Произведения:      Нажмите здесь   
  Сальников Владимир 

 Биографические данные 
 
1948 - Родился в г. Чита
1959- изостудия Дворца пионеров, Свердловск (ныне Екатеринбург).
1959-61 Детская художественная школа при Свердловском художественном училище, Свердловск (ныне Екатеринбург).
1961-66 занимался в Художественной студии при Оренбургском отделении Союза художников РСФСР
1966-1971 - факультет Художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института (ныне Академии печати).
1971 окончил графический факультет Московского полиграфического института
1971-88 работал иллюстратором в московских издательствах
1972-82 преподаватель рисунка, живописи и композиции графического факультета Московского полиграфического института
1980 - член СХ СССР (ныне Московский Союз Художников).
1997-2000 - лектор Школы современного искусства РГГУ.
2000 - член редсовета "Художественного журнала".
С 2003 – член «Института Лифшица»
Живет в Москве
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственный музей В.В. Маяковского, Москва, Россия
Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Свердловская обл. Россия
Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск, Россия
Орловский областной музей изобразительных искусств, Орел, Россия
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств, Ставрополь, Россия
Томский областной художественный музей, Томск, Россия
Музей искусства ХХ века, Лодзь, Польша
Музей чешской литературы, Прага, Чехия
Музей Дружбы народов, Тбилиси, Грузия
Собрание Великого Герцога Люксембургского, Люксембург
Собрание Эрика А. Пешлера, Цюрих, Швейцария
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

2006 - «ХХ век в фотографиях», галерея Paperworks, Москва, Россия

2005 - «10 000 левых женских ушей», Русская галерея, Таллинн, Эстония

2004 - «Штудии с Лениным», ГЦСИ, Москва

2002 - «Владимир Сальников» (в рамках проекта «Архивация современности), Крокин галерея, Москва
"Инвентаризация истории" (совместно с Ниной Котел). Краеведческий музей, Тольятти, Россия

2001 - "Premapping of Desire" «TV Галерея », Москва
"Касаясь истории. Стиль жизни – путешествие" (совместно с Ниной Котел). Галерея "Юнион", Москва

1997 - Пространства, спасаемые нами, подвластны воле и разуму". Арт Медиа Центр "TV галерея" и Центр Современного Искусства, Москва
"Стиль жизни - путешествие. Пирамида", совместно с Ниной Котел, "Юнион", Москва

1999 - "Ландшафт консервированный. На руинах жанра", галерея "Юнион", Москва

1995 - "Спасение пространств". TV Галерея, Москва
"Думы". Галерея "CТудия 20", Москва
"Спасение пространств". Семинар "Человек в эпоху электронных технологий". TV Галерея, ЦСИ, Москва

1994 - "Победа и поражение. Племянница художника Гитлера". Институт современного искусства, Санкт-Петербург
"Победа и поражение". Галерея "Obscuri viri", Москва
"Остролистовый лес". Галерея "СТудия 20", Москва

1993 - "Доверчивый супруг". Галерея "Велта", Москва

1992 - "Hаучение телу" (совместно с М.Михальчуком). Институт Философии РАH, Москва
"Художник и кpитик". Галерея "СТудия 20", Москва


ПРОЕКТЫ:

1997 - "Salon Digital", акция в Интернете Центра искусства и медионой технологии в Карсруэ, ЭКСПО-2000 Германия, Goethe Institut, Moskau, Арт Медиа центр "ТВ галерея", Математический институт им.Стеклова, Москва

1994 - "Die Sonderkinderstube", "Ядовитые деньги", "Ясеновица", все проекты совместно с Ниной Котел, Мастерская визуальной антропологии Центра современного искусства, художественный руководитель мастерской Валерий Подорога, Москвам
"Проект идеального русского государства", совместно с Ниной Котел, Акция "Бассейн "Москва", Бассейн "Москва", Москва

1993 - "Индороссия", совместно с Ниной Котел, Лаборатория Центра современного искусства, Москва


ВИДЕОФИЛЬМЫ:

2001 -"Dancing Siva and His Adept"

2000 - "Premapping of Desire"


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

2005 - «Из семьи военнослужащего», (совместно с Ниной Котел), «Художник и оружие», Марс, Москва

2004 - «Лифшиц для начинающих», «галерея «Сэм Брук», Москва
2004 - «Секс, любовь, эротика». Галерея «На Солянке», Москва
2004 - «АртКлязма». Перформанс «Нас забирают на Проксиму Центавра»,
(совместно с Ниной Котел). Пансионат «Клязьминское водохранилище», Москва
2004 - «Пейзаж». Галерея «Файн Арт», Москва
2004 - RuArts, программа истории русского видео-искусства, Москва

2003-2004 - «Первая аксиома», S. Art галерея, Москва

2003 - «АртМосква»: в рамках экспозиции галереи "VP Studio". ЦДХ, Москва
2003 - «Международный форум художественных инициатив»: «Канализация комедиантов – Корабль дураков» (совместно с Ниной Котел). Новый Манеж, Москва
2003 - «Рецепты счастья», (совместно с Ниной Котел), ГЦСИ, Волгоград
2003 - «АртКлязьма». Пансионат «Клязьминское водохранилище», Москва

2002 - «Агитация за искусство», Екатеринбургский филиал Государственного центра современного искусства. Краеведческий музей, Тольятти
2002 - «АртМосква»: в рамках экспозиции Галереи Марата Гельмана; в рамках «Мастерских АртМосквы»
«Ленин и роботы». Центральный дом художника, Москва
2002 - «Цветными карандашами», галерея «Ковчег». Деловой центр на Усачевке, Москва
2002 - «На солнечном пляже в июле». Галерея «Ковчег», Москва

2001 - "Iskusstvo". Розенхайм, Германия
2001 - "Warhol Connections", Галерея Марата Гельмана. “L” – галерея, Москва
2001 - «Международный Форум художественных инициатив»: в рамках программы «Искусствотуризм»:
2001 - «Инвентаризация истории» (совместно с Ниной Котел). Новый «Манеж», Москва
2001 - «Арт Медиа форум»: «Ангел интернета» (совместно с Ниной Котел), Культурный Центр «Пушкинская 10», «(Музей нонконформистского искусства), СПб.
2001 - «Преображение. Нижнетагильские хайку» (совместно с Ниной Котел).
Нижнетагильский художественный музей, Нижний Тагил
2001 - «Память неба», галерея «Ковчег». Деловой центр на Усачевке, Москва

2000 - "Технические символы ХХ века. Развертка по кадру", Государственный центр современного искусства, Политехнический музей, Москва, Россия
"Технические символы ХХ века. Авто-мобиль", Государственный центр современного искусства, Политехнический музей, Москва, Россия
"Сериалы", Государственный центр современного искусства, "Манеж", Москва, Россия

1999 - "Total Recall", TV галерея", Москва
1999 - "А.С.П. (Пушкину) посвящается", устроитель Государственный центр современного искусства, Художественный музей. Нижний Тагил, Художественный музей Екатеринбург, Художественный музей, Уфа, Россия
1999 - "Живые, мертвые", галерея "Escape", Москва, Россия

1998 - "Второй пункт. Мужество", Институт современного искусства, Москва
1998 - Фестиваль искусств "Пушкин и современность" Выставка графики современных российских художников, Государственный центр современного искусства, Центр Современного искусства "Форум", Ярославль, Россия

1997 - "Кредо" (куратор Л.Кашук). Российский Фонд культуры, Москва
1997 - "Метаморфозы "тихой жизни" и мертвой природы. Предметная среда. Конец ХХ века" (куратор Л.Кашук). Российский Фонд культуры, Москва
1997 - "Реконструкция последнего проекта художника Андрея Благова" (акция; автор М. Перчихина, куратор Н.Палажченко). Галерея "Spider & Mouse", Москва
1997 - "Salon Digita1" (акция в Интернете Центра искусства и медиа технологии в Карлсруэ; ЭКСПО-2000 Германия; Goethe Institut, Hoskau; TV Галерея). Математический институт им.Стеклова, Москва
1997 - "Калашников" (куратор А.Маслаев). Районный выставочный зал Б.Садовая 3, Москва

1996 - "Галереи в Галерее". ГТГ, Москва
1996 - "Артотека", ГЦСИ. ЦДХ, Москва
1996 - "Новое берлинское художественное объединение", Немецкий культурный центр им.Гете. ЦДХ, Москва

1995 - "Партия под ключ". Галерея М.Гельмана. Политехнический музей, Москва
1995 - "Апокалипсис". Российский Государственный гуманитарный университет, Москва

1994 - Monumental Propaganda. ICA, World Trade Center, Нью-Йорк, США
1994 - "Бассейн "Москва" (выставка-акция). Бассейн "Москва", Москва
1994 - "Мой маленький эксперимент с реализмом". Проект "ESCAPE". Мастерская кураторов ЦСИ. ЦСИ, Москва
1994 - "Рисунки из России". Галерея "Московская палитра", Москва

1993 - "Монументы: Трансформация для будущего". ИСИ, ЦДХ, Москва; ICA, Нью-Йорк, США
1993 - "Национальные традиции и постмодернизм". ГТГ, Москва
1993 - "Индороссия" (совместно с Н. Котел). Лаборатория ЦСИ, Москва

1992 - "В центpе миpа". Томский областной музей, Томск
1992 - "КККК". ЦДХ, Москва
1992 - "Kennen Sie diese Namen?". Raissa Galerie, Эpфуpт, Фpанкфуpт-на-Майне, Геpмания
1992 - "Hатюpмоpт конца XX века". Галерея "Московская палитpа". МАРХИ, Москва

1991 - "Совpеменные художники - Малевичу". ГТГ, Москва
1991 - "АРТ МИФ 2" (программа "Имена"). Манеж, Москва

1990-91 - "The Pyramid Show". Галерея "Московская палитpа". Сидней, Аделаида, Австралия

1990 - "Тpое". Галерея "Московская палитpа". ЦДХ, Москва
1990 - "Советский художественный авангаpд, 1920-1980". Галерея "Московская палитра", Минск

1989 - "Фоpма и обpаз". Сумы, Укpаина
1989 - "Гpафика московских художников: Городу и миру". ЦДХ, Москва

1988 - "Hовое советское искусство". Выставочный зал, Октябpьская, 26, Москва
1988 - Междунаpодная тpиеннале pисунка. Вpоцлав, Польша

1987 - "Репрезентация". л/о "Эpмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1987 - "Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
1987 - "Жилище". л/о "Эpмитаж". Профсоюзная ул., д. 100, Москва
 

 Автор о себе 
 
Что я, вообще, делаю в искусстве?
Куда-то передвигаюсь - под давлением трудно отслеживаемых и, уж конечно, неконтролируемых сил: любознательности и нежелания вписываться в общую рамку. Чтобы, не дай Бог! незаметно для себя самого не мимикрировать - я глаз не свожу со своего силуэта: как он выглядит на общем фоне? Что, естественно, сопровождается некоторыми трудностями, пока не смертельными. Зато, я не гнию заживо, что непременно случилось бы, начни я более строго следовать всем тем правилам и запретам, что определяют конфигурацию современного московского художника. Я же могу себе позволить в одно и то же время сочинять геополитические теории, выступать с телевизионными проповедями (в соответствии со мною же придуманным вероучением "Спасение Пространств") и заниматься портретом, писать обнаженные тела, символизирующие Прекрасное, на котором основывался советский режим. Не быть и не стать абстрактным, просто калькулируемым, учтенным, сподручным, легко кодируемым - и есть для меня искусство. Избежать всего этого, чтобы остаться инфантильным, капризным, волюнтаристичным и шизойдным, вести себя, как примадонна, т.е. иметь право быть регрессивным - и есть для меня искусство. А то, как этого добиться - уже философия. Быть в искусстве - значит быть в материнской утробе.
 

 Критика 
 
Вряд ли кого-нибудь из окружающих нас сегодня художников портрет интересует так, как Владимира Сальникова. Мы привыкли - чему нас учит живописная традиция - что портрет это своеобразный мгновенный снимок, живописный слепок с лица, даже если в моментальности конечного изображения наслаиваются друг на друга следы времени - многих прошедших сеансов, в ходе которых постепенно проступал желанный лик. Однако портрет для Владимира Сальникова - это в первую очередь жанровое задание, это выстраивание каждый раз вместе с создаваемым изображением его жанровой рамки, композиционного вместилища. Но не в том смысле, что нужно все уравновесить и скомпановать - так, чтобы получилась удобная для глаза композиция (хотя и об этом приходится думать); дело в том, что возможности самого жанра будут всякий раз осваиваться параллельно проступающему образу. А раз так, то "реализм", или "реалистичность", этих работ будет заключаться отнюдь не в сходстве (художник нас всегда порадует и этим), но в том, насколько искомое сходство вписано в специально найденный для него жанр. Иными словами, сходство будет зависеть от его живописной организации, диктуемой вполне конкретным объектом, от использованного и часто по ходу изобретаемого приема, наконец, от невозможности предугадать, что из такого "использования" в конце концов получится. Жанр будет рождаться, точнее, случаться вместе с отдельным произведением, и жанр этот, повторяю, - портрет.
Когда я говорю о портретах Владимира Сальникова, я имею в виду не только собственно портреты - в основном женщин, замечу мимоходом, - но и живопись, формально к портрету непричастную. Огромные холсты с изображением частей женского тела, массивность которых любопытным образом приглушена эфемерностью материала (речь идет о дымчатом марлевом покрытии серии полотен) - эти холсты суть те же портреты. И даже иероглифические композиции, состоящие из рядов произвольно расцвеченных знаков, являются своего рода портретом. Портретом, разложенным на дробные составляющие, не имеющие, казалось бы, никакого отношения к лицу и все же такие, на которых зиждется изображение. Можно сказать, что это портрет элементов изобразимого.
Теперь возникает вопрос: что значит "портрет"? Я предполагаю, что в самой структуре портретного жанра уже записано лицо, уже отпечатаны его основные ориентиры. Даже если лицо как таковое отсутствует, это та изначальная схема (наряду с нашим телом), по которой мы располагаемся и движемся в мире, это размеченный, подобно координатной сетке, экран, принимающий на себя и возвращающий нам все наши проекции. Владимир Сальников как будто постоянно задает себе вопрос: как происходят наши встречи с миром, как мы встречаем и опознаем друг друга, как осваиваем вещи, как обживаем ландшафт? Он задает себе этот вопрос, обращаясь к невидимым, но жестким структурам, лежащим в основе самой нашей жизни. Владимир Сальников исследует портрет, портрет как путь, прокладываемый нами, но также и проложенный за нас. Художник как будто каждый раз совершает то, что свершается обычно по привычке: он недоверчив ко всему тому, что сознание, повинуясь закону экономии, переводит в область телесного автоматизма. Каждым своим произведением он заново осваивает путь человека в мире, но также и ту схему, которая позволяет организовать этот путь, сделав его предметом представления, в том числе и живописного. Владимир Сальников словно все время удерживает два полюса: представленного и самого механизма представления, то есть того, что движется в сторону возможных идентификаций, но до поры свободно от них.
Мне кажется вполне закономерным, что, исследуя портрет как еще не ставшую стихию, раскрепощая и освобождая самые его основания, художник дарит нам и образ собственного лица, показывая его на экране как лик читающего проповедь. Это укрупненное, живущее во времени лицо, которое подвержено игре мимических случайностей, безусловно уникально и вместе с тем есть всякое лицо - снова раздвоение и снова проблема: лицо как схема и как неуловимый избыток живого. Живописный портрет словно балансирует на этой грани - Владимир Сальников напоминает нам, как портрет становится портретом.

Е.Петровская
 

 Библиография 
 
Эрик А. Пешлер "Рисунки из московских мастерских" - Eric A. Peschler "Studios of Moscow Contemporary Drawings" Paris Editions Enrico Navarra
Galerie de France 1989, cтр.113-123 Галина Ельшевская "Новый альбом графики" М. "Советский художник" 1991 стр.11, 66, 171, 180, 181
"Подполье влилось в истеблишмент" - интервью с Марией Чагодаевой М. "Московские новости" #20 1992
"Владимир Сальников показал женское тело". М. "Коммерсантъ-Daily" #52 1993
Людмила Лунина "Обнаженная натура" М. "Столица" #5 1993 стр.43
Андрей Ковалев "Весенние зарисовски: "Что такое любовь" М. "Сегодня" 21.05.1993
Андрей Ковалев "Притяжение классики" М. "Сегодня" #38 1993
Сергей Епихин "Владимир Сальников "Cadeau" М. "Художественный журнал" #2 1993 cтр.53
Владислав Корнев "Лотта в Рейхстаге" М. "Сегодня" #91 1994
Людмила Лунина "Море оставило на ее лице остроту бегущей волны" М. "Сегодня" #91 1994
Владислав Корнев "Tableau noir, или свои в доску". М. "Сегодня" #101 1995
Елена Петровская "Искусство записи" М. "Сегодня #101 1995
Нина Костючкова "Искусство с народом и без него" М. "Сегодня #120 1995
Игорь Дудинский "Обозреватель "М-Э" мочился рядом с Севой Новгородцевым" М. "Мегаполис-Экспресс #43 1995
Людмила Лунина "Отдайтесь желаниям" М. "Cегодня" #210 1995
Стас Соловкин "Спасите наши уши" М. "Новая газета" 7-13. 10.1996
Яна Жиляева "Женские уши теперь симпатичнее лиц" М. "Московский комсомолец" 29.12 1996
Елена Пантелеева "Не видать, как своих ушей? Старо-престаро!" М. Elle февраль 1997
Федор Ромер "Искусство для всех контингентов" М. "Независимая газета" 20.03.1997
Екатерина Дёготь "Плох тот художник, который не хочет стать Кашпировским" М. "Коммерсантъ -Daily" #32 199
7 Илья Фальковский "Виртуальный гуру" М. "Независимая газета" 28.03.1997
Федор Ромер "Пространство, спасаемое нами, подвластно воле и чувству" М. "Художественный дневник" МАЙ 1997
Милена Орлова "Вспомнить все и немедленно забыть" М. "Коммерсантъ" # 9 29. 01. 1999-08-25
Иван Либеров "Критик-копиист", "Независимая газета, 26.06.1999
Наталья Смирнова "Как нарисовать птицу" М. "В мире книг" #10 1983 cтр. 37-39, 42, 43
"В мастерской художника Владимира Сальникова", журнал "Детская литература", N9, 1983;
"В мастерской художника Владимира Сальникова", журнал "Дружба народов", N2, 1988;
Алексей Иваненко "Графическая мистерия" М. "Культура и жизнь" #3 1984 вклейка, стр.33
Юрий Герчук "Самоутверждение графика" М. "Творчество" #4 1989 стр.3
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO