-
- 1957 родилась в Кабуле, Афганистан
1983 окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (факультет промышленное искусство)
с 1985 член секции молодых художников и искусствоведов при МОСХ
-
-
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Собрание Европейского Торгового Банка, Москва
Собрание А/О "Русский мир", Москва
Частное собрание, Германия
City Museum, Оклахома-Сити, США
Музей современного искусства, Лодзь, Польша
-
-
- ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:
2009 "Диагноз". Крокин галерея. Москва
2008 Персональная выставка. Московский музей
современного искусства. Москва
2007 "Мистики". Галерея PaperWorks. Москва
"Полководцы". Крокин галерея. Москва
2005 "Вне себя". Stella Art Gallery. Москва
2004 Выставка объектов "Авто-шоу". Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, Москва
"Natalia Turnova: Spiele / Arbeiten 1987-2004". Галерея М.Зандман, Берлин
2002-2003 "Любовь". Галерея "Риджина", Москва
2000 "Коллекция-2000". Галерея "Риджина", Москва
1998
"Хроника прошлого года" (серия картин и инсталляция посвящена памяти художника и фотографа Василия Кравчука). Галерея "Велта", Москва
1997 "Конец зоны ограничений". Галерея "Велта", Москва
1996 Выставка "Кубок Кремля". Cпорткомплекс "Олимпийский", Москва
1995 "Преступление". Галерея "Риджина", Москва
1991 "Инструментарий" (совместно с В. Кравчуком). Галерея "Риджина", Москва
1990 "1-я персональная выставка Н. Турновой". Галерея "Риджина", Москва
ИЗБРАННЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:
2009 "От штудии к объекту". Московский музей современного искусства
2007 Биеннале скульптуры в Феллабахе (Германия)
Выставка новых поступлений ГЦСИ. Москва
Искусство технологий. Выставочный Центр "Галилей"
"АРТ Москва". Совместно с галереей PaperWorks
2006 "Московские новости". Прага. (организованная ГЦСИ. Москва)
"Выбор". В рамках форума художественных инициатив. Новый Манеж. Москва.
"Империя света. Посвящение ГОЭЛРО". Музей современной истории России. Москва.
2005 "Гендерные волнения" (специальный проект в рамках I Московской биеннале современного искусства). Московский музей современного искусства (на Петровке), Москва
"не БОЙСЯ (Жертвы настырные)" (параллельная программа в рамках I Московской биеннале современного искусства). Галерея "ТХТ", Москва
"Эгалитарность" (специальный проект в рамках I Московской биеннале современного искусства). Музейный центр Российского Государственного Гуманитарного Университета, Москва
2004 "Любовь, секс, эротика". Галерея "На Солянке", Москва
"Мир войны". Музей декоративно-прикладного искусства, Москва
"На курорт!". Kunsthаlle Ваden-Ваden, Германия; МГВЗ "Новый Манеж", Москва
"Новые поступления". Государственная Центр современного искусства, Москва
"Книга". Государственная Центр современного искусства, Москва
2003 Фестиваль "Арт-Клязьма". Пансионат "Клязьминское водохранилище", Моск. Область
"Границы детства". Галерея Artek, Лондон
"Банки и кубки" в рамках Кубка Кремля. Центр им. Меерхольда, Москва
2002 "Контреволюция". Музей декоративно-прикладного искусства, Москва
"Искусство женского рода". Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Автопортрет художницы". РГГУ, Москва
"Пространство объекта". Музей декоративно-прикладного искусства, Москва
"Раскраски". Галерея клуба "Муха", Москва
2001 Художественная ярмарка "Арт-Москва". Национальный фонд художественной коллекции, ЦДХ, Москва
Арт-Колон 2001, стенд галереи "Риджина", Кельн
2000 Выставка художников галереи "Риджина". Галерея "Риджина", Москва
Художественная ярмарка "Арт-Москва". Стенд галереи "Риджина", ЦДХ, Москва
"Авто-mobil". Политехнический музей, Москва
"Искусство 2 половины ХХ века". ГТГ на Крымском валу, Москва
"Арт-Манеж". ЦВЗ "Манеж", Москва
1999 "Герои". Выставочный зал "Новый Манеж", Москва
"Москвичка". Галерея Escape, Москва
"Живые и мертвые". Галерея Escape, Москва
"Вертеп". Галерея Гельмана, Москва
"Чувственный антураж". Галерея культурного Центра "ДОМ", Москва
1992 "Искусство из пеpвых pук, или Апология застенчивости". Галерея "Риджина", Москва
Выставка в рамках семинара "2 культуры". ЦДХ, Москва
"Малевич-центр в Палеонтологическом музее". Палеонтологический музей, Melikhov Gallery, Музей декоративно-прикладного искусства, Москва
Совместный русско-голландский проект женщин- художниц. Переделкино, Московская область
-
-
- "Я не могу сказать, что искусство для меня все. Для меня жизнь важнее искусства. Я не могу ради искусства пожертвовать жизнью. Скорее мое искусство – это способ перенести то, что происходит в жизни. Поэтому я не могу делать что-то по заказу, на тему. Свои темы я пережила.
Я не могу делать ничего миниатюрного, у меня просто не получится. Меня это не привлекает. Мне интересны крупные формы, причем я должна все сделать своими руками. Я никогда не привлекала исполнителей даже для изготовления каркасов. Мне кажется, если что-то будет сделано не мной, это вмешательство как-то изменит замысел, не даст мне реализовать то, что я хочу. Наверное, то, что я считаю себя не вправе сделать в жизни – упорно настоять на своем, агрессивно завладеть пространством, настойчиво обратить на себя внимание, – я делаю в искусстве".
(статья И.Базилевой "Женская биография: сопротивление неживому" Художественный журнал №45 2002г.)
-
-
- "Для современного художника, которому важно сохранить в себе модернистскую увлеченность цветом и формой, существует лишь промежуточный путь между абстракцией и фигуративностью.Художнику необходимо уйти от натурализма и гламура, которые при всей наглядности создают дефицит, утечку воображения, но и не влипнуть в пропагандировавшуюся беспредметниками утопию всеобщего языка, оборачивающегося шифром для посвященных. Наталия Турнова также балансирует на этом канате, никогда не склоняясь слишком сильно в сторону одного или другого.
Свои сюжеты Турнова черпает из информационного пространства, ориентируясь на явления с наиболее яркой аурой. В середине 1990-х наиболее размноженной в бесконечном числе публикаций и слухов фигурой был бандит и связанный с ним мир криминала. Так возникла серия "Преступление", в которой от злодеев и героев оставались только следы, воспоминания сродни наскальной живописи. Сейчас на поверхность выплыли "Полководцы". Видимо, шум времени, ставший для живописцев единственной натурой, ныне услаждает слух более консервативными гармониями.
Среди персонажей серии, правда, встречаются политики, не руководившие военными подразделениями. Впрочем, для Турновой выбор фактуры - случайность. "Название могло быть любым", - объясняет она. - "Гении", "Великие мореплаватели" и т.д.. Мне не так интересны сами эти военачальники (хотя все они, безусловно, личности неординарные), как мифологичность их образа`.
В "полководцах" видна постоянная открытость, обилие разнонаправленных векторов и пауз, которое не может застыть в раз и навсегда найденной формуле. Они трансформируются легко, как устное предание.
Валентин Дьяконов
из пресс-релиза к проекту "Полководцы" 2007
Во времена постулированного безавторства, когда травести, ирония и всевозможное ерничество соблазняют и будоражат гораздо более, чем открытое высказывание художника, искусство Натальи Турновой воспринимается весьма рискованным. Апологеты все еще процветающего концептуализма не преминут обвинить ее в старомодности, "эрудиты" - в поп-артистских традициях, "радикалы" - в неактуальности устойчивых живописных пристрастий. Все же вместе эти укоры срастаются в один безусловный знак плюс - свидетельство крепкой авторской позиции, предпочитающей пластику и профессионализм изошренным кульбитам заметно утомившегося постмодернизма.
Среди всеобщей невнятицы и порядком приевшихся артистических провокаций Турнова стойко выбирает живопись, выступая в картине, а на картине - исключительно от своего лица. Никакого кокетства, язык ее работ предельно открыт, энергичен и не по-женски напорист (что постоянно дает повод для спряжения ее имени с несвойственной России феминистской проблематикой). Живя внетусовочно и тихо, а работая вызывающе и масштабно, она всегда тяготела к сериям и большим форматам. Еще на послеперестроечной волне в конце 80-х за строгой девушкой с косой вставала гряда огромных и острых политических портретов - потретов монстров советской легенды, преподносившихся Турновой легко и броско, цветисто и почти наивно, как будто бы она писала ими свою судьбу - сугубо личные перипетии, воплощавшиеся не в лирике, а в политике, или скорее в истории, слившейся с биографией собственной души.
Так - словно дети странной турновской семьи - чередой народились "Курчатов" и "Ленин, играющий в шахматы", "Крупская" и "Толстой и Уэлс", персонажи гражданской войны, а позже - афганцы, Корасон Акино и бог знает кто еще.
Сегодня - серия "Преступление", как захватывающая фабула Стаута и Чейза, но, увы, и как сама реальность, выводящая всевозможные ассоциации и культурные аллюзии на уровень непосредственной всепоглощающей криминальности.
Выставка - как живописно раскадрированный триллер. Сюжет, герой, динамика действий и непременные улики - все отвечает требованиям массового жанра, а мощность живописной плоти придает ощущениям буквальную зрелищность и, главное, художественную значимость. Жанр срабатывает, равнодушных не остается, и вы, как бывало в метро через плечо соседа невольно втягиваетесь в азарт чужой, случайно обрушившейся на вас игры. Однако, жизнь придает игре слишком очевидную осязаемость, и интрига, придуманная по стопам бестселлеров Турновой, с каждым днем все более разрастается в универсальную метафору бытия вокруг нас.
О.Холмогорова. Наталья Турнова. "Преступление". Галерея "Риджина", Москва, 1995
-
-
-
-
* - Информация предоставлена Центром
Современного Искусства Сороса, Москва.
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO