-
- 1961 родился в Киеве
1979 – окончил Художественную школу в Киеве
1982 – окончил Геологический институт в Киеве
1981-84 работал директором сельского клуба, Селижаровский р-н, Тверская обл.
1990 стипендиат фонда Поллока-Краснер (Нью-Йорк)
1990-93 сотрудничал с галереей "Риджина"
1995 стипендиат Берлинского сената
-
-
- Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Московский музей современного искусства, Москва
Государственный Центр современного искусства, Москва
Московский Дом фотографии, Москва
Европейский торговый банк, Москва
Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Ратгерс университет, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, США
-
-
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:
2007
Olegkulik. Центральный Дом художника, Москва
2005
Гоби-тест 2. Галерея XL, Москва
2004
Гоби-тест. Галерея XL, Москва
2003
Oleg Kulik. Center of Contemporary Art, Неаполь
Лозунги. Галерея Риджина, Москва
Лозунги. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
2002
Музей. Галерея XL, Москва
2001
Deep into Russia/В глубь России. S.M.A.K, Гент
Two Kuliks/Два Кулика. Ikon Gallery, Бирмингем
2000
Oleg Kulik in Warsaw/Олег Кулик в Варшаве. Zamek Ujazdowski, Варшава
Lolita vs. Alica/Лолита vs. Алиса. Galerie Rabouan-Moussion, Париж
1999
Красная комната. Галерея XL, Москва
Русское. Галерея Риджина, Москва
1998
Oleg Kulik. Galerie Rabouan-Moussion, Париж
Oleg Kulik. Центр современного искусства, Рига
1997
Семья будущего. Галерея М. Гельмана, Галерея XL, Москва
Виртуальный пес. Галерея М. Гельмана, Москва
I Bite America & America Bites Me /Я кусаю Америку, Америка кусает меня (Совместно с Милой Бредихиной). Deitch Projects, Нью-Йорк
1995
Моя семья, или Природа совершенна. Галерея М. Гельмана, Москва
Те же и Скотинин. Галерея XL, Москва
Конец истории. XL галерея, Москва
1994
Я люблю Горби. Галерея М. Гельмана, Москва
1989
Предчувствие несвободы. Дворец молодежи, Москва
1988
Парадокс как метод. Выставочный зал Севастопольского района, Москва
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:
2009
История российского видеоарта, том 2, Московский музей современного искусства, Москва
2006
Russia!/Россия! S. Guggenheim Museum, Нью-Йорк; S. Guggenheim Museum, Бильбао
2005
StarZ. I Московская биеннале современного искусства, Музей современного искусства, Москва
Always a Little Further/Всегда чуть впереди. Arsenale, 51 Венецианская биеннале
Angels of History – Moscow Conceptualism and its influence. Museum voor Hedendaagse Kunst Antwerpen (MuHKA), Антверпен
2004
FIAC, Стенд Галереи М. Гельмана. Париж
Берлин – Москва. Исторический музей, Москва
2003
Live Culture/Живая культура. Tate Modern, Лондон
Horizons of Reality/Горизонты реальности. Muhka, Антверпен
Lozung/Message. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
The Ideal City/Идеальный город. II Bienniale de Valencia, Валенсия
Absolute Generation/Абсолют-поколение, 50 Venice Bienniale, Palazzo Zenobio, Венеция
Bunker/Бункер. Bunker, Берлин
2002
Искусство Восточной Европы 2000 (Kunst aus Osteuropa) – Модерна Галерея, Любляна; ZKM (Карлсруэ)
Moskau: Paradise/Москва: Рай. Krinzinger Projekte, Вена
Le Tribu dell`arte. Городской музей современного искусства, Рим
Under the Skin/Под кожей. Lehmbruck Museum, Дуйсбург
IV Cetinjski biennale, Museum of History and Arts, Цетина (Монтенегро)
The Russian Patient/Русский пациент. Freud Museum, Лондон
Davaj!: Russian Art Now, Postfuhrant, Берлин; MAK, Вена
Socialais exhibicionisms/Социальный эксгибиционизм. Latvian Museum of photography, Рига
2001
49 Venice Bienniale. Yugoslavian Pavillion, Венеция
The Body & Sin (Art Is the Virtue of Communication) /Тело и грех (Искусство виртуальной коммуникации). I Biennale de Valencia, Валенсия
Trans Sexual Express Barcelona/Транссексуальный экспресс Барселона. Centre d`Art Santa Monica, Барселона
2000
L`Autre moitie de l`Europe/Другая половина Европы. Jeu de Paume, Париж
Performing Bodies/Превращения тела. Tate Modern, Лондон
Nordic, Baltic and Russian photography/Фотография Скандинавии, Балтии и России. Finnish Museum of Photography (Cable Factory), Хельсинки
Internationale Kurzfilmtage Oberhausen/Международный кинофестиваль в Оберхаузене, Оберхаузен
Видеоэнтропия. Центр современного искусства, Киев
Herausforderung Tier – von Beuys bis Kabakov (Animal Challenge) /Животный вызов – от Бойса до Кабакова. Stadtlische Galerie Karlsruhe, Карслух
1999
Fauna/Фауна. Государственный центр современного искусства, Москва
Олег Кулик. Русское. Галерея Риджина
Красный уголок, XL галерея
Locally Interested/Интерес местного значения. National Gallery for Foreign Art, София
After the Wall/После стены. Modern Museum, Стокгольм
Moskau heute/Москва сегодня. Museum van Hedendaagse Kunst, Гент
1998
Международный месяц фотографии II, Москва
L`Arte dans le monde/Искусство мира, Passage de Retz, Париж
Die Medialization/Медиализация. Edsvik konst och kultur, Стокгольм
Public Interest/Общественный интерес. Central House of Artists, Киев
Sommerausstellung/Летняя выставка. Museum van Hedendaagse Kunst, Гент
Flesh and Fall/Плоть и падение. Gallery Art Kiosk, Брюссель
Body and the East/Тело и Восток. Moderna Galerija, Любляна
Spectacle de Groupe/Групповая выставка. FRAC des Pays de la Loire, Нант
XXIV Sao Paolo biennale/ XXIV Биеннале в Сан-Паоло, Сан Пауло
1997
Виртуальный пес. Галерея М. Гельмана, Москва
It`s a Better World /Этот лучший из миров (Совместно с Милой Бредихиной). Wiener Secession, Вена
Europarte/Европарт. Fondazione Bevilacqua la Masa, XLVII Venice Biennale, Венеция
I Lioghi Ritrovatti. CCA, Serre Di Rapolano, Сиена
Biennale Selest`Art /Селест`Арт (Совместно с Милой Бредихиной), Center of Contemporary Art, Селеста
III Цетинское Биеннале. Музей истории и искусства, Цетинье
V Стамбульское биеннале, Импер Минт, Стамбул
1996
Interpol/Интерпол. Fargfabriken, Стокгольм
Manifesta I /Манифеста 1 (Совместно с Милой Бредихиной). V-2, Роттердам
De Rode Poort/Красные Ворота. Museum van Hadendaagse Kunst, Гент
Discort: Sabotage of Realities /Расхождения: саботаж реальности (Совместно с Милой Бредихиной). Кунстхалле, Гамбург
1995
No Man`s Land /Ничья земля (совместно с Милой Бредихиной). Center of Contemporary Art, Копенгаген
Киевская встреча. XL галерея, Москва; Дом Украины, Киев
Kunst im Verborgenen/Искусство в изгнании. Documenta-Halle, Кассель
Мультипликация. Музей в Царицыно, Москва
Der Grosse Zurcher Ausstellung/Большая выставка. Kunsthause Orlikon, Цюрих
1993
7-ому Съезду народных депутатов посвящается. Галерея М. Гельмана в Центральном доме художника, Москва
Книжная выставка. Библиотека им. Ленина, Москва
1992
Апология застенчивости, или Искусство из первых рук. Галерея Риджина, Москва
О прозрачности. Галерея Риджина, Москва; деревня Зименки
Философия имени. Центр современного искусства на Якиманке, Москва
1990
Логика парадокса. Дворец молодежи, Москва
Дзен. Выставочный зал на Каширке, Москва
Авангард – 90. Центральный выставочный зал "Манеж", Москва
1989
Вне жанра. Дворец молодежи, Москва
ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ:
1992 – Фестиваль инсталляции "Анималистские проекты"
"Апология застенчивости, или Искусство из первых рук"
"О прозрачности", д.Зименки Московской области."
1991 – "Ню на фоне соц-арта", Галерея "Риджина"
"Окрестнооти галереи "Риджина-Арт". А.Монастырский", галерея "Риджина"
"День знаний", галерея "Риджина"
"Самостоятельное искусство: О.Голосий", ЦЦХ, Москва
`Барак. А.Петров", Дом кино, Москва
"Следы на подиуме", Галерея "Риджина"
1990 – "Логика парадокса", Дворец молодежи, Москва
"Традиции русской живописи", Музей истории Москвы
"Наталия Турнова", галерея "Риджина"
"Женственность и власть", ЦДРИ, Москва
"Oт инкубы до инс~жтнции", Дворец искусств, Минск
АКЦИИ И ПЕРФОРМАНСЫ
1995 – 20 июня,"Alter Aegis" (совместно с А.Табашовым), ЦСИ, Москва
27 июня ("С вами я зверь", Политехнический музей, Москва
16 июля "Человек с политическим лицом", Тверская улица, Москва
23 июля "Опыты зооцентризма", Московский зоопарк
1994 – 15 сентября "Новая проповедь", Даниловский рынок Москва
23 октября "Свобода выбора, Патриаршие пруды, Москва
25 ноября "Бешеный пес, или последнее табу, охраняемое одиноким Цербером" (совместно с А.Бренером), Галерея Гельмана, Москва
25 декабря "Твой депутат – Кулик", ночной клуб "Пилот", Москва
30 марта "Reservoir Dog", Кунстхауз, Цюрих
-
-
- Я художник, обладающий мощной проекционной волей. Мои проекты интересны настолько, насколько они опасны или омерзительны для общества. Когда я в состоянии реализовать фантомы своих фантазий, используя знание механизмов ральности, я испытываю высшее блаженство, к которому стремлюсь привлечь и своих поклонников и ценителей.
-
-
- Всякому, кто с детства изучал произведения Карла Маркса, известна формула, демонстрирующая суть учения этого великого философа: "Человек - это общественное животное (zoon politicon), которое только в обществе и может обособляться".
Олег Кулик часто использует этот же термин, когда говорит о метафизических основаниях своего творчества, но делает это с другим акцентом, нежели идеолог диктатуры пролетариата. Он трактует термин "политическое животное" буквально - имея в виду животное, пожелавшее заняться политикой. Парадоксальность такого хода лишь кажущаяся. Он имеет свою историю. Достаточно сослаться на "ферму животных" Оруэлла, гле свиньи - тотемные животные Кулика, которых он одновременно и обожествляет, и умерщвляет - захватывают власть, ведомые по-марксистски настроенным хряком Наполеоном, прообразом которого был, как известно, Сталин. Хряком был и идейный противник Наполеона по кличке Снежок, в котором угадывается Троцкий. Собаки, в которых любит превращаться Кулик, в произведении Оруэлла выполняют роль "чекистов". Одним словом, можно сказать, что политический театр Кулика опирается на солидную традицию. Литературную линию в этой традиции представляет кот Мурр, а политическую - говорящие лошади Свифта, мудрые правители, у которых люди находятся на ролях обслуживающего персонала (знаменитые "йеху").
Однако литературными ассоциациями дело не ограничивается. Зоофилия Кулика имеет и логико-философское происхождение. Среди упоминаемых в истории логики "принципов тождества" есть малоизвестный принцип тождества бога и животного, тождество того, в чьей абсолютной власти ты находишься, и того, чьей судьбой ты всецело можешь распоряжаться. Это тождество существ, прнадлежащих к другому порядку бытия, нежели человек, равно непонятные для него, так как они находятся вне пределов языка и речи. Кулик использует этот принцип тождества в акции "Новая проповедь", в которой велеречивый Христос Евангелий трансформирован в контексте мясных рядов Даниловского рынка в безъязыкого бога животных.
Как и другие художники, определяющие направления актуального московского искусства, Кулик обладает обостренной социальной интуицией, способностью точно ориентироваться в постоянно изменяющемся общественном контексте. С одной стороны, это традиционное качество русских художников. Все четыре больших стиля последних ста лет в искусстве России - передвижники, классический авангард, социалистический реализм и московский концептуализм - определялись своей социальной функцией: в двух случаях апологетической и в двух случаях критической. История концептуализма и соц-арта, течений, до сих пор сохраняющих свое влияние, только подтвердила значение социальной константы в русской культуре. Кулик многими своими акциями смотрится прямым продолжателем соц-арта, поэтому не случайно глубокое понимание этих акций основоположниками соц-арта Комаром и Меламидом, последние идеи которых оказались близки зооцентризму Кулика.
Однако можно подойти к этому явлению по-другому. Ведь на самом деле речь идет вовсе не о рефлексии. Как раз рефлексивные способности, особенно навыки социальной рефлексии, у новых художников гораздо более развиты, чем у концептуалистов-аутсайдеров периода расцвета этого направления.
Поскольку все новое является таковым лишь по отношении к традиции, то художник вынужден искать такую традицию и рефлектировать над ней. Для соц-арта и концептуализма такой традицией была вся официальная советская семиотика, а язык ее описания был синтезирован на основе наблюдений над языками европейского и американского модернизма. Что является традицией для Кулика и других московских акционистов? Представляется, что речь должна идти о семиотике Тартусской школы, русском структурализме Лотмана и Успенского, Иванова и Топорова, потому что именно эта школа создала теорию сознания русской интеллигенции. Эта теория стала единственной полноценной традицией интеллектуализма в советской послевоенной культуре, представлявшей альтернативное научное и философское мышление.
Разумеется, совершенно неважно, знакомы ли Кулик, Бренер или Осмоловский с трудами Тартусской школы или они ограничились знакомством с работами их великих французских единомышленников: Фуко и Лакана, Леви-Стросса и Барта. Традиция - она потому и традиция, что ее действие не зависит от того, знаем ли мы о своей причастности к ней. Традиция подобна закону, незнание которого не освобождает от отвественности за его нарушение. А поскольку драматизм сегодняшней ситуации состоит в том, что Закон нельзя нарушить при всем желании, так как никогда не известно, где кончается юрисдикция "Закона Государства" и где начинается юрисдикция "воровского закона", то нарушить можно только нравственный закон, всеобщее законодательство Разума. Что и делает с большим художественным эффектом "Одинокий Цербер" - новое "политическое животное" Кулика, новый Герой нашего времени.
И.Бакштейн
-
-
- Нет данных
-
* - Информация предоставлена Центром
Современного Искусства Сороса, Москва.
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO