Произведения:      Нажмите здесь   
  Гутов Дмитрий Геннадьевич 

 Биографические данные 
 
1960 родился в Москве
1978-80 учился в Московском Государственном педагогическом институте
1992 окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина, Санкт-Петербург (отделение теоpии и истоpии искусства)
С 1988 года принял участие более чем в 90 выставках по всему миру.
Участник крупнейших биеннале современного искусства (Венеция, Стамбул, Сан Пауло, Валенсия и др.).
1993 - член редколлегии «Художественного журнала».
1994 - организовал в Москве «Институт Михаила Лифшица».
2002 - объявлен Рамблером человеком в разделе искусство.
Участник крупнейших мировых выставок: Биеннале в Венеции (1995 г.), Биеннале в Стамбуле (1992 г.), Манифеста в Роттердаме (1996 г.), Биеннале в Валенсии (2001 г.), Биеннале в Сан Пауло (2002 г.), Документы-12 в Касселе (2007).
Живет и работает в Москве.
Персональный сайт Дмитрия Гутова: http://www.gutov.ru
 

 В каких собраниях работы 
 
Галерея М. Гельмана, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Центр современного искусства, Москва
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Курганский областной художественный музей, Курган
Модерна Галерея, восточноевропейский музей современного искусства, Любляна, Словения
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва
Музей современного искусства Сараево, Босния
Собрание «Даймлер-Крайслер» Берлин, Германия
Художественный музей Валенсия, Испания
Stella Art Foundation, Москва
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОHАЛЬHЫЕ ВЫСТАВКИ

1991 "Мелочи нашей жизни". Галерея в Трехпрудном пер., Москва
1992 "Как я стал художником" (совместно с Ю. Альбеpтом). "Лаборатория", ЦСИ, Москва
1992-93 "Портреты" (акция). Галерея "Риджина", Москва
1993 "60-е: еще раз про любовь" (совместно с Е. Андреевой). ЦСИ, Москва
1994 "Над черной грязью" (совместно с Т. Хенгстлер). Галерея "Риджина", Москва
1995 "Михаил Лифшиц. 90 лет со дня рождения". ЦСИ, Москва
1996 "Дилетантизм в искусстве". Галерея М. Гельмана , Москва
1999 "Зарядка". Галерея М. Гельмана, Москва 1998;
2001 "Слепые". Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург;
2001 "Мама, Папа и телевизор". Галерея М. Гельмана, Москва;
2002 "Мама, Папа & Лига Чемпионов". Галерея М. Гельмана, Москва;
2003 "Я чужой на этом празднике жизни". Moscow Fine Art, Москва;
2004 "Разговор о неясных путях кисти" (совместно с К. Бохоровым). Fine Art Gallery, Москва;
2005 "Все, что я создал до 70, не считается". Галерея М. Гельмана, Москва;
2005 "Глубокий синий цвет его кожи свидетельствует о высокой степени самоуглубленности". Matthew Bown Gallery, Лондон;
2005 "Эксцесс незаинтересованного созерцания". Клуб Синефантом, кинотеатр «Фитиль»;
2006 "Оттепель". Галерея Нина Лумер, Милан;
2006 "Повтор, канон, возврат, замедление, оцепенение". Государственная Третьяковская галерея, Москва;
2006 "За правильное движение запястья". Галерея М. Гельмана, Москва;
2008 "Б/у". Галерея М & Ю Гельман, Москва;

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1988 XVIII молодежная выставка. Манеж, Москва
"Эйдос". Двоpец молодежи, Москва
1989 "Hедоpогое искусство". Пеpвая Галеpея, Москва
1990 "ЖЕН". "Каширка", Москва
"Традиции русской живописи". Музей истории и реконструкции Москвы, Москва
1991 "Пpиватные занятия". Галерея 1.0, Москва
"Эстетические опыты". Усадьба Кусково, Москва
1992 "Московский pомантизм". Центральный дом художника, Москва
"Диаспора". Центральный дом художника, Москва
"Вопpосы искусства". L Галеpея, Москва
"Искусство из пеpвых pук, или Апология застенчивости". Галерея "Риджина", Москва
"О прозрачности". Галерея "Риджина". д. Зименки, Московская обл.
3rd International Istanbul Biennale. Стамбул, Турция
1993 "Искусство как власть, власть как искусство". ЦДХ, Москва
"Trio acoustico" (Osmolovski, Gutoff, Lejderman). Centre de Creation Cont., Тур, Франция
1994 "Гамбургский проект". ЦСИ, Москва
"Displacement and Change" (Six artists from Europe). Бангор, Великобритания
Cetinjski Bienale II. Цетине, Черногория
1995 "Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilchelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель;
Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
"XLVI La Biennale di Venezia". Padiglione Russo, Венеция, Италия
"Konjugation" (в рамках проекта "Kraftmessen"). Kunsthalle, Мюнхен, Германия
"Monument". Рига, Латвия
"Copyright-96". Айдан Галерея, Москва
"Ergebnis". Galerie am Marstall, Берлин, Германия
1996 "Интерпол". Центр современного искусства, Стокгольм, Швеция
Pan European Art Manifestation "Manifesta". Роттердам, Голландия
"Антифашизм и анти-антифашизм". ЦСИ, Москва
"Компромат". Галерея М. Гельмана , Москва
1997 "Москва – Урюпинск. В Россию с любовью". Урюпинский краеведческий музей
"История в лицах" (из коллекции современного искусства Музея-заповедника "Царицыно"). Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург (каталог)
Третья биеннале современного искусства. Цетине, Монтенегро
1998 "Город Урюпинск. 1997". Вз "На Каширке", Москва
1999 "ACT 99. Art-Communication Tour", Линц, Австрия. Москва
"Идея музея СССР", Музей А. Сахарова, Москва
"Crashlanding @ Moscow", Импровизационный проект - Мег Стюарт, Москва
"Zeitwenden", Kunstmuseum Bonn
2000 "Искусство Восточной Европы в диалоге с Западом", музей современного искусства, Любляна.
"Мировые войны - мировые ценности". Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
2001 "Искусство Восточной Европы", Orangerie Congress - Insbruck
"Искусство 2000 (Новое искусство Москвы, Санкт-Петербурга и Киева)", Кунстферайм, Розенхайм
"Русское безумие", первая валенсийская биенале, Las Atarazanas, Валенсия
"Память тела (Нижнее белье советской эпохи)", Государственный музей истроии Санкт-Петербурга, Петропавловская крепость. Центральный выставочный комплекс, Нижний Новгород. ЦДХ, Москва.
2002 Мастерские Арт-Москвы, Центральный дом художника, Москва
"Давай!", Postfuhramt, Берлин
"25 Bienal de Sao Paulo, Iconografias Metropolitanas. Pavilhao Ciccillo Matarazzo, Parque Ibirapuera
"Москва: Рай 2002", Krinzinger projekte, Вена
2003 "Горизонты реальности", Muhka, Антверпен
"Новое начало". Современное искусство из Москвы. Кунстхалле, Дюссельдорф.
"Берлин - Москва", Мартин-Гропиус-Бау. Берлин.
"АртКлязьма 2003".
"Артконституция", Московский Музей Современного Искусства.
"Институт Лифшица", Первая аксиома, Галерея С-АРТ, Москва.
2004 "Любовь, эротика, секс", Галерея на Солянке. Москва.
"Суперженщина", Fine Art Gallery, Москва
"Лифшиц для начинающих", Галерея Сем Брук, Москва
"Приватизация", Kunstwerken, Berlin
" Дума о родине", Музей Анны Ахматовой, С.-Петербург "Система координат", Музей современного искусства, Загреб, Хорватия.
"Семь грехов", Галерея современного искусства, Любляна, Словения.
"АртКлязьма 2004"
"Пейзаж", Fine Art Gallery, Москва
"За красным горизонтом", Уездовский замок, Варшава
"Фотография, видео, Mixed Media II", Даймлер Крайслер, Берлин
"Феноменология консервной банки" - Stella Art Gallery, Москва
2005 "Коллективное творчество", Kunsthalle Fridericianum, Кассель
“Hope-stop!”, Зверевский центр современного искусства, Москва
"Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-2000-х", Государственная Третьяковская галерея, Москва
"В тени "Героев"", Вторая бишкекская выставка современного искусства, Бишкек
"Россия", Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
"Россия 2, Плохие новости из России", White Box Gallery, Нью-Йорк
"Русский видеоарт", Vooruit Cultural Center, Гент
2006 "Прерванные истории, Музей современного искусства", Любляна
"Русское искусство", Сотбис (выставочный зал), Нью-Йорк
"Сиднейская Биеннале, Зоны контакта", Сидней
"Эчиго-Цумару Триеннале", Япония
2007 "Верю", Винзавод, Москва
"Выбор Марата", Специальный проект в рамках 2ой Московского Биеннале,Государственный Центральный Музей современной истории России Москва
"Дневник художника", Специальный проект в рамках 2ой Московского Биеннале, ЦДХ, Москва
"Мыслящий реализм", Государственная Третьяковкая галерея, Москва
"Оттепель. 15 лет галереи Марата Гельмана", Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
"Думай с чувством, чувствуй с головой. Искусство в настоящем времени", 52ая Венецианская Биеннале, Венеция, Италия
Документа-12, Кассель, Германия
"Возвращение памяти", Художественный музей КУМУ, Таллинн, Эстония
"Прогрессивная ностальгия", Центр современного искусства Луиджи Печи, Прато, Италия
"Время рассказчиков. Повествование и сторонний взгляд в постсоветском искусстве", Музей КИАЗМА, Хельсинки, Финляндия
"Конкурс проектов памятника Б. Н. Ельцина", музей ART4.ru, Москва
"Дом: между Европой и Азией", V Ширяевская биеннале современного искусства, Самара
"Выставка работ номинантов премии Кандинского", Белый зал, Арт-центр Винзавод, Москва
2008 "Оттепель: Русское искусство. От гласности к настоящему", Художественный музей Челси, Нью-Йорк "Места для героев - Каждый герой для себя.", Виануова, Флоренция, Италия
Кризис безобразия, галерея "PAPERWORKS", Москва

 

 Автор о себе 
 
"Просто мое искусство мне дико не нравится. Каждый раз, когда я смотрю на свою работу, то думаю - Господи, я столько переживал, у меня были такие душевные бури и вихри. И это все, что от них осталось. Мои робкие, дрожащие метафизические конструкции есть признание собственной неуверенности и встревоженности".
Интервью: Дмитрий Гутов - Андрей Ковалев//Художественный журнал, 1994, N 4, с. 43

"Для меня тексты Лифшица остаются острыми и актуальными. Да, естественно, марксизм, поскольку наш мир не в состоянии органически справиться со своими проблемами. Собственно, описание современного мира, которое я считаю самым точным, содержится в трудах Карла Маркса, а если брать советскую традицию – в произведениях Лифшица".
"Параллельно я изучаю всякие китайские, японские тексты по каллиграфии и живописи тушью. О том, как правильно концентрировать внимание, как правильно раскрепощать запястье и кисть. Это никак не связано с постмодернизмом".
Из интервью «Лифшиц жил, Лифшиц жив, Лифшиц будет жить! По умолчанию...», взятого Дмитрием Барабановым у Константина Бохорова и Дмитрия Гутова. Источник: Artinfo.ru, 15.10.2004
 

 Критика 
 

Новаторский характер работ Гутова состоит в удивительной способности из совершенно разнородных источников – чисто живописных поисков, иногда граничащих с абстракцией, графического дизайна, восточной каллиграфии, концептуальной традиции, интеллектуальных штудий по советской и мировой культуре, создать свою неповторимую авторскую амальгаму, новый эстетический сплав. Феномен советской культуры, ставший предметом анализа у московских концептуалистов, был фундаментально переосмыслен Дмитрием Гутовым. Он открыл наследие марксистского философа искусства Мих. Лифшица – живую струю, полную для художника актуальных смыслов и связанную не столько с прошлым, сколько с будущим. Дмитрий Гутов актуализировал его наследие, создав из него регулярное интеллектуальное событие (Институт Лифшица). Непосредственная художественная работа нередко связана с переводом интеллектуальных фетишей в живописную трепетность традиционного холста.
Александр Евангели

В контексте стратегии на освоение реальности поэтика Дмитрия Гутова крайне индивидуальна: она может быть названа поэтикой критической реальности. Исходное положения этой поэтики полемичны как охранительному консерватизму Вадима Захарова и "герменевтов", но и не смыкаются с витализмом Анатолия Осмоловского и Олега Кулика: реальность с его точки зрения не бессмысленна, а чревата значениями. Главное обратить сознание на ее вдумчивое постижение, на считывание укорененных в ней смыслов. Поэтому основная проблема поэтики критической реальности - это обретение способности к обьективному суждению, референцией которому был бы не текст, a - действительность. Отсюда ее понимание деконструкции как чистой схоластики и требование от высказывания критической ясности и аналитической емкости. В художественной практике это означает установку на максимальную редукцию языка: реальность проявляется там, где язык достигает своей предельной минимализации и прозрачности. Иначе говоря, бытие проступает там, где исчезает искусство. Этот эстетический аскетизм выдает внутренний этический пафос поэтики критической реальности, ее принципиальную преемственность традиции русского критического реализма Х1Х и ХХ веков. Однако этическая строгость этой поэтики не мешает ей придавать исключительную значимость акту репрезентации: ведь обьективное суждение, будучи обретенным должно быть провозглашено громогласно. Т.о. искусство, сначала редуцируется, а затем экзальтируется до феерической зрелищности. Однако, насколько референтны обьективные всказывания поэтики критической реальности? Ведь они представаляют собой ничто иное как инсталляционные вариации произведений давненго и недавнего прошлого. Иначе говоря референтным произведениям Гутова оказывается не достоверная реальность, а реальность художественная. Саморедукция языка представляет собой не выявление реальности, а лишь процедуры тавтологии, т.е. замыкание языка на себе. Так суровый критический реализм оборачивается утонченным эстетизмом. Симптоматика этой поэтики состоит в выявленности в ней коллизий становления нового критического сознания: идейной основой поэтики Гутова оказывается возврашенный из небытия марксизм, т.н."ленинская теория отражения", теоретическое наследие Михаила Лифшица. Закономерный своей установкой на аналитическое рациональное противостояние сфере бессмыслицы и энтропии, новый критицизм тем не менее лишен самоценной методологии и оказывается результатом рециклирования. Свою новую ортодоксию Гутов исповедует с не меньшей одержимостью чем та, с которой Осмоловский и Кулик вызывают демонов власти и хаоса.
В.Мизиано. "Fatal strategies". Каталог выставки "No Man`s Land. Art From the Near Abroad", том 1. Копенгаген, Дания, 1995
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO