-
- 1964 родился в Москве
1987 окончил Московский полиграфический институт (факультет художественно-технического оформления книжной продукции)
1985-87 участник группы "Панаев и Скабичевский" (совместно с А.Алексеевым)
1987-90 участник группы "5+1" (совместно с А.Кузнецовым, А.Лайко, А.Орловским, А.Соколовым, Д.Цыкаловым)
1993-94 участник "Группы без названия" (совместно с А.Бренером, А.Зубаржуком, А.Литвиным, А.Ревизоровым)
с 1993 член МСХ
1998-2006 участник программы ESCAPE (совместно с Валерием Айзенбергом, Лизой Морозовой и Антоном Литвиным)
2005 в составе ESCAPE представлял Россию на 51-й биеннале в Венеции
В составе программы ESCAPE стал лауреатом премий "Черный квадрат" и "Арсенал".
Является куратором "Русской галереи" в Таллине.
Регулярно публикуется в Художественном журнале.
-
-
- Галерея М.Гельмана, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Музей современного искусства Нью Джерси, США
Музей современного искусства Оклахомы, США
Galerie im Alten Kloster, Кельн, Германия
Galerie Mur Mur, Париж, Франция
Gallery Peter Ford, Бристоль, Великобритания
Kristian Keesee Collection, Оклахома Сити, США
Е.Гой, Москва
частные коллекции в России, Великобритании, Германии, Испании, Португалии, Франции, Швейцарии
-
-
- ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1991 "Сразу после войны с эскимосами". Музей революции, Москва
1992 "Фундаментальный инфантилизм". Галерея М. Гельмана, Москва
"Шесть неизвестных". Галерея М. Гельмана, Москва
1994 "Конформисты" (совместно с А.Бренером). Галерея М. Гельмана. ЦДХ, Москва
1998 — «Транквилизация памяти». TV-галерея, Москва
«Калигула». TV-галерея, Москва
«Калигула». Музей кино, Москва
1999 — «Топ самбо». Музей им. А.Д. Сахарова, Москва
2000 — «Зверев и Чирик». Зверевский Центр современного искусства, Москва
«Подарки». Галерея Fine Art, Москва
2002 — «1270919». Галерея «Escape», Москва
«История искусств» (в рамках фестиваля молодого искусства «Стой! Кто идет?»). Галерея «Escape», Москва
2006 «Версии», галерея «Fine Art», Москва
2008 «Интимная жизнь Григория Шпейера», галерея pARTner project, Москва
2009 "Оружие и Инструменты" (совместно с Екатериной Рожковой), ПRОЕКТ_ FАБRИКА, Москва
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1988 "Эйдос". Дворец молодежи, Москва
1989 "... до 33". Дворец молодежи, Москва
"5+1". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1989 "Glasnost in Zundorf". Gallery im Alten Kloster, Кельн, Германия
1990 "5+1". Borghaus, Аахен, Германия
"Junge Sovjetische Kunst". Кассель, Германия
"Индивидуальные мифологии - новые обpазы". Двоpец молодежи, Москва
1991 Gallery im Alten Kloster, Кельн, Германия
"Агасфер". "Каширка", Москва
1992 "Triade". Grassi Museum, Лейпциг, Германия
1993 "VII съезду народных депутатов посвящается". Галерея М. Гельмана. ЦДХ, Москва
"Конверсия". Галерея М. Гельмана. ЦДХ, Москва
"Новые территории искусства". Государственный Художественный музей, Красноярск
Art Messe. Гамбург, Германия
"777 Distance Communication". Aspex Gallery, Портсмут, Великобритания; Kunstnernes Hus, Архус, Дания; Storm Gallery, Амстердам, Нидерланды; Galeria Nova, Братислава, Словакия; Reykjavik Art Museum, Рейкьявик, Исландия; Галерея М. Гельмана, Москва
"Nostalgia". Американский торговый центр, Москва
1995 "New Russian Art: Paintings from the Christian Keesee Collection". City Art Center, Оклахома-Сити, США
"5 лет галерее Марата Гельмана". Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1989 «Гласность в Цундорфе», Alten Closter Gallery, Кельн, Германия
1990 «Молодое искусство СССР», Кассель, Германия
1991 «5+1», Alten Closter Gallery, Кельн, Германия
1992 «Триада», Музей Грасси, Лейпциг, Германия
1993 «Конверсия», ЦДХ, Москва
«Седьмому Съезду народных депутатов», ЦДХ, Москва
2001 «Неделя Уорхола в Москве», галерея «L», Москва
2002 «Вместо искусства», галерея «Зверевский центр современного искусства», Москва
2005 «Портрет лица», галерея «М’АРС», Москва
«Женщины без мужчин», Русская галерея, Эстония, Таллин
2006 10-я Международная художественная ярмарка «Арт Москва 2006», ЦДХ, Москва
2007 «Нефертити. Практика себя», Проект Фабрика, Москва
11-я Московская Международная ярмарка современного искусства «Арт Москва». Стенд галереи pARTner project
АКЦИИ
в составе группы "Панаев и Скабичевский"
1985-87 Перформансы: "Мой папа - Кирилл Мамонов", "Любительница абсента", "Калигула", "Ворон"
в составе "Группы без названия"
1993 "Посвящается Мао". ГУМ, Москва
1994 "Языки". McDonalds, Москва
1998 "Тетя Фаня", фестиваль "КУКарт", Владимирский Дворец, Царское Село
2000 "Исчезновение" (совместно с В. Айзенбергом), фестиваль КУКарт, Владимирский Дворец, Царское Село
"Статуя свободы", галерея "Escape", Москва
2001 "Интервью", "Арт-Манеж", Москва
Основные проекты в составе «Программы ESCAPE»:
2002 «Турагентство ESCAPE», выставка «Давай», музей «МАК», Вена, Австрия
«Motherland exchange», Международная ярмарка «Арт-Франкфурт», Франкфурт-на-Майне, Германия
2003 «Квартет», в рамках выставки «Мастерские Арт Москвы», ЦДХ, Москва
2004 «Monstruation», выставка «На Курорт», Кунстхалле, Баден-Баден, Германия
«Головокружение», галерея «Арсенал», Нижний Новгород
«Четыре Четверти», выставка «Семь грехов», Музей современного искусства, Любляна, Словения
«Attension», галерея «Апексарт», Нью-Йорк, США
2005 «Головокружение», в рамках выставки «Человеческий проект», 1-я Московская биеннале современного искусства, ЦДХ, Москва
«Too long to escape», Российский павильон в Венеции, Венецианская биеннале, Венеция, Италия
-
-
- Мой отец - известный художник, последний из могикан сухой иглы - специфической офортной техники, которой сейчас никто почти не занимается, его работы есть и в Третьяковке, и в Русском музее, и в зарубежных коллекциях, правда сейчас он ушел в некое внутреннее подполье, но тем не менее скоро у него будет юбилейная выставка, ему 70 лет исполняется. И мать у меня была прекрасная художница – иллюстрировала детские сказки. Судьба моя так сложилась, что когда я был еще в утробе матери, мои родители запланировали, что я буду художником, причем именно абстрактным художником.
Понимание искусства как политики, наверное, передалось мне от отца. Также думал и Александр Бренер, с которым мы тесно общались в начале 90-ых годов.
Я работаю с архивом одного человека, его звали Григорий Шпеер, и считаю его соавтором своего нынешнего творчества, он для меня как альтер эго. Шпеер был немецким инженером, строителем мостов, а в свободное от работы время занимался фотографией, причем не просто фотографией, а стереоскопической фотографией, что совершенно уникально для того времени. Это был потрясающий фотограф, хотя и любитель. Но в отличие от фотографий своего времени, которые, как правило, были постановочными, он снимал живую жизнь. Шпеер был достаточно богатым человеком, жил в имении, и эту жизнь, очень Чеховскую, фиксировал. После ареста все его имущество пропало, но архив чудом уцелел. В середине 90-х я работал с этим архивом. Тогда был сделан фильм «Калигула», вошедший в проект «Транквилизация памяти». Сейчас, когда мы расстались с группой «Escape» я возвращаюсь к этой старой истории и меня это, по настоящему вдохновляет.
(Из интервью с Ириной Картиной, 03.10.2007)
Искусство это не "что", а "как"!
К середине девяностых годов я почувствовал желание покончить с так называемым "современным искусством" и его непременными спутниками - инсталляцией, симуляцией. Мне захотелось представить такое искусство, которое в глазах всех людей, за исключением самого художника - кажутся чем-то таким приватным, таким личным, что на него даже смотреть неудобно.
-
-
- Родился в Москве в 1964 году. Трудна жизнь в искусстве мальчика из хорошей семьи! Папа - художник, мама - художник. Потому к тридцати годам Богдан Мамонов от своей успешной живописной карьеры успешно обалдевает и оказывается в числе т.н. "деятелей радикального московского искусства". В 94-м галерист М. А. Гельман показывал в ЦДХ холсты-портреты художника Б. К. Мамонова как диалектическую противоположность (и статичный фон) динамичным перформансам художника А. Д. Бренера. Художники, коллаборирующие в пространстве и времени выставки-акции, были названы по воле галериста "Конформистами". Но Гельман лукавил, сталкивая лбами явных соратников. Конформизм как общественно приличный modus vivendi Мамонову к тому благословенному времени свойственен уже не был. "Конформизм" же Мамонова-живописца по отношению к пассионарному Бренеру заключался в том, что еще в 1993-м Богдан стал членом бренеровской "Группы без названия" и принял участие в нескольких скандалезных актах. Достаточно напомнить, что именно Мамонов ассистировал Александру Давидовичу при его знаменитой дефекации от восторга перед картиной Ван Гога "Красные виноградники" в ГМИИ им. А. С. Пушкина. И именно Мамонов в числе прочих членов "Группы без названия" подписал "Манифест как манифест", в котором кричалось про "утомленных и пресыщенных людей из художественной среды", про "попытку нового искусства, обращенного к улице", про "подлинное искусство" как про "смертоносную и веселую схватку". Впрочем, вскорости Мамонова ожидал разрыв и с Бренером, и с Гельманом. Более того, ожидало и творческое затишье (в просторечье именуемое кризисом). Однако исповедание веры у нонконформиста Мамонова остается вроде бы прежним. В мамоновских текстах в "ХЖ" все так же страстно и наивно говорится про невыносимую власть денег и институций, про антикарьеризм и - самое главное - "искусство сопротивления".
Федор Ромер "Кто такой Богдан Мамонов", 7.10.2003
“Портрет неизвестного” Богдана Мамонова - это еще один пример живописи заимствования. Портретируемый, разумеется, слишком хорошо известен: это Мао, чье знакомое лицо так же приелось, как облик другой звезды - Мерилин Монро. Уорхол в своем присвоении этих фигур свел их к чисто декоративной бессмыссленности, или скорее подтвердил это их качество, обретенное в общественном сознании. Мамонов же достигает определенного политического звучания, облачив Мао в офицерский мундир XIX века и поместив его в квази-классической позе на фоне традиционного пейзажа: ведь якобы пролетарский вождь Мао был в сущности военный аристократ. Поистине, радикалы сами себя опошляют, обретая радикальный шик.
Обрядив Мао в реакционно-монархический мундир, Мамонов срывает с него революционную маску - разоблачает его. Фактически, по всему, кроме наименования, это был коммунистический король.
Д.Куспит “Новое русское искусство”. Каталог выставки “New Russian Art: Paintings from the Chritian Keesee Collection”. City Art Centre, Оклахома-Сити, США, 1994
Мамонов ориентирован на работу с материальными носителями коммуникации - с банализированными иконическими знаками (портретами Мао, собственными стереотизированными изображениями, музейной атрибутикой). Его стратегия предполагает редукционизм и рациональный и брутальный: он погашает, выкачивает сообщение - обессмысливая его и одновременно переполняя потенциальными смыслами. Подобная стратегия таит в себе необычайную деструктивную эффективность - его творческие акты подобны коммуникационным террористическим актам. И если признать, что главная опасность, подстерегающая Мамонова, в самотождествлении с объектом описания, в растворении в будируемой им энтропии и деградации, то можно констатировать: Мамонов предупреждает эту опасность жесткой лапидарностью своих жестов, выявленной редукционизмом исходной структуры высказывания.
В.Мизиано. Вступление без названия. Каталог "Конформисты". Галерея М.Гельмана, Москва, 1994
Один из более молодых художников, представленных Гельманом - Богдан Мамонов - выставил прошлой зимой инсталляцию, которую можно назвать искусствоведческим детективом. Это была попытка воссоздать ситуацию кражи “шедевра” (также представленного художником) с уликами, следами, и т.п., якобы оставленными ворами, которые утащили его из музея.
Дж.Гембрел “Сообщение из Москвы” - Art in America, N11, 1992
Богдан Мамонов — радикал 90-х, соратник экстремалов Анатолия Осмоловского и Александра Бренера, соучредитель высокоинтеллектуальной группы Escape.
Однако как индивидуальный художественный предприниматель Мамонов нежный и пушистый, никуда не зовет и не шокирует. Как это принято для самых прогрессивных форм современного искусства, в сердцевине его стоит туманный и элегичный литературный текст.
Речь там идет о самом художнике, которому от немецкого деда-инженера Григория Шпейера достался аппарат таксифот — для просмотра стереоскопических фотографий. В выставочном пространстве вся эта фрейдистская фантасмагория представлена в виде 12 двойных картин, воспроизводящих из волшебной машинки портреты, исполненные мутной гризайлью, самой машинки и живописного автопортрета художника в детстве.
Андрей Ковалев. "Богдан Мамонов. Интимная жизнь Григория Шпейера", TimeOut Москва, 17 марта 2008
Если в "ESCAPE" Мамонов выстраивал со зрителем инструментальные отношения, то в новых живописных работах он выступает с ярко выраженных "мужских", агрессивных позиций. Его фрагменты револьверов в причудливых ракурсах своими зияющими гнездами напоминают собой чудовищные мясорубки.
Из пресс-релиза к выставке "ОРУЖИЕ И ИНСТРУМЕНТЫ" (Богдан Мамонов & Екатерина Рожкова, ПRОЕКТ_FАБRИКА)
-
-
- Ф. Ромер. Культурные герои 21-го века. Богдан Мамонов. 2000 г. (каталог)
Ф. Ромер. Glory & compassion. Capital perspective. № 1. 2000.
И. Базилева. Бунт художников. Художественный журнал. № 30/31. 2000.
А. Пензин. «Подарки». Богдан Мамонов. Художественный журнал. №37/38. 2001
Е. Кикодзе. Проблема визуальности. Творчество. №2. 2001.
С. Надеждин. Богдан Мамонов «Версии». Искусство. №1. 2006.
-
* - Информация предоставлена Центром
Современного Искусства Сороса, Москва.
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO