Произведения:      Нажмите здесь   
  Осмоловский Анатолий 

 Биографические данные 
 
1969 родился в Москве
1987 учился в Высшем техническом училище ЗИЛа (факультет металлорежущих станков новых технологий)
1987-88 член литературной группы "Вертеп"
1988 член литературно-критической группы "Министерство ПРО СССР"
1990-92 лидер движения "ЭТИ" ("Экспроприация территории искусства"; совместно с Г. Гусаровым, О. Мавроматти, Д.Пименовым)
1992-93 куратор галереи "Вита Нова", Минск
с 1993 редактор журнала "Радек"
1993-94 координатор революционной конкурирующей программы "Нецезиудик" (совеместно с А.Бренером, О.Мавроматти, Д. Пименовым, А.Ревизоровым, А.Зубаржуком)
1995 стипендиат Сената Берлина и Kunstlerhaus Bethanien
1995 участвует в организации Союза Студенческих Советов
1998 - организатор группы "Внеправительственная контрольная комиссия"
организатор предвыборной кампании "Голосовать против всех! Сейчас"
1999 - снимается в фильме Светланы Басковой "Зеленый слоник"
2000 - основатель общества "Радек"
2007 - читает курс лекций на «Фабрике»
2007 - лауреат Премии Кандинского в номинации "Художник года"
Живет и работает в Москве
Персональный сайт Анатолия Осмоловского: http://osmopolis.ru
 

 В каких собраниях работы 
 
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия
В.Овчаренко, Москва
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1991 - "День знаний" (движение Э.Т.И. совместно с К. Звездочетовым). Галерея "Риджина", Москва
1992 - "Леопарды врываются в храм" Галерея "Риджина", Москва
1994 - "Жвачка с волосами" XL-галерея, Москва
1994 - "Мой путь" Галерея М. Гельмана, Москва
1996 - "Кое-что время от времени выпадающее из мусорного бака" XL-галерея, Москва
1996 - "Чеченский шашлык" Галерея М. Гельмана, Москва
1996 - "My Bloody Love" (совместно с Татьяной Хэнгстлер). XL-галерея, Москва
1996 - "Situative Action fur PDS" Kunstlerhaus Bethanien, Берлин
1997 - "Приказ по армии искусств" XL-галерея, Москва
1999 - "Простыни" XL-галерея, Москва
2001 - "Инпозиция" Центральный Дом художника, Москва
2003 - "Семь смертей в Москве" XL-галерея, Москва
2004 - "Как политические позиции превращаются в форму" Stella Art Gallery, Москва
2006 - "Изделия" Stella Art Gallery, Москва
2006 - "Плечи Элен" (совместно с Виктором Алимпиевым). Stella Art Gallery, Москва
2006 - "Золотой плод Натали Сарот" Фонд "Современный Город", Москва
2007 - Вилла Романа. Флоренция, Италия
2007-2008 - Хлеба. Галерея М&Ю Гельман, Москва
2008 - "Новые работы" Галерея М&Ю Гельман, Москва


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1991 "День знаний". Движение ЭТИ и Константин Звездочетов. Галерея "Риджина", Москва
1992 "Multiplicity Culture". Santo Adgio, Рим, Италия
4th International Biennial. Стамбул, Турция
Territoria Italiano, Magazine "Documentario 2", Милан, Италия
"Опасные связи". ЦСИ, Москва
1993 "Trio acoustico" (Osmolovski, Gutoff, Lejderman). Centre de Creation Cont., Тур, Франция
"Exchange/Обмен", Москва
"Aperto`93". XLV Veniece Biennale, Венеция, Италия
"АРТ МИФ 3". Галерея М. Гельмана . Манеж, Москва
"Труд и капитал". ИСИ. ЦДХ, Москва
"Русский прорыв". ДК им. Горького, Москва
1994 "Виктор Мизиано: кризис экспозиции" ("Гамбургский проект"). ЦСИ, Москва
"Identity and Selfhood". Museum of Contemporary Art, Хельсинки, Финляндия
"Художник вместо произведения". ЦДХ, Москва
"Fluchtpunkt Moskau". Ludwig Forum, Аахен, Германия
"Exchange II/Datsja" (Обмен II/Дача). Almere, Флевопольдер, Нидерланды
International Art Fair Regina Gallery. Кельн, Германия
1995 "Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland
1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
"No Man`s Land". Copenhagen Contemporary Art Center "Nikolaj". Копенгаген, Дания
"Konjugation" (в рамках проекта "Kraftmessen"). Kunsthalle, Мюнхен, Германия
"Caravanseray of contemporary art", Assozione culturale Arte Nova, Пескара, Италия
"Партия под ключ". Галерея М. Гельмана . Политехнический музей, Москва
"Искусство принадлежит народу". ЦСИ. Витрины магазинов, Москва
"Kyiv Art Meeting". XL Галерея. Центр "Украинский Дом", Киев, Украина
"5 лет галерее Марата Гельмана". Дом художника на Кузнецком Мосту, Москва
1997 - "Moscou Vandaag" Stedelijk Museum voor Actuele Kunst, Гент, Бельгия
История в лицах. 1956-1996. Центральный выставочный зал, Нижний Новгород;
1999 - Chateau d`Orion, Уарон, Франция
Музей изобразительных искусств, Екатеринбург
"Безумный двойник/Le Fou dedouble" Центральный Дом художника, Москва
1999-2000 - "Полюс Холода" Инспекция «Медицинская Герменевтика» и русское искусство 90х годов
2000 - "ARTEAST 2000+" Moderna galerija Ljubljana, Любляна
"Динамические пары" Центральный выставочный зал "Манеж", Москва 2001 - Dream Team. XL-галерея, Москва
2002 - ДАВАЙ!/DAVAJ! Russian Art Now. Postfuhrant, Берлин; МАК, Вена
Horizons of Reality. Museum van Hedendaagse Kunst, Антверпен, Бельгия
25 Bienal de Sao Paulo. Сан-Пауло, Бразилия
2003 - "Мы - они" Центральный дом художника, Москва
"Berlin-Moscau/Moscau-Berlin 1950 - 2000" Martin-Gropius-Bau, Берлин
"Utopia Station" La 50 Biennale di Venezia, Венеция, Италия
2004 - "Параидентичность" Зверевский центр современного искусства, Москва
"Москва-Берлин/Берлин-Москва 1950 - 2000", Государственный исторический музей, Москва
"Мастерские Арт Москвы" Центральный Дом художника, Москва
"Seven Sins" Moderna galerija Ljubljana, Любляна
2005 - "Достоинство" Зверевский центр современного искусства, Москва
"Сообщники" Государственная Третьяковская галерея, Москва
"Hope-Stop!" Зверевский центр современного искусства, Москва
"Русский поп-арт" Государственная Третьяковская галерея, Москва
"P.S. За красным горизонтом" Государственный Центр современного искусства, Москва
"Kollektive Kreativitat" Kunsthalle Fridericianum, Кассель, Германия
"Russia Redux #1" Schroeder Romero Gallery, Нью-Йорк, США
2006 - "Rusia!" Museo Guggenheim de Arte Moderno y Contemporaneo, Бильбао, Испания
2007 - "From Russia with Love" Merano arte edificio Cassa di Risparmio, Мерано, Италия
"Progressive Nostalgia" Centro per l`arte Contemporanea Luigi Pecci, Прато, Италия
Dokumenta XII. Кассель, Германия
"Будущее зависит от тебя" Московский Музей современного искусства, Москва
История российского видеоарта - том 1. Московский Музей современного искусства, Москва
"Верю!" Центр современного искусства «Винзавод», Москва
"Урбанистический формализм" Московский Музей современного искусства, Москва
"Соц-арт" Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Париж
"Мыслящий реализм" Государственная Третьяковская галерея, Москва
2008 - "Политика на улицах!" Проект "Фабрика", Москва "Будущее зависит от тебя. Новые правила" Этнографический краевой музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток;


АКЦИИ И ПЕРФОРМАНСЫ

1989 теоретический семинар "Терроризм и текст". МГУ, Москва
1990 фестиваль-киноретроспективы "Взрыв "новой волны" (серия акций "Беспленочное кино"). Дом медика, Москва
1991 серия уличных перформансов-провокаций в составе Движения "ЭТИ" ("...", "Переползание", "2.20", "Мы чувствуем приближение холодов", "Указательный палец", "Организация неорганического - организация органического", "Прочтение огнем")
1993 "Путешествие Нецезиудик в страну бробдингнегов" (в рамках русско- голландского проекта "Обмен"). Пл. Маяковского, Москва
1994 "Драка" (семинар В.Подороги). ЦСИ, Москва
1995 "Партия под ключ". Политехнический музей, Москва
1996 - "Свидетели Церетели" Напротив памятника Петру I, Москва
1998 - "Баррикада" (посвящается событиям 1968 года в Париже). Улица Герцена, Москва
1999 - "Против всех" Трибуна Мавзолея В. И. Ленина, Красная площадь, Москва


КУРАТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

1992 "Джозефу Кошуту, или Цивилизация тлинов" (персональная выставка Ю. Лейдермана). Галерея "Вита Нова", Минск
1993 "Война продолжается". ЦСИ, Москва
1994 Персональная выставка О.Голосия "День и ночь сменяют друг друга". Галерея "Риджина", Москва
"Наглые, бесчувственные, ...". Галерея "Риджина", Москва
1993 - "Война продолжается" Центр современного искусства, Москва
1996 - "Антифашизм & Анти-антифашизм" Центр современного искусства, Москва
1996 - "Новый революционный радикализм". Конференция в Музее В. Маяковского, Москва
2001 - "Вместо искусства" Зверевский центр современного искусства, Москва
2002 - "100 % зрение" Галерея "Риджина", Москва
2004 - "Искусство без оправданий" Государственный Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Москва
 

 Автор о себе 
 
Я – атеист, марксист, прогрессист, синдикалист.
Я придерживаюсь философии Карла Марка и отчасти – Владимира Ильича Ленина. Если брать его ранние работы – про развитие капитализма в России. Где четко и ясно изложено, каковы могут быть последствия такого развития. Мне интересны и современные западные левоориентированные философы.
(Из интервью с Константином Рылёвым, "Взгляд" от 3 марта 2008)

Я художник-авангардист. А для авангардиста важно аналитическое исследование в наиболее рискованных и малопонятных или малопривлекательных областях жизни.
("Афиша" от 15 декабря 2004 г.)

Стремлюсь экспериментировать. Долгое занятие чем-то одним притупляет взгляд, для того, что бы вернуться к этому на новом этапе, необходимо заниматься чем-то другим.
(Из интервью с Аксиньей Куриной, УКРАЇНСКАЯ ПРАВДА, от 9 февраля 2009 г.)

В 90-е годы я и те, кто работал со мной, ощущали себя больше политическими революционерами, чем художниками. Году эдак в 2000-м выяснилось, что невозможно быть разом и как художник гармоничным, и как политик эффективным. Встал выбор: политика или искусство. Я выбрал искусство.
Из интервью. ("Артхроника", #2 2004)
 

 Критика 
 
Анатолий Осмоловский – один из самых активных участников российской арт-сцены, практик и теоретик современного искусства. Его деятельность формировалась в "дикий", постперестроичный период истории новейшего искусства, развернувшись в границах "московского акционизма" 90-х годов. Однако после того, как возникшие арт-институции и рынок создали базовые условия для нормального художественного функционирования, Осмоловский отошел от радикальности своих прежних медийных провокаций, применив в новой ситуации стратегию "нонспектакулярности", а затем перейдя и к прямому производству объектов.
Владимир Левашов. Из пресс-релиза к выставке "Изделия" в Stella Art Foundation

Начало творческой карьеры А.Осмоловского совпало с "перестроечной" глорификацией художественного "андерграунда", и в составе скандально известной группы "ЭТИ" он испытывает на прочность равно как терпение эстетов и интеллектуалов, так и саму поверхность канонизированного стиля. В горизонте обзора возможных практик противодействия идеологической диктатуре постмодернизма (и его частного варианта в виде позднего "московского концептуализма"), он выбирает путь двойного сопротивления, раз и навсегда отказавшись от персонального опыта, - сопротивления не только модусу репрезентации, но и жестокой системе социального функционирования современного искусства.
Художник обращается к наиболее дискредитированной в сознании соотечественников области идеологии - лево-радикальной воспроизводя, весь ее наличный семантический каталог - от Маяковского и Бретона до клочка спутанных волос, склеенных жевательной резинкой, немедленно вызывая в памяти поток ностальгических референций автора - негацию буржуазности русским кубо-футуризмом, сюрреалистические грезы и асоциальную эпатажность панк-рока.
А.Обухова. "Анатолий Осмоловский" (в сокр.) - Сегодня, 1993, 11 сентября

С именем "художника года" Анатолия Осмоловского связаны все самые заметные вехи в отечественном искусстве последних двух десятилетий. Его работы хранятся в главных пинакотеках мира, выставки проходят по всему миру. Осмоловский - фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его радикализм эволюционировал от социального и политического жеста в 90-х к чистоте авангардной формы, к автономии искусства. Сегодня его объекты утверждают формальную экспрессию в качестве актуального высказывания.
Александр Евангели

Повторим известное: Анатолий Осмоловский родился в Москве, учился в Высшем техническом училище ЗИЛа, организовал группу «ЭТИ», совместно с ними выложил слово «х…й» на Красной площади, был главным редактором журнала «Радек», создал революционное общество «Нецезиудик», курил на плече у бронзового Маяковского, запустил живых леопардов в галерею «Риджина», лепил жвачку с волосами на стену галереи XL, устроил баррикаду на Никитской, организовал политическое движение «Против всех», чем и закончил славные 90-е.
В начале нового столетия левый радикал решил перейти к чистому искусству — созданию артефактов. Отказавшись от перформанса, он занялся абстрактными объектами и начал выставляться в галереях. Такие перемены воспринимались в штыки, их обсуждали и критиковали, самого художника обвиняли в конъюнктуре и приспособленчестве, отказе от искусства протеста, мятежных идеалов. Но не прошло и десяти лет, как огалереенному Осмоловскому дали премию Кандинского в номинации «Художник года», отправили на кассельскую «Документу» показывать скульптуру и пригласили во Флоренцию на виллу Романа уже в абсолютно звездном статусе.
Александра Рудык ("Афиша")

Его можно назвать политическим художником номер один в России. Вся его кипучая, могучая, никем не победимая деятельность (нововолновая заумная поэзия, кинофестиваль, перформансы, выставки, драки, лекции) сосредоточена на выявление абсурдности и самодостаточности политики, ее зависимость от языка и культуры. Лишенная прагматических целей, возведенная в абсолют, политическая деятельность приобретает своеобразную интеллектуальную красоту, зачаровывающую антиэтичность. Попутно деятельность О. фиксирует реальности политической культуры в современной России - буквализм понимания политической силы, как воли к террору, взаимная коррумпированность СМИ и большой политики, ее сходство с мелким хулиганством.
Арсений Сергеев "Кто такой Анатолий Осмоловский"
 

 Библиография 
 
Нет сведений
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO