portrait". Galerie Inge Baecker, Кельн, Германия
1990 "International Art Fair". Чикаго, США
"Adaptation and Negation of Socialist Realism". Aldrich Museum of Contemporary Art, Коннектикут, США
"FIAC". Париж, Франция
"Art Fair Colognе". Кельн, ФРГ
"Традиции русской живописи". Музей истории и реконструкции Москвы, Москва
"Painting in Moscow and Leningrad". 1965-1990. Columbus Museum of Art, Колумбус, США
1989-90 "Von der Revolution zur Perestroika. Sowjetische Kunst aus der Sammlung Ludwig". Kunstmuseum, Люцерн, Швейцария; Palau de la Virreina, Барселона, Испания; Musee d`Art Moderne, Сент-Этьен, Франция
"Wirklichkeit Als Konzept II. Die Jungere Generation". Galerie Inge Baecker, Кельн, ФРГ
1989 "Фото в живописи". Первая Галерея, Москва
"Behind the Ironic Curtain". Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США
"Interart". Познань, Польша
"Moscow-3". Eva Poll Gallery, Западный Берлин
"International Art Fair". Чикаго, США
1988 "Ich lebe - Ich sehe". Kunstmuseum, Берн, Швейцария "International Art Fair". Чикаго, США
"Art Fair Cologne". Кельн, ФРГ
"Art Messe". Базель, Швейцария
"Glasnost". Kunsthalle in Emden, Эмден, ФРГ
"Behind the Ironical Curtain". Galerie Inge Baecker, Кельн, ФРГ
"Лабиринт". Дворец молодежи, Москва
1987 "Direct from Moscow". Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США
"International Art Fair". Чикаго, США
"Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Post-Socialistic Realism: New Soviet Reality". Firebird Gallery, Александрия, США
1985 XVI молодежная выставка, Москва
1984 XV молодежная выставка, Москва
1976-88 Выставки на М.Грузинской, 28, Москва

 

 Автор о себе 
 
То, что я пока сделал, распадается на два основных периода. Первый - семидесятые-восьмидесятые - определялся существованием в зоне действия грандиозных сил притяжения, придавливания, припертости внутри тоталитарного силового поля, застывшего миража. Постановочная магия всего окружающего, любого произвольно взятого момента пространства и времени, гипнотизировала, провоцировала игру в гляделки на манер кролика и удава. Отвести взгляд удавалось, только переведя его на собственный холст. Экспроприировать посредством убогого объектива, иногда с риском для здоровья и безопасности, вибрирующие куски замороченной реальности и заниматься домашними апроприациями. Достижение цельности и единства не входило в круг художественных задач: сама реальность, как и положено произведению высокого искусства, предлагала удивительную, тотальную цельность. С другой стороны, в этом единстве было что-то низкоклеточное, когда любой малейший фрагмент содержит и несет в себе целое, его печать, код, хромосомный набор, репрезентирует его, как капля воды. Второй период связан с новой визуально-психологической реальностью, которая по контрасту с предыдущей ощущается как фрагментарная, совершенно незначимая, и нет более нужды избавляться от наваждений - исчезло очень многое, объявлявшееся твердым, а бывшее лишь густым. Однако после снятия внешнего напряжения дало знать о себе внутреннее, как у глубоководной рыбы, вытащенной на берег. На что смотреть глазами, вылезающими из орбит? Что делать, если напряжение ушло, а привычка к напряженному, постоянному вглядыванию осталась? Постепенно внимание сосредоточилось на зримых проявлениях физиологических процессов, происходящих в собственном глазу. Как слово, произнесенное много раз подряд, теряет свой привычный, обиходный смысл, вспучивается, слоится и множится иными смыслами в иных измерениях, так и постоянное вглядывание в окружающий мир проявляет вибрацию визуального пространства, наличие некоего промежуточного слоя, проходя через который, будучи обработаны им, зрительные впечатления трансформируются, а то и обнаруживают иную природу: постоянно можно наблюдать изумрудно-фиолетовые пружинки, меняющие конфигурацию и убегающие из поля зрения, работу механизмов остаточного зрения, проецирующих на закрытое веко, как на экран, негативного рода версии того, что только что видели открытые глаза, утреннее или алкогольное размножение предметов и т.п.
Во всех этих процессах ОЧЕвидность демонстрирует неистребимую субъективность, ставя под большой вопрос свой обиходный, привычный смысл.
Продукты неизмышленного визуального восприятия, реалистические по определению, то и дело выглядят абстрактными, предметность плавно перетекает в свою противоположность, а внутреннее занимается перманентным заглатыванием внешнего; мерцающий текстуально-контекстуальный обмен попахивает концептуализмом и подлизывается к постмодерну, пластический характер некоторых результатов косит под сюрреализм, а по совокупности возникает инновативное поле, в том числе и для решения живописно-пространственных задач.
 

 Критика 
 

Семен Файбисович определенно самый интеллектуальный представитель живописного фотореализма Москвы. Внутри направления – он единственный, кого интересует не столько жесткая работа с фотографией как с "исходным материалом", сколько преодоление последнего, перемещение выбранного "объекта исследования" в иной контекст. Новая реальность создается удвоением приема. "Объект", получив интерпретацию фотографического фокуса, проходит через живописную пластику. Результат – создание новой реальности – достигается не методом фотоувеличения (blow up), а тончайшим "распылением" фокуса. Изображение становится многомерным. Файбисович как бы ставит под сомнение прямое касание к реальности, его полотна – философская интерпретация действительности. Склонность к философским высказываниям, безусловно, ставит творчество художника в международный актуальный контекст, один из главных постулатов которого – искусство второй половины ХХ века подменяет собой функции философии. Двойное остранение позволяет Файбисовичу с почти буддийским спокойствием касаться и социального дискурса, и заниматься анализом внутренней жизни человека, и исследовать пейзаж за окном. Активно работавший в технике живописи, последнее время Файбисович отошел от живописной практики. Его инструмент познания действительности на нынешнем этапе – чистая фотография. Это логично для художника мыслящего философскими категориями, ибо анализ действительности с помощью фототоаппарата – не столько конечный результат творчества (хотя фотографические опыты Файбисовича достойны отдельного рассмотрения), сколько, будем надеяться, подготовительный материал для дальнейших живописных эссе. Тем более, что художник не раз высказывался о возможности вернуться в лоно актуальной живописи. На выставке зритель получит редкую возможность познакомиться с произведениями художника, ставшими классикой русской актуальной живописи.

Елена Селина
Текст к выставке "Актуальная русская живопись. 1992 – 2002."

Хoтя Файбисович не избегает явно политических образов в своей работе, его подход все же далек от соцарта. Так же как Комар и Меламид, он отметил этот год как великое прощание с коммунизмом. Но в отличие от них и от своего старшего друга Эрика Булатова, который тоже разоблачал и высмеивал идеологические корни советской визуальной мифологии,Файбисович заворожен органически видимыми проявлениями советской реальности с ее тканью, красками, воздухом (или его нехваткой). Мог ли самый воздух восприниматься как советский? И даже краска в вагоне электрички, обои в квартире, асфальт на улице, штукатурка домов быть как бы идеологически окрашены? И небо цвета партийного флага? Файбисович доказывает, что именно так.
В его жанровой живописи нет ничего от Хогарта, ибо ее предметом является не социальное зло, а сам воздух, атмосфера обреченного оптимизма, преобладавшая на советских улицах и в общественных местах, настроение, явное не только в гримасах на лицах советских граждан, но прежде всего в том особенном освещении и цвете, каких не найти больше нигде в мире.

З.Зиник .Из статьи "Pictures of My Moscow Friends". - "Modern Painters". A Quarterly Journal of the Fine Arts. England, Winter 1993

Сквозь картину, как сквозь окно, сквозит безусловная реальность - искусство наследует жизни. Но и жизнь наследует искусству, и, думается, эта жизнь будет часто иметь цвет и привкус прозрачной живописи Семена Файбисовича. Смотрение сквозь ничем неограниченный, многослойный прозрачный экран становится необходимым условием видения мира.

Л.Бредихина. Из статьи "Последняя демонстрация". "Риджина": сентябрь 1990 - июль 1993. Хроника. Москва, 1993

Схватка с жизнью в ее самом конкретном, самом будничном, самом дешевом выражении начинается, когда живопись перестает быть заведомо "хорошей", а начинает быть такой, какой она должна быть. Когда она возникает сама собой, уже непонятно из чего. Кто победит? Кто кого перетянет? В поединке искусства с жизнью одно из двух должно заставить другое изменить свою природу". Зачем эта сверх-пристальность? Может быть, для того только, чтобы заметить расходящиеся швы видимости, оче-видности. Заметить, как очевидность обнаруживает свою призрачную природу и передать это пластически. Преодоление материала, преодоление материальности, предметности, в идеале - беспредметная живопись.

М.Айзенберг. Из статьи "Вернисаж на фоне праздника". "Риджина": сентябрь 1990 - июль 1993. Хроника, Москва, 1993

Семен Файбисович безусловно принадлежит к пространству так называемого современного искусства - искусства концепции, интерпретации, напряженной работы с культурными смыслами. Однако его всегда отличала какая-то врожденная уверенность в ценности пластического визуального опыта. С точки зрения актуального художественного пространства, напоминающего междисциплинарный коллоквиум по философии, истории и культурологии, подобная уверенность выглядела до последнего времени слегка архаичной, но сейчас, в условиях кризиса как пластических, так и концептуальных направлений, художественный язык Файбисовича воспринимается как наиболее актуальный. Вера в неисчерпанность визуального опыта для искусства позволила ему использовать все выразительные средства фотоизображения, абстрактной и фигуративной живописи и, создав сложное поле взаимодействия различных культурно-исторических контекстов, добиться эффекта целостного эмоционального восприятия.

А.Медведев. Из статьи "Красным по черно-белому". - "Общая газета". №20 1995
 

 Библиография 
 
* Ковалёв А. Именной указатель. — М.: НЛО, 2005.
* Кикодзе Е. Пустой телевизор // Независимая газета. — 2000. — 20 дек.
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO