-
- 1941 родился в Химках Московской области
1960-66 учился в МВХПУ (отделение монументально-декоративной скульптуры)
с 1975 член Союза художников СССР
1976-86 один из организаторов регулярных вечеров и однодневных выставок в Клубе скульпторов в Доме художника на Кузнецком мосту
1987 один из организаторов Первого творческого объединения московских художников
-
-
- Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Guggenheim Museum, Нью-Йорк, США
Art Institute Museum, Чикаго, США
Museum fur Modern Kunst im Martin Gropius Bau, Берлин, Германия
Neue Galerie - Sammlung Ludwig, Аахен, Германия
Сollection of contemporary sculpture. Seoul Olimpic Park, Сеул, Корея
Nancy and Norton Dodge Collection, Zimmerli Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, США
J.Gory, Пистойя, Италия
M.Cogan, Нью-Йорк, США
В.Овчаренко, Москва
А.Сидоров, Москва
-
-
- ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1980 Однодневная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1988 "Orlov and Prigov". Struve Gallery, Чикаго, США
1990 "Orlov". Struve Gallery, Чикаго, США
"Boris Orlov". Sonsbeek Art Center, Сонсбек, Нидерланды
1991 "Гибель богов". Галерея "Риджина", Москва
1994 "Парад астральных тел". Галерея "Риджина", Москва
1995 “Прощальный юбилей” (совместно с Семеном Файбисовичем). Галерея "Риджина", Москва
1995 “Борис Орлов”. Музей-заповедник "Царицыно", Москва
1998 “Архитектура с излишествами”. Галерея "Велта", Москва
2002 “Победа над солнцем”. Галерея "Риджина", Москва
2004 “Процесс”. Контуры времени. Государственный Центр современного искусства, Москва
2004 “Ретроспекция”. XL Галерея, Москва
2005 “Собственность автора”. 1973-2000. Клуб коллекционеров, Москва
2006 “Борис Орлов”. Галерея "Якут", Москва
2008 “Воинство земное и воинство небесное”. Московский Музей современного искусства, Москва
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1969 Выставка молодых художников. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1972 Весенняя выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1973 Однодневная выставка (совместно с Д.Приговым, И.Шелковским, Л.Соковым). Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1975 Весенняя выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1976 "Весенние квартирные выставки" (предварительная экспозиция к предстоящей выставке в выставочном зале на Беговой ул.). Мастерская М. Одноралова, Москва
1981 "Nouvelles Tendences de l`art Russe non officiel 1970-1980". Le Centre culturel de la Villediue, Париж, Франция
1987 "Народные традиции в профессиональном и самодеятельном искусстве". "Каширка", Москва
"Художник и современность". Первое творческое объединение московских художников. "Каширка", Москва
"Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"Искусство и дизайн". Выставочный зал ВНИИТЭ, Москва
1988 "Геометрия в искусстве". "Каширка", Москва
2-я выставка Первого творческого объединения московских художников. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
"Ich lebe - ich sehe". Kunstmuseum, Берн, Швейцария
"Olympiad of Art". Seoul Olympic Park, Сеул, Корея
"Лабиринт". Дворец молодежи, Москва
"Glasnost". Kunsthalle, Штутгарт, Германия
1989 "ART FAIR". Чикаго, США
"Mosca - Terza Roma". Sala 1, Рим, Италия
"Дорогое искусство". Дворец молодежи, Москва
1990 "В сторону объекта". "Каширка", Москва
"Логика парадокса". Дворец молодежи, Москва
"Г.Брускин, А.Гросицкий, Н.Касаткин, Б.Орлов, Д.Пригов". "Каширка", Москва
"ART FAIR". Чикаго, США
"Adaptation & Negation of Socialist Realism". Aldrich Museum of Contemporary Art, Риджфилд, США
"Basеl ART" (International Art Fair). Базель, Швейцария
"АРТ МИФ 1". Манеж, Москва
"Miami Beach Art Fair". Майами, США
1991 "In de USSR en Erbuiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
"Art Europe 1991 - Soviet Union". Kunstverein, Ганновер, Германия
"Back to Square One". Berman Gallery, Нью-Йорк, США
"Современное советское искусство: От оттепели до перестройки". Коллекция современного искусства музея "Царицыно". Setagaya Art Museum, Токио, Япония
1992 Выставка последних поступлений. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
"Соц-арт". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Государственный музей Ленина, Москва
Фестиваль инсталляции "Анималистcкие проекты" (акция "Екатерина"). Галерея "Риджина", Москва
"a Mosca... a Mosca...". Villa Campoleto, Ercolano; Galleria Comunale d`Arte Moderna, Болонья, Италия
"Искусство из пеpвых pук, или Апология застенчивости". Галерея "Риджина", Москва
1992-93 "Гуманитарная помощь, посылки для Германии. 27 Московских художников". ЦДХ, Москва; "Humanitare Hilfe, Packchen fur Deutschland". Tranenpalast, Берлин, Германия
1993 "Философия имени". ЦСИ, Москва
"Adresse provisoire pour l`art contemporain russe". Musee de la Poste, Париж, Франция
1994 Cetinjski Bienale II. Цетине, Черногория
1995 "Прощальный юбилей" (совместно с С.Файбисовичем). Галерея "Риджина", Москва
"Новая искренность". Гете-Институт, Немецкий культурный центр, Москва
1996 Выставка на открытии "Кабинета Малевича". Фонд "Горожане", Москва
1997 III Cetinjski Bienale. Цетине, Черногория
1997 История в лицах. 1956-1996. Центральный выставочный зал, Нижний Новгород; Областной художественный музей, Самара; Пермская городская картинная галерея, Пермь; Новосибирская областная картинная галерея, Новосибирск; Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Екатеринбург
1997 Russian Art in 15 Biographies. Mucsarnok, Будапешт
1997 Меценаты искусства. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва
1997 Russian Constructivist Roots. The Art Gallery, University of Maryland, Мэриленд, США
1997 Das haupt - 18 zeitgenössische russische Künstler. Galerie Sandmann, Берлин
1998 Имена. Центральный выставочный зал "Манеж", Москва
1998 It`s the Real Thing. Frederick R. Weisman Art Museum, University of Minnesota, Миннеаполис, США
1998-1999 Forbidden Art: The Post War Russian Avant-Garde. Art Center, College of Design, Alyce de Roulet Williamson Gallery, Пасадена, США; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург; Государственная Третьяковская Галерея, Москва; Miami University Art Museum, Оксфорд, США
1999 Русское искусство от абстракции до концептуализма. Центральный Дом художника, Москва
1999 А.С.Пушкин. Зверевский центр современного искусства, Москва
1999 Идея музея СССР. Музей и общественный центр им. А.Сахарова, Москва
2000 Die Verwandlung des Roten Sterns. Soz-Art. Maria Sandmann Art Management CONOC
2000 Левой, левой. Русский авангард 1910-1960-х. Галерея "Новый Эрмитаж", Москва
2000 Вне проекта. Галерея "Риджина", Москва
2001 Автопортрет. Дом народного творчества, Москва
2001 Копилка. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2002 Пространство объекта. Музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва
2002 Манеж: 40 лет нонконформистского искусства. Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
2002 Gefährliche Spiele. Maria Sandmann Galerie, Берлин
2003 АртКонституция. Московский Музей современного искусства, Москва
2003 Ortstermin Moskau 1970 und die Zeit danach. Maria Sandmann Galerie, Берлин
2003 Berlin-Moskau/Moskau-Berlin 1950-2000. Martin-Gropius-Bau, Берлин
2003 Любовь, эротика, секс. Галерея «На Солянке», Москва
2004 День рождения Казимира Малевича. Государственный Центр современного искусства, Москва
2004 Берлин-Москва/Москва-Берлин 1950-2000. Государственный исторический музей, Москва
2004-2005 Warszawa-Moskwa/Москва-Варшава. 1900-2000. Zachęta Narodowa Galeria Sztuki, Варшава; Государственная Третьяковская галерея, Москва
2005 Квартирные выставки. 1956-1979. Музейный центр Российского государственного гуманитарного университета, Москва
2005 Гендерные волнения. Московский Музей современного искусства, Москва
2005 Russia! Solomon R. Guggenheim Museum, Нью-Йорк, США
2005 Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2006 Современное искусство в собрании Фонда культуры "Екатерина". Центральный Дом художника, Москва
2006 ¡Rusia! Museo Guggenheim de Arte Moderno y Contemporáneo, Бильбао, Испания
2006 Artists Against the State: Perestroika Revisited. Ronald Feldman Fine Arts, Нью-Йорк
2006 Planisfero Weltanschauung - Visione del mondo. Museo d`Arte Moderna e Contemporanea Palazzo Belmonte Riso, Палермо, Италия
2007 Learning from Moscow. Staedtischen Galerie, Дрезден, Германия
2007 Новый Ангеларий. Московский Музей современного искусства, Москва
2007 Слово и изображение. Государственный Центр современного искусства, Москва
2007 Соц-арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Париж
2008 40 первых. Пермская государственная художественная галерея, Пермь
2008 Посредине мирозданья. Государственный Центр современного искусства, Москва
2008 Die totale Aufklärung - Moskauer Konzeptkunst. Schirn Kunsthalle, Франкфурт, Германия
-
-
- В конце 70-х годов, предчувствуя конец империи, я решился на создание ее "обобщающего образа". Место было вакантно. Потребовалось сначала вычленить архимодель имперского искусства как вещи-в-себе и затем расцветить ее реалиями окружающей жизни. Это была абсолютно свободная индивидуальная акция, результатом которой явился стиль эклектический по форме и магический по содержанию.
-
-
- В центре творчества Бориса Орлова - не стиль, не пластика (при всей их яркости и самобытности), не метафизика, не фольклорные мотивы и не социальная мифология. Каждый из этих элементов обретает свою эстетическую значимость, различимость и новые смыслы лишь благодаря тому, чему они служат. А служат они - собственному мифу художника, в который они всецело погружены и энергией которого они заряжены. Ибо миф этот - миф о возможности эпифании и художественной репрезентации Сверх-индивидуального Образа.
Разумеется, в этом мифе художника, речь вовсе не идет об образах религиозных, о культовой метафизике иконы или мандалы. Скорее - о постмодернистской рефлексии на темы фрейдистского "супер-эго" или учения Юнга об архетипах "вождя" и "героя", рождающихся из лона коллективно-бессознательного. Естественно, эта рефлексия по поводу психоаналитических и социо-культурных мифов, перенесенная в искусство, сама становится мифом - мифом художника о Над-личном Образе. Именно этот миф и есть та центральная точка, в которой "сами собой" сходятся силовые линии глубокой архаики и авангардного утопического проективизма, древнеримского парадного портрета и сакральных византийских мозаик, искусства монументальной пропаганды тоталитарных режимов и продукции массовой культуры.
Однако этот миф о мифе - не есть лишь отсылка к постмодернистской парадигме перекодирования и деконструкции; это также ответ художника на трагический опыт несвободы, обретенный в советской империи, и свидетельство об опыте освобождения, инициированном десятилетиями запрещенным там искусством авангарда.
Орлов был одним из первых художников, обратившихся к перекодированию господствовавшей социально-идеологической знаковой системы. Подобно художникам "соц-арта", он также пользуется языком иронии, гротеска, симуляции, карнавального переиначивания. Но этот язык направлен у него не на "разоблачение", не на просветительскую "демифологизацию", а на выявление глубинных мифологических структур и архетипических образов, лежащих в основе социально-политической метафизики. Будто травести, он сам взял на себя роль художника и сам, по собственной инициативе, приступил к созданию "настоящего" искусства империи. Искусства регламентированного, канонического, иконографически выверенного - искусства безграничного Триумфа, Величия, Доблести, Геройства.
Исходным пунктом в создании такого искусства стало различение между лицом, личностью, личиной, маской. Так выяснилась роль самостоятельной массы социальных доблестей, ритуальных "тотемных знаков" в современной социальной геральдике. Возникла тотемическая линия, конструкция тотема, в которую укладывался парадный классический портрет, поощряемый в любую имперскую эпоху. Персонаж оказывался непременно героем, как бы повторяющим магическую функцию архаических героев: Великий Человек, Человек Над Всеми, Указующий, Руководящий, Большой Человек, Самый Главный Человек... Так сложилась система парадных портретов, императорских бюстов, тотемов, героев революции, войны, труда, спорта. Эти образы, восходящие к мифопорождающему образу Самого Главного Человека, иерархическими эманациями которого они являются, самодостаточны в своем наличии, и потому могут быть выполнены в разных стилях: барокко или супрематизма, конструктивизма или поп-арта. Однако это всегда будет образ доминирующего фасада - его торжества, ослепительного соблазна, сверхличного величия, сияния славы.
Однако, будучи тотемами Духа Империи, образы Орлова, наряду с аполлонической ясностью, несут в себе также имперскую асимметрию: амбивалентность, дуальность, неизбывность неразрешимых противоречий между фасадом и обыденностью, порядком и природой, сакральным и профанным, завершенным и становящимся. Коренной дуализм империи соотнесен художником с эстетической игрой амбивалентности знака и денотата, эмблематики и смысла.
Впрочем, теперь, когда Царство Третьего Рима дало глубокие трещины и есть немало оснований полагать, что советское имперское культовое искусство скоро станет достоянием археологов, скульптурные образы и объекты Бориса Орлова обретают новое измерение: они становятся репрезентацией единственно возможной, неразрушимой, вечной Империи - Небесной Империи мифов, легенд и художественных фантазий.
Е.Барабанов. Из статьи "Певец имперской свободы". Каталог выставки "Orlov". Struve Gallery, Чикаго, США, 1990
-
-
-
-
* - Информация предоставлена Центром
Современного Искусства Сороса, Москва.
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO