-
- В 1962 родился в Сальске Ростовской обл.
1979, 1983-88 учился в Ростовском художественном училище им.Гpекова
С 1986-89 pаботал художником в Театpе музыкальной комедии в Ростове-на-Дону.
С 1987 член товаpищества "Искусство или смеpть"
С 1988 года член товарищества "Искусство или смерть"
C 1989 живет и работает в Москве
С 1991 по 1993 год работал в мастерских «На Трехпрудном»
С конца 90-х живет и работает в Германии и Франции
В настоящее время живет и работает в Москве и Берлине.
-
-
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, С-Петербург
Министерство культуры, Москва
Государственный Центр современного искусства, Москва
Архитектурный музей им. Щусева, Москва
Фонд Екатерина, Москва
Музей современного искусства, Москва
Музей современного искусствa аrt4.ru, Москва
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Ростовский художественный музей, Ростов на Дону
Ивановский художественный музей, Иваново
Самарский художественный музей, Самара
Художественный музей, Нижний Тагил
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
Одесский музей современного искусства, Одесса
Центр Помпиду, Париж
Музей современного искусства, Рим
Музей современного искусства, Авиньон
Davis Museum and Cultural Center at Wellesley College, Бостон, США
Коллекция Kizi, Оклахома, США
Музей Villa Haiss , Zell am Hammersbach, Германия
Коллекция Паоло Справьери, Рим
Коллекция Альберто Сандретти, Милан
Коллекция фонда Nomas, Рим
Музей современного искусства, Авиньон, Франция П.Спровьери, Рим, Италия
Фирма "Идигов-продукт", Москва
Банк "Московия", Москва
Банк "Инкомбанк", Москва
Банк "Столичный", Москва
Банк "Ринако", Москва
-
-
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:
2009
Башни, Fondazzione Volume, Рим
2008
Саркофаг, Музей Ленина, Красноярск
2007
Графика завершений. Фабрика большая ивановская мануфактура, Иваново
Идеальный ландшафт. Галерея Nina Lumer, Милан
Золотой возраст. Kunstverein, Баден-Баден
2006
Золотой возраст. Ретроспекция. Музей Людвига, Оберхаузен
Золотой возраст. Галерея Krinzinger, Вена
Саркофаг. ПRОЕКТ_FАБRИКА, Москва
Выставка посвящается эпохе просвещения. Эффект непричастности, галерея Orel Art, Париж
Валерий Кошляков. РЕТРОСПЕКЦИЯ (1993 – 2006 гг.). Галерея Людвига, Оберхаузен, Германия;
2005
"Реликвии. Сделано в СССР". Галерея Гельмана, Москва
"Иконусы, одежда пространства". Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2004
Иконосы. Одежда пространства. Davis Museum at Wellesley College, Бостон
Облако. Музей современного искусства (MACRO), Рим
Империя культуры. Собор больницы Святого Луи (Chapelle de l’Hôpital Saint Louis de la
Salpetrière), совместно с галереей Orel Art , Париж
Пейзаж. Пространство для жизни. Мэрия Парижа, Франция
Валерий Кошляков. Музей Villa Haiss, Zell am Hammersbach, Германия
2003
Наследие, галерея Orel Art, Париж
Новые работы.. Галерея Bishoff, Берлин
Элитное занятие (совместно с С.Шеховцовым), галерея Риджина, Москва
2002
В.К., Галерея В. Бишофф, Берлин
В.К... Архитектура, Эльтен и Эльтен. Цюрих
2001
"Выбор масштаба", Архитектурный музей им. Щусева, Москва
2000
С Юга. К Северу. На Восток, Ивановский художественный музей
"Изба", Инсталляция. Галерея Гельмана, Москва
"Полюс холода", Русское современное искусство. Париж
1999
"Альбом для рисования", Галерея М. Польский, Чикаго
1998
"Города-герои", Галерея М. Польский, Чикаго
"Храм искусства", Галерея Гельмана, Москва
1997
"Место Жительства", галерея Центр де Рус, г.Женева
"Дневник путешественника", Галерея Бишоф, Штуттгарт
Выставка в Университете г.Санхоза, Калифорния
1996
"Москва – Полигимния", галерея М. Гельмана
"Полигимния", акция, г. Штутгарт, Германия
"В.Кошляков", галерея Шульц, Берлин
1995
"Fuocoso" (совместно с Ю. Шабельниковым), галерея М. Гельмана, Москва
"Персональная выставка", галерея "Шеффель", г. Бад-Гамбург, Германия
"Фонте Латино", галерея Бишоф, Штуттгарт
1994
"Темные аллеи", галерея "Якут" (совместно с В. Дубосарским), Москва
"Латинский источник", галерея Вальтера Бишофа, г. Штудгарт, Германия
"Архитектурная утопия" (совместно с В. Дубосарским), Русский музей, Санкт-Петербург
"Перспективная Архитектура", Архитектурная галерея, Москва
1993
"Класс портрета", галерея М. Гельмана, Москва
"О Родине", галерея в Трехпрудном переулке, Москва
"Большой заказ", Париж
"Живопись и скульптура" (совместно с Дубосарским), ГРМ Санкт-Петербург
"Актеры приезжают в город", Проект в рамках российско-голландского проекта "Обмен", Москва
1992
"Парфенон", галерея в Трехпрудном переулке, Москва
"Живопись и скульптура" (совместно с Дубосарским), Пересветов пер., Москва
"Программа "Дуэты" (совместно с Брайниным), галерея "Доминус", Москва
1991
"Ночь в Венеции", галерея М. Гельмана, Москва
"Под небом Италии", дворец Сакала, г. Таллин, Эстония
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:
2009
Искусство или смерть. В рамках Третьей Московской Биеннале современного искусства, Московский музей современного искусства, Москва
"Будущее зависит от тебя. Новые правила", Московский музей современного искусства, Москва
2008
Бедное русское, Речной порт, Пермь
Будущее зависит от тебя. Новые правила, Красноярский музейно-исторический центр, Красноярск, Приморский государственный объединенный музей им. В.Арсеньева, Дальневосточный художественный музей, аэропорт Толмачево, Новосибирск, Свердловский областной Краеведческий музей, Екатеринбург.
Арт-Москва, Международная ярмарка современного искусства. ЦДХ, Москва
2007
Мы пытаемся построить будущее, Музей современного искусства (MACRO), Рим
Мы пытаемся построить будущее, Музей современного искусства (ARCOS), Беневенто
Соц-арт, пространство Maison Rouge, Париж
Южная мечта, Академия художеств, Вена
Москополис, пространство Louis Vuitton, Париж
Мыслящий реализм. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Верю. Центр современного искусства Винзавод, Москва
Новости из России. Дрезденская галерея, Дрезден
Дневник художника, Центральный дом художника, Москва
Оттепель. 15-летие галерея Марата Гельмана, Государственный Русский музей, С-Петербург
2006
Russia! Музей С. Гуггенхайма, Бильбао
Russia 2! Галерея White Cube и Фонд Гельмана, Нью Йорк
Московский прорыв, пространство Oxo Tower, Лондон
Искусство ХХ века. К 150-летию Государственной Третьяковской галереи. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Искусство или смерть, Музей современного искусства, Ростов
2005
"Russia!", Музей С. Гуггенхайма, Нью-Йорк
FIAC. Ярмарка современного искусства, Париж. Cтенд Галереи Orel Art Presenta, стенд Галереи М. Гельмана
"Россия 2". Специальный проект Галереи Гельмана в рамках 1 Московской биеннале современного искусства. ЦДХ, Москва
2004
Москва-Берлин. Берлин-Москва. Martin-Gropius Bau, Берлин, Государственный исторический музей, Москва
Выдвижение на Государственную премию в области изобразительного искусства, Государственная Третьяковская галерея, Москва
На курорт! Русское искусство сегодня. Kunsthalle, Баден-Баден
7 чувств. Музей современного искусства. Любляна, Словения
"CARLA ACCARDI, VALERY KOSHLYAKOV, SISSI ", MACRO, Rome
2003 - Возвращение художника. Венецианская биеннале. Российский павильон. Венеция
2002
Давай! Русское искусство сейчас. Постфурмат Берлин, Музей прикладного искусства МАК Венна
Современная русская живопись, Малый манеж, Москва
Биеннале в Сан Пауло
Четинская Биеннале, Четин, Монтенегро
IX.Рокунстбау, Дворец Гросс Леутен, Бранденбург
2001 – Москва. Рай 2001, Галерея Кринцингер, Зальзбург, Вена
2000 – Южнорусская волна, Русский музей, Санкт Петербург
1993 – "Актеры приезжают в город", В рамках российско-голландского проекта "Exchange", Москва
A Mosca... a Mosca..., Galleria Communale d`Arte Moderna, Болонья
1994 – Новое русское искусство, Ch. Keesee Collection.City Art Center, Оклахома
1997
III Международное биеннале стран Восточной Европы. Павильон "Новая икона" Цетинье, Югославия.
"История в лицах" передвижная выставка по городам русской провинции – Нижний Новгород, Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург. Музей Царицыно
1996 – "Зона", галерея "Якут", Третьяковская галерея, Москва
1995
"Мультипликация", выставочный зал на Каширском шоссе, Москва
"Нонконформисты в России. 1957 – 1995", музеи гг. Людвигсхафен, Кассель и Альтенбург.
"Искусство умирать", галерея "Якут", Манеж, Москва
1994 – Групповая выставка, Вашингтон, США
"Exchange", г. Амстердам, Нидерланды
1993 – "Exchange", Москва
1992
"Московский романтизм", ЦДХ, Москва
"Натюрморт", галерея "Велта", Москва
"Москва... Москва...", вилла Камполетто, гг. Эркулано-Рим-Милан, Италия
1991 – "Эстетические опыты", Кусково, Москва
1990 – "Великие чародеи живописи", выставочный зал в Пересветовом переулке, Москва
"За культурный отдых", выставочный зал на Каширском шоссе, Москва
1989 – "Италия имеет форму сапога", г. Ростов-на-Дону
1988 – "Жупел", г. Ростов-на-Дону
-
-
- "Я дистанцируюсь от современного искусства, потому что я не занимаюсь им. Я занимаюсь чистой страшной категорией, которая недоступна человеку - трагедией умирания, угасания. Вчера было, а сегодня нет. Человек несет эту драму всю жизнь, и этому посвящено всё, неважно - греческие руины или твоя советская личная жизнь, которая превращается в труху, твоя память, здоровье, всё. Вечная человеческая тема. А картинки -метафора этой мысли. Как плакальщики".
Из интервью с А. Евангели для проекта "РУССКОЕ БЕДНОЕ"
-
-
- Валерий Кошляков – незамеченный классик. Он присутствует на артсцене, но в то же время и нет его, потому что не ходит на тусовки, не мелькает в телевизоре. У этой незаметности есть как внешние причины – последние годы Кошляков прожил в Германии, так и внутренние – те, что связаны с самим его характером.
В конце восьмидесятых, отучившись в ростовском художественном училище, Валерий Кошляков вкалывал в областном театре музкомедии, жил там же, где и работал, за сценой. Это были голодные годы, время очередей за водкой и этического максимализма. Неудивительно, что боевое братство ростовчан называлось "Искусство или смерть". Их главная выставка прошла в общественном туалете (привет Дюшану!). Грянул скандал областного масштаба. Перебравшись в Москву в начале девяностых, группа творцов облюбовала маленький дом с чердаком, затерянный в паутине тверских переулков. Кошляков перенес подпольный дух на поверхность картона.
Живопись после живописи
Валерий Кошляков стал известен в девяностые как живописец. При этом основной технологией Кошлякова была и остается живопись по многослойному картону. Картон – тот самый, что используют при изготовления ящиков, – гофра. Шероховатая поверхность изначально выглядит "немытой", "старой": изжелта-коричневый цвет, неравномерная окраска, волокнистые включения. Вдобавок к материалу Кошляков относится по-свойски: углы замяты, поверхность коробится, фрагменты слоев оборваны клочьями. Может быть, Кошляков только кажется живописцем? Потому что рядом с традиционным живописным способом (собственно, рисованием) он использует совершенно другой метод – обрыв бумаги. Это уже в начале девяностых вывело его за пределы работы с плоскостью – в мир трех измерений. Художник обнажает саму структуру картона. Иногда куски верхнего тонкого бумажного слоя отсутствуют вместе с деталями изображения, что создает провалы, пустоты, зияния на живописной поверхности, а картонные "ребра" частенько выступают из этих провалов. Иногда краска ложится прямо на "ребра", и живопись начинает существовать поверх бумажного рельефа.
Такое понимание материала характерно скорее для итальянского трансавангарда, чем для московского концептуализма (довольно рутинного в своем понимании живописной плоскости). И тот, и другой решали одну задачу – как возможно заниматься живописью после смерти живописи? Москвичи перешли к дискурсивным практикам. Итальянцы порвали с поверхностью. В этом смысле учителя Кошлякова – на Западе. А его произведения – живая альтернатива методам московского концептуализма, которые до сих пор популярны среди московских художников.
Русские руины
Руины – старинная тема Кошлякова. С нее он начинал свое московское восхождение. Лет 15 тому назад художник принялся рисовать классические развалины – Колизей, виллу Адриана, помпейские дома. Руины не просто тема. Сам его метод работы с материалом – руинизация живописной поверхности. Время деформировало здания, превратив их в руины. А Кошляков руинизировал саму живописную плоскость. Тут форма сопричастна содержанию. Новый проект посвящен постиндустриальному пейзажу. Валерий Кошляков открывает красоту руин древней цивилизации. Вот только эта цивилизация – Советский Союз. От изображения классических руин художник перешел к макетированию советских развалин.
Михаил Сидлин. Утопия из картона. Время новостей, 03.06.2006
Несмотря на то, что Валерий Кошляков, прежде всего, известен именно благодаря "традиционной среде", как признался он сам, сейчас его намного больше интересуют эксперименты с новыми материалами – скотч, картон и пр. Между тем, в его случае можно увидеть довольно любопытный процесс круговорота художественного творчества. Объекты, появляющиеся на его холстах, изъяты из архитектурной среды, средоточия декораций человеческой жизни, условность которых он перенимает для живописи. На этом процесс не заканчивается – готовые работы оказываются в некотором роде промежуточной стадией. Как бы переработав материал, художник возвращает среде уже новые архитектурные объекты. Что занимает Валерия Кошлякова сегодня – это архитектурные конструкции, созданные для мифической среды, как бы людьми, но не для людей. "Люди преходящи", – объясняет он сам.
Но и все остальное тоже "течет", вместе с его "грязевыми" подтеками, точно также как будто бы небрежно, как собственно, само время, работу которого симулирует Кошляков. "Я сознательно отказался от корпусной живописи и решил перейти к "фресковому письму", мои работы можно сравнить с "фресками", потерявшими со временем цвет или произведением ремонтников, которые пришли, и что-то закрасили, а потом еще пришел кто-то и отмыл это", – признается художник.
Серая стекающая гамма патиной застилает, зацарапывает архитектурную среду, которая превращается в предыдущий, только что найденный слой, и тем самым канонизируется, присваивая Валерию Кошлякову "Собор св. Петра", "Санкт-Петербург", руины Римской империи и конструктивистского периода. Они становятся как бы его рук делом, как если бы речь шла о реставрации, которую учитывает постмодернизм.
Валерий Кошляков не ровен, да он и не старается придерживаться собою же найденного стиля, позволяя себе "застить" его совершенно иной палитрой – ярко голубые, зеленые тона, упакованные каждый в свой геометрический отсек – взамен утонченной зыбкости монохрома. Наверное, – как раз для того, чтобы подчеркнуть, канонизировать теперь свой стиль.
Наталья Ульянова. Валерий Кошляков извлекает среду. 4.03.2003
В живописи Кошлякова преимущественно задействован жанр ведуты, это монументальные образы прекрасных архитектурных памятников, безмерно далеких от русской действительности: Венеция, Рим, Альгамбра, выполненные всегда на бывшем в употреблении картоне. В 1991-1993 гг. В. Кошляков один из членов содружества художников-трехпрудников. Однако в этой среде его творчество было несколько обособленным, так как атмосфера пародии и профанации принципов Кошлякову чужда. На протяжении существования "галереи на Трехпрудном" и после живописная манера Кошлякова почти не менялась, став лишь более осмысленной, более вариативной. Вместо известной лишь по фотографии экзотики появляются архитектурные силуэты московских набережных и площадей, памятники эпохи Великой Отечественной войны в Сальске, проекты архитектуры для сальских степей. Однако неизменной остается форма представления: всегда в руинированном виде, в легкой эскизной манере его образы-сновидения, кажется, существуют до того материала, на котором они появятся. Создается впечатление, что картон для Кошлякова - первое, что попало под руку, случайная поверхность, на которую проецируется греза. Над созданием этого впечатления художник работает очень тщательно, размывая, разрушая образ до последней стадии узнавания.
Сюжетом кошляковских картин является не тот или иной монумент, но сама культура, или, точнее, культурное сознание, которое населяют видения: Ночь в Венеции, Павлины во дворе Альгамбры, Фонтаны Рима. Поэтому одним из наиболее убедительных его произведений является совместная с В. Дубосарским выставка-инсталляция "Живопись и скульптура", где представлен образ Москвы - прекрасного утопического города, каким он был в сознании архитекторов сталинской эпохи.
Из каталога "Kunst im Verborgenen. Nonkonformisten Russland. 1957-1995"
-
-
- Ерофеев А. Валерий Кошляков (1962, Ростов – на – Дону)... // Сегодня. – 1993.
Кулик И. В. Кошляков, Ю. Шабельников... // Художественный журнал. – 1995. – N 9. – С. 126-127.
Дуэты. М.: 1992
Великие чародеи живописи. М.: 1990
Kovalev A. Between the Utopias / New Russian Art during and after Perestroika (1985-1993). – London.: 1995. – P. 86-89
New Russian Art / Paiting from the Christian Keesee Collection. – USA. – Pasadena.: 1995. – P. 62-65
Contemporary Art from Russia. – Germany. – Munchen. – 1995.
Braun A. Bauplatz mit Kunstanspruch // Stuftgarter Zaiting. – 1996. – June 20. – N 166.
Brunnen der Erinnerung/Valerij Kosljakov in der Stuttgarter Galerie Bischoff // Stuftgarter Zaiting.- 1995. – May 16
Perhaps only in Russia could galleries emerge to stimulate the creation of what ought to exist // Art magazine. – 1992. – January. – P. 52-53
Russische Visionen/Moskauer Kunstler in der Stuttgarter Galerie Bischoff // Stuftgarter Zaiting. – 1995. – April 10
Holffmann G. Phantasien auf Pappkarton // Kultur/Szene. – 1995. – May.
-
* - Информация предоставлена Центром
Современного Искусства Сороса, Москва.
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO