Произведения:      Нажмите здесь   
  Исаев Алексей Николаевич 

 Биографические данные 
 
1960 родился в пос. Серебряные пруды Серебрянопрудского района Московской обл.
1973-77 учился в Московской Государственной художественной школе №1, Москва
1978-79 работал ассистентом оператора на киностудии "Центрнаучфильм" (фильм "Реставрация Фельдмаршальского зала Эрмитажа" и др.)
1980-87 сотрудничал с московскими издательствами "Книга", "Финансы и статистика" и др. Работал в студенческих театрах. Студия "Слайдофильм" Ю. Соболева
1993-94 участник "Студии Эгоцентрических особенностей"
1994-95 сотрудник "НейроВидеоЦентра" при Институте нейрохирургии им.Бурденко Российской Академии медицинских наук
главный художник журнала "Молоссы в России"
 

 В каких собраниях работы 
 
Галерея "Московская коллекция", Москва
Kolodzei Art Foundation, США
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1992 Презентация авторского проекта "Лабиринтология". "Каширка", Москва
Персональная выставка и видеоперформанс (совместно с С.Кусковым и театром "Сайра Бланш") на филологическом симпозиуме в главном здании МГУ, Москва
1993 Персональная выставка и видеоперформанс совместно с С.Кусковым и театром "Сайра Бланш" (репрезентация проекта "Лабиринтология"). ЦСИ, Москва
1995 "Нейромансеро". Галерея "Птюч", Москва
1996-97 сетевой проект "My revolution" http:// www.aha.ru/~newart

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1987 "Небанальная книжная иллюстрация" (А.Юликов, Г.Берштейн, Л.Орлова и др.). Центральный дом художника, Москва
1992 "Московская кваpтиpа". Галеpея "А 3", Москва
Выставка авторской книги. Галерея "Московская коллекция", Москва
1993 "Авангард и традиции, книги русских художников ХХ века". Музей книги, Москва
"АРТ МИФ 3" (видеопрограмма Института тТ
1995 Ateliers du Fond Regional des Pays de la Loire. Сент-Назер, Франция
Фестиваль современного искусства. Городской художественный музей, Сочи
Международный форум "Третья реальность" (видеопрограмма). Санкт-Петербург
1996 "Берлин в Москве" (в рамках выставки "Москва – Берлин, ГМИИ). Малая сцена театра им. Моссовета ( видеофильм "Dance & Video)
Pan European Art Manifestation "Manifesta". Pоттердам, Голландия (видеоинсталляция "Павильон С.Эйзенштейна" – совместный проект с В.Подорогой). Каталог "Монтаж аттракциона" (http://www.aha.ru/~newart/page1)
1997 "It`s a better world". Музей "Сецессион" Вена, Австрия; Art Forum Gallery, Мерано, Италия (каталог)

ВИДЕОГРАФИЯ

1995 автор (совместно с В.Кроминым) апрельской передачи "Век Кино" (1 канал "Останкино", проект В.Кобрина) "Новые каннибалы". Betacam, 12 мин.

 

 Автор о себе 
 
Меня тянет некая профессиональная база, в основе которой лежит глубокое и вдумчивое, полифоническое владение разными техниками, а также большой интерес к культуре как таковой (поэзия, музыка, театр, кино, живопись, литература, пластика). Это определяет мой индивидуальный характер - желание выйти и аппроприировать новую неизвестную область, внести свой опыт порой в узкие рамки актуального искусства.
Постоянное размышление о большом стиле - наиболее существенная часть моего творчества, это то, что игнорируется современными критиками по отношению к конкретному (временному) стилю.
Я рассматриваю свою деятельность как некий конфликт (в своей реакционной стадии) и диалог (в более спокойной стадии) между художником, принадлежащим большому стилю, который он пытается реализовать в своем творчестве и конкретными художественными заказами, которые он имеет - художественное поведение оказывается неадекватным художественной ситуации, в которой он развивается, а главное неадекватной оказывается его мотивация.
Это ощущение большого стиля в дальнейшем трансформируется в весьма конкретную позицию - попытку создать творчество в перманентных акциях, выставках, объединить различные художественные высказывания в единое повествование.
Мое творчество автобиографично по сути - критерий автобиографичности заключается в четко артикулированном художественном языке (не зависит от техники, ситуации и т.д.). Любое событие в моей профессиональной жизни, любое высказывание - это ссылка на основное событие (вневременное и внеконстектуальное), подобно тому, как это происходит в гипертексте. Отсюда вытекает любовь к утопическим проектам и патетическим высказываниям.
Я художник, чья творческая биография очень двойственна: есть 2-3 проекта, в которых я выступаю во всех возможных функциях (автор, идеолог, художник-исполнитель, куратор, продюсер). Я один из первых стал настаивать на том, что проект - это не модный термин в искусстве, а особая система творчества и существования художника в профессиональном контексте. Я принадлежу к художникам, работающим вне заказа, вне группировок, совмещая в одном лице и художника, и куратора собственных проектов. Каждый куратор играет в свои игры, вписываться в их разработанные эстетическую и продюссерскую системы для меня неприемлемо, так как я имею свое представление об актуальности и модности. Есть проекты, где я проявил себя лучше как художник, и есть проекты, где более интересной оказалась моя кураторская деятельность.
Главное в оценке моего творчества - понять взаимодействие и диалог этих двух субстанций, поскольку нарабатывая опыт как художник, я анализирую и обобщаю этот опыт, провожу и модифицирую концепции (художественный опыт реализуется при этом часто с привлечением других исполнителей).
Мои проекты "Лабиринтология", "Undergroundland", каждому из которых принадлежит множество перформансов, акций, презентаций, выставок и видеофильмов с компьютерной анимацией, на мой взгляд выдерживают проверку временем. Создавая идеальный утопичный контекст, я создаю некий мир, система которого может успешно развиваться независимо от конкретных художественных практик (будь-то перформанс, видео, компьютер или сети).
Различные техники - это механизмы, чья модность устаревает при рождении.
Неудивительно, если на сегодняшний день становится очевидным, что это стопроцентно виртуальные проекты.
Порой мне кажется, что я критик, читающий 24 часа в сутки мысли и образы одного единственного художника.
 

 Критика 
 
Постоянно, на протяжении всего творчества, Алексей Исаев сочетает в себе художника и куратора, беря при этом на себя функции критика, режиссера-постановщика, продюсера и многие другие. Такой свободный переход из одной роли в другую, манипулирование всеми возможными техниками (от графики и пластики до видео и сетей) порой мешает оценить цельность самого художника и ясность реализуемых им проектов.
Так как все отдельные работы автора входят в его крупные проекты, то я постараюсь сначала дать их описание.
Первый проект - "Лабиринтология" (совместно с Сергеем Кусковым). Исследуя идею лабиринта, художник выбирает самый образный московский лабиринт - метро. В акциях присутствует и второй лабиринт жизни, берущий свое начало в творчестве художника еще с создания им авторских книг в виде свитков, ленты Мебиуса и т.д. Речь идет о лабиринте-тексте, лабиринте-книге, заполняющем любое свободное пространство. Пользуясь в этом проекте языком пост-структурализма, автор перекодирует и создает классическую по форме и утопическую по содержанию новую реальность.
Он создает целую систему, которая может свободно развиваться независимо от конкретных художественных практик (если в 1991 году это перформанс или выставка, то к 1995 году - это видеофильм, видеоинсталляция и в конечном счете - развернутый сетевой проект).
Реализуя свои проекты, художник задает целый спектр подачи материала - от чисто концептуальных акций (перемаркированное пространство в акции на Добрынинской) до акций-хэппенингов (на станции метро Новослободская совместно с музыкальной группой "Дзю-Ом"), создавая при этом даже на первых ступенях видеоматериалы, являющиеся самостоятельным произведением, а не хроникой событий.
Сотрудничество на всех стадиях развития собственных проектов с различными театральными и музыкальными группами (наиболее удачный синтез с театром "Сайра Бланш" и музыкальными группами "Три О" и "Дзю Ом") выявляет интерес автора к синтезу искусств, что приводит художника в дальнейшем к созданию грандиозных событий, таких как Фестиваль экспериментального видео или видеоработ, темой которых долгое время являлось соединение видео, театра и музыки.
Второй проект "Undergroundland" также со временем претерпевает изменения, но не устаревает. Если при его возникновении, он воспринимался как интеллектуальная модификация соцарта, то сейчас он развивается как сетевой проект, апеллируя к виртуальной реальности.
Необходимо отметить, что с 1993 года Исаев начал работать в некоммерческой видео "Студии эгоцентрических особенностей", где создал свои первые видеоработы и провел фестиваль экспериментального видео, компьютерной анимации и проектного синтеза. Исаев являлся куратором фестиваля (совместно с Вадимом Кошкиным) и выставки "Видеосценарий". Фестиваль впервые ставил своей целью продемонстрировать синтез искусств и выявить особенности в подходе к этой проблематике видеохудожников, театралов, музыкантов, режиссеров. Здесь художнику удалось наработанный опыт в практике перформанса реализовать в совершенно новой форме, дистанцировать и прокрутить через технологическое видео и компьютер.
Видеоинсталляция художника "Animation(ism) или Концерт для тринадцати мониторов" (в рамках ежегодной выставки ЦСИС) еще раз дает нам пример реализации опыта аранжировщика и исполнителя, оператора и аниматора, работающих со звуком и визуальной партитурой. Инсталляция воспроизводила круговую кинопанораму, воспоминание о техно-чуде, представленном на ВДНХ. Одна из самых заметных последних акций художника - выставка "Neuromancer. Новые каннибалы" в клубе "Птюч" - демонстрировала скрытую полемику между биологическим и машинным интеллектом. Автор дал зрителю иллюзию пребывания внутри некого виртуального пространства, проведя его через анфиладу электронных сред.
В выставке в Сент-Назере (Франция, обменный проект французских и российских художников) Исаев полностью дистанцировался от произведения и технологий, он наиболее близко подошел к абсолютному высказыванию. Связь с предыдущими работами также читаема (работа похожа на, пожалуй, самый удачный ранний перформанс, в МГУ - белый постоянно растущий шар, сделанный самими участниками акции из отдельных фрагментов жизни - из черновиков, текстами внутрь, поглощал мысли и время лабиринтов текстовых строчек).
Художник постоянно выходит на контакты в области массмедиа. Работа на телевидении связана с постоянно возникающими проектами - к сожалению, не всегда реализуемыми. Художника никогда не интересует заказ как самоцель, это всегда трансформация собственных проектов и придание им иной художественной выразительности.

О.Шишко
 

 Библиография 
 

АВТОРСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ
"Открытый проект. Опыт истолкования мнимостей". Художественный журнал, №2, 1994

 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO