-
- 1968 г. - родился в Ворошиловграде
1991 окончил Московский Государственный технический университет (факультет машиностроения)
1992-94 участник Интернационала "Белка"
Живет в Москве
работает вместе с Владиславом Ефимовым и Алексеем Шульгином
со-владелец галереи Электробутик http://electroboutique.com
-
-
- А.Ирбит, Г.Осецимская, Москва
М.Хофф, США
Частные коллекции : Германия
М.Олшебай
-
-
- Избранные персональные выставки и проекты:
2009 в рамках выставки "Unconditional love", 53 Венецианская Биеннале, Венеция, Италия
2008 "Крити-Поп". Electroboutique, Владислав Ефимов, Аристарх Чернышев, Алексей Шульгин,ММСИ, Москва
2007 Цифровая история современного искусства. Возвращение живописи (совместно с Алексеем Шульгиным). Electroboutique ViewStation, АРТСтрелка, Москва
2006 Утечка данных. XL Галерея, АРТСтрелка, Москва
Телекожа. Electroboutique ViewStation. АРТСтрелка, Москва
Абстракционизм для всех (совместно с Алексеем Шульгиным). Powerred by Еlectroboutique ViewStation. XL Галерея, АРТСтрелка, Москва
2005 Поэтическая экономика. Electroboutique ViewStation, АРТСтрелка, Москва
КоМутация (совместно с Вл. Ефимовым). Параллельная программа 1-ой Московской биеннале современного искусства, XL Галерея, Москва
2004 Эхо эфира (совместно с Вл. Ефимовым). 4-ый фестиваль "Современное искусство в традиционном музее, Центральный музей связи имени А.С.Попова, Санкт.-Петербург
Пузыри (совместно с Вл. Ефимовым). XL Галерея, Москва
Скрининг видеоработ (совместно с Вл. Ефимовым). Институт Современного Искусства (ICA), Лондон, Великобритания
2002 I`ll be back (совместно с Вл. Ефимовым). XL Галерея, Москва
Нирвана (совместно с Вл. Ефимовым). Галерея "Улица О.Г.И.", Москва
Проект памятника Арнольду Шварценеггеру в роли Терминатора Т-800. (совместно с Вл. Ефимовым), Forum Stadtpark, Грац, Австрия
2001 Генетическая гимнастика 2 (совместно с Вл. Ефимовым). 2-ой фестиваль "Современное искусство в традиционном музее, Музей-квартира академика И.Павлова, С.-Петербург
2000 Генетическая гимнастика (совместно с Вл. Ефимовым). Клуб "Дом", Москва
1999 Музыка из реторт. Визуальный музыкальный перформанс (совместно с Вл. Ефимовым и А. Борисовым). В рамках музыкального фестиваля "Ихтиология". Клуб "Дом", Москва
Музыка из реторт. Визуальный музыкальный перформанс (совместно с Вл. Ефимовым и группой "F.R.U.I.T.S."). В рамках ежегодного фестиваля цифровой музыки "Electric Future" ЦДХ, Москва
1998 Сияющие протезы (совместно с Вл. Ефимовым). TV Галерея, Москва
1997 Opus Magnum (совместно с Вл. Ефимовым). Арт - Москва, TV Галерея, Москва
1996 Гальвани (совместно с Вл. Ефимовым). TV Галерея, Москва
Избранные групповые выставки:
2006 Art Basel Miami Beach. XL Галерея. Collins Park at the Beach, Майами Бич, Флорида, США
Третий Московский международный салон изящных искусств. XL галерея, Манеж, Москва
Арт Москва 2006. XL Галерея. Центральный дом художника, Москва
Да будет видео! Русский видеоарт 1996-2006. В рамках ярмарки Арт Москва 2006. Центральный дом художника, Москва
Фотобиеннале`06. Фотоцентр Союза Журналистов, Москва
Инновация. Итоговая выставка работ, представленных на соискание премии в области современного изобразительного искусства за 2005 г. ГЦСИ, Москва
2005 Чудо света. Новый Манеж, Москва
Art Basel Miami Beach. XL Галерея. Collins Park at the Beach, Майами Бич, Флорида, США
Observatori-05. Mitos - Idolos - Hibridos. Проект галереи La Sala Naranja, Валенсия. Museo Principe Felipe, Валенсия, Испания
Художники начала века. Видеоарт. Галерея WAM, Москва
Frieze Art Fair 2005 . XL Галерея. Regent`s Park, Лондон, Великобритания
FIAC 2005. XL Галерея. The Parc des Expositions, Porte de Versailles, Париж, Франция
Портрет лица. Галерея М. Гельмана. ЦСИ М`АРС, Москва
Water Pieces 05. Noass Gallery, Рига, Латвия
Арсенале 2005. Арсенал, Нижний Новгород
A second side. Международная биеннале современного искусства IBCA 2005. Национальная Пражская Галерея, Прага, Чехия
Арт Москва 2005. XL Галерея. Центральный дом художника, Москва
P.S. За красным горизонтом. ГЦСИ, Москва
Грац - Москва. ГЦСИ, Москва
Россия 2. Проект галереи М. Гельмана. Специальный проект в рамках 1-ой Московской биеннале. Центральный дом художника, Москва
2004 Искусство - это иллюзия. Галерея RuArts, Москва
Human-Machine Interface. Галерея Rum46, Аархус, Дания
Арт Москва - 2004. XL Галерея. Центральный дом художника, Москва
Faster than History. Музей современного искусства Kiasma, Хельсинки, Финляндия
2003 Новый отсчёт. Цифровая Россия. Центральный дом художника, Москва
Стиль XL. XL Галерея, Москва
Банки и кубки. Центр Мейерхольда, Москва
AiR_port takeOFF 1 . Forum Stadtpark, Грац, Австрия
Пишущая машинка (Выставка цикла "Штучки"). Выставочный зал Института ПРО АРТЕ, Санкт-Петербург
2002 Структуры сигнала. Мансарда ГЦСИ, Москва
Трансформации. Мансарда ГЦСИ, Москва
Арт Москва 2002. Галерея Улица ОГИ. Центральный дом художника, Москва
Фотобиеннале`02. Центральный выставочный зал "Манеж", Москва
2001 Искусство, Масс- и Мультимедиа: Пути Пересечений. Выставка в рамках семинара-симпозиума "Современное искусство: экология искусства в индустриальном ландшафте". ГЦСИ. Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
Байкал. Проект культурного сотрудничества. Иркутск, оз. Байкал
Выставка современного русского искусства . Schloss Graffenegg, Вена, Австрия
Milano Europe - 2000 . La Triennale di Milano, Милан, Италия
Мастерская Арт Москвы. Центральный дом художника, Москва
Iskusstvo 2000. Kunstverein Rosenheim, Розенхайм, Германия
2000 Искусство против географии. Государственный Русский Музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург
Грани. Передвижная выставка современного искусства. ГЦСИ, Картинная галерея, Новосибирск
Сериалы. Выставка современного искусства. ГЦСИ, Манеж, Москва
Динамические пары. Выставочный проект к 10-летию галереи М. Гельмана. Манеж, Москва/Дом Архитекторов, Нижний Новгород
Междудейственное искусство. Зверевский центр современного искусства, Москва
Кураторские проекты:
2004 Войнушка. Коллективный проект студентов института ПроАрте. (Совместно с В. Ефимовым). В рамках 4-го фестиваля "Современное искусство в традиционном музее, Военно-Исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург
1995 Искусство принадлежит народу. Часть II : произведения искусства в витринах магазинов. С Р. Егоровым и А. Пановой. Мясницкая улица, Москва
1994 Искусство принадлежит народу. Часть I : произведения искусства на городских рекламных щитах (Совместно с Р. Егоровым и А. Пановой), Москва
1993 Местное время. Фестиваль непрофитных проектов. (Совместно с А. Петлюрой и Р. Егоровым). Петровский бульвар 12, Москва
Преподавательская деятельность:
2004 Институт ПроАрте, Санкт-Петербург
2003 Институт проблем современного искусства, Москва
Московский авиационный институт (МАИ), Москва
-
-
- ПРОЛОГ (ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ)
Прежде чем приступить к изложению главных постулатов аттракционизма, хочу процитировать постигнувшего великую силу "циюнь-шэндун" Владимира Левашова: "Художник-радикал пьет энергию из "общественной практики". Адепт психоделики закидывается соответствующими веществами; традиционалист приникает к историческим сокровищам. Приверженец мультимедиа полагается на возможности виртуальных технологий; "современный художник" повязан по рукам и ногам структурами contemporary art и механизмом карьеры, а коммерческий художник - арт-рынком. Поп-звезда же подпитывает ресурс восторгом фанатов и вянет без ауры популярности.
Так или иначе, искусство всегда отирается в местах крупных запасов энергии или ее безудержной траты: возле славы, денег, технологии, политики, эротики, наслаждений, бедствий и т. д."
И в этом он совершенно прав!
Несмотря на то, что я занимаюсь тем самым пресловутым contemporary art, я тоже иногда бываю зрителем, и, будучи зрителем, хочу получать при встрече с искусством некие (смутные, иррациональные, заранее не ожидаемые, в общем, точно неизвестно какие) впечатления, а вместо этого, очень часто чувствую, что не я подпитываюсь энергией художника, а, наоборот, из меня высасывают мозг и жизненные силы.
ТЕОРИЯ ПРИБАВОЧНОГО СМЫСЛА
Капитализм породил прибавочную стоимость, Маркс создал теорию прибавочной стоимости.
Аттракционизм предугадал теорию прибавочного смысла.
Итак, что же такое прибавочный смысл и откуда он возникает?
Существование информации невозможно без трех условий:
1. Наличие источника информации.
2. Наличие канала передачи информации.
3. Наличие приемника информации.
В нашем случае: 1 - это окружающий мир или внутренний мир художника, 2 - художник и его произведение, 3 - зритель.
Мир полон различных сигналов и посланий, но художник, при помощи своего художественного видения, выбирает только отдельные сигналы и транслирует их зрителю посредством своего произведения, зритель же, получая и анализируя эту информацию, вырабатывает свои смыслы, возможно, очень сильно отличные от тех, что пытался ему сообщить художник, который, в свою очередь, тоже как-то интерпретировал окружающий или свой внутренний мир.
Таким образом, прибавочные смыслы возникают, как на этапе создания произведения, так и на этапе его потребления.
И для художника-аттракциониста (далее ХА) одной из главных задач является втягивание зрителя в процесс взаимодействия с его произведением.
И для достижения этой цели ХА должен использовать все возможные средства, которых, в общем-то, не так уж много: первое - это создание игровой ситуации; второе - активная и сознательная эксплуатация приемов поп-культуры в интересах искусства; третье - использование механизмов масс-медиа для продвижения произведения.
АТТРАКЦИОН КАК ГЕНЕРАТОР ПРИБАВОЧНЫХ СМЫСЛОВ
Наши коллеги из индустрии развлечений, кино и театра уже давно поняли, что продавать нужно зрелище, и очень преуспели на этой стезе, поэтому ХА должен перенимать их опыт работы со зрителем. Поскольку искусство вещь избыточная, то как товар оно потребляется с очень большим трудом и очень ограниченным кругом лиц, поэтому ХА предлагает потреблять свое произведение не как товар, а как "атмосферу", как некое специальное состояние окружающей среды, если хотите, как ситуацию. И наиболее удачной формой для создания такой "атмосферы" является интерактивная инсталляция, интерактивный объект, видео или перформанс. Иными словами некий аттракцион, приманка. И если зритель попадается на этот крючок, то наградой ему будет прибавочный смысл, или, если хотите, игра ума и воображения!
Собственно все произведение ХА является игрой зрителей в это произведение, оно не может существовать без них. Прибавочные смыслы возникают благодаря гибкости этого произведения, способности к самоизменению или мутации под воздействием зрителя, и зритель может открывать новые смыслы в изменившемся под его воздействием произведении.
МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ПЕТЛЯ ИЛИ КОЛЛАПС МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Говоря о средствах втягивания зрителя в процесс взаимодействия с произведением, необходимо отметить, что ХА не является неким назойливым массовиком-затейником, наоборот, он делает свое дело слегка отстранено, не обращаясь к публике напрямую, просто результат его деятельности сам начинает работать как аттрактор, притягивая зрителей.
Произведение ХА должно быть пронизано различными сообщениями, которые порождают у зрителя неуловимые прибавочные смыслы, оно должно напоминать рождение и исчезновение виртуальных частиц. Именно для этого необходимо использовать приемы и образы поп-культуры, они являются той шершавой поверхностью, за которую цепляется сознание зрителя, втягиваясь, все глубже в процесс коммуникации с произведением, продвигаясь, все дальше по заранее созданному сценарию, пока не обнаружат узнанный им образ, поставленный в совершенно новые условия, изменяющие его первоначальный смысл. В этот момент и наступает коллапс мозговой деятельности, приводящий к повторному мысленному воспроизведению предшествующих событий снова и снова.
"ХА, ИЛИ КРАТКИЙ МАНИФЕСТ АТТРАКЦИОНИЗМА"
Аристарх Чернышев, 2005
"Чтобы в современном обществе остаться нормальным человеком, нужно срочно сойти с ума. Только тогда ты сможешь не отстать от времени. Необходимо пользоваться всеми изобретениями, которые придумало человечество, даже если тебе это вовсе не нужно. Изобрели радио – пользуйся! Изобрели телевидение – пользуйся! Изобрели интернет – немедленно пользуйся! Расшифровали геном человека – изменяйся!!! Тех же, кто не сможет сойти с ума, необходимо отправлять на излечение в сумасшедший дом. Перепиши это письмо сто раз, и тебе будет счастье."
Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев
-
-
- "Владислав Ефимов и Аристарх Чернышев – пионеры русского мультимедийного искусства. А в наше время это самое интересное, самое свежее в нашем искусстве. Художники познакомились в 1995 г. в Германии, и с тех пор работают вместе. Их интересует паранаучный фольклор, т.е. то, что все мы считаем наукой. Они смеются над научно-технической попсой и над нами."
из книги "Естественный вкус жвачки"
Владимир Сальников
"Порознь нормальные, вместе Чернышев с Ефимовым производят впечатление парочки безумных ученых: в девятнадцатом веке таких изображали в фантастических романах, а в двадцатом – в фильмах категории "Б". В одинаково белых рубашках и черных брюках, сидя в лаборатории, они бросают вызов Творцу и лепят нечто несусветное, возмутительное, оскорбляющее саму природу, – и если следовать сюжету, франкенштейнов в белых рубашках в финале должна ждать расплата. Однако в случае Ефимова и Чернышева ничего подобного не происходит. Бога нет, и все позволено.
Естественно, это шутка. Настоящие Ефимов и Чернышев, конечно, другие. Настоящий Ефимов делает сюрные объекты и снимает меланхолические фотографии, а настоящий Чернышев занимается "новыми медиа" и объектами же. Бывают творческие союзы, где союз "и" означает именно "и", – таких большинство; Комар и Меламид, например, это Комар и Меламид. А вот Ефимов и Чернышев – это не Ефимов и не Чернышев. Деятельность Ефимова-и-Чернышева включает и медиа, и фото, и объекты; сюр, как вы уже понимаете, там тоже присутствует в немалом количестве. Но все же на параноиков-мэнээсов, которые скачут с пилами в руках, в отпиленные кисти вживляют электроды или превращаются в четырехногих и безголовых монстров, Ефимов и Чернышев не похожи. Некоторое внешнее сходство между первыми и вторыми объясняется тем, что роль натуры в своих видеоинсталляциях авторы исполняют сами, но и только. Это называется иронией – иронией по поводу ситуации, когда наука знает, как скрестить человека и стиральную машинку, но не знает, зачем ее умение нужно, – и это удобно: когда собираются вместе Чернышев и Ефимов, то бесконтактную педерастию или женский скафандр (со специфически женскими системами жизнеобеспечения) обсуждают персонажи, а лавры остроумных социальных критиков достаются авторам".
Константин Агунович, АФИША#86
Аристарх Чернышев предстал сразу в двух ипостасях как "дух разрушающий" и "дух созидающий", произведя несколько взрывов, он напомнил этой пиротехнической акцией об участи атолла "Бикини", а затем по-бойсовски заботливо "консервировали мертвых рыбок в лабораторных колбах, расставленных на фоне далекого индустриального пейзажа".
М.Боде. Из статьи "Труды и дни на краю Ойкумены". - Коммерсант Daily, 1993, 7 октября
-
-
- Каталог выставки, 1992, Москва.
-
* - Информация предоставлена Центром
Современного Искусства Сороса, Москва.
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO