-
- 1953 родилась в Ленинграде.
1974 окончила Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной
с 1974 член Горкома графиков
с 1990 член Международной федерации художников (IFA)
с 2004 член Немецкого союза художников ВВК
с 2002 живет и работает в Берлине
-
-
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
ГМИИ им.Пушкина, Москва, Россия
Музей современного исскуства Тампере, Финляндия
Российский Фонд культуры, Москва
Европейский торговый банк, Москва
Банк Балтвнешторгбанк, Калининград
Фирма Балтиа, Калининград
Банк Атлант, Калининград
Koman Art Gallery, USA
Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция
Galerie Basmadjian, Франция
Galerie Bernard Felli, Франция
Kolodzei Art Foundation, США
-
-
- ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1992 "Эпоха сновидения". Галерея "Янтарь", Калининград
"Эпоха сновидения". Галерея "Велта", Москва
1993 "Russischen Nacht". Sheraton Hotel, Мюнхен, Германия
1994 "Cилуэты". Галерея "Велта", Москва
1995 "Neumeister Kunstauktionshaus KG". Мюнхен, Германия
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1976-88 Осенние и весенние выставки в Горкоме графиков. Малая Грузинская, 28, Москва
1980 Музей современного искусства, Стольгольм, Швеция
1980 Биеннале плаката "Посвященное году Инвалидов". Польша
1988 "Экспресс-авангард". Выставочный зал Фонда культуры, Москва
1988-90 "Эротическое искусство в России" (организатор и участник выставок). Школа-студия Анатолия Васильева; выставочный зал на улице Левченко, 6; "Каширка", Москва
1989 "Лабиринт". Дворец молодежи, Москва
"Gorky park", "Freies Rheinland". Дюссельдорф, Германия
"Советско-немецкий симпозиум". Бодензей, Германия
1990 "Russische Kunstler der Gegenwart". Europlatz Galerie, Ратхаус, Германия
1990 "Принцип Ки". Центральный дом художника, Москва
1991 "Малая Грузинка, 28". Манеж, Москва
1991 "Tokyo - Art Expo 91".Токио, Япония
1992 "Диаспора". Центральный дом художника, Москва
1995 "Ню в советском изобразительном искусстве". "Московская галерея".Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
"Между телесностью и знаком". Тверская-Ямская, 20, Москва
1996 "Галереи в галерее", галерея "Нина". ГТГ, Москва
Сотбис. Отель Балчуг Кемпински, Москва, Каталог
1997 "Мир чувственных вещей в картинках - конец ХХ века", галерея М`АРС. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
Международная художественная ярмарка "Арт Манеж",Манеж Москва
1998 "Калининград - Konigsberg 98" ( Международная биеннале графического искусства). Калининградская художественная галерея, Калининград
"Подарки Марсу". Галерея "Марс", Москва
"Арт Манеж 98", Манеж, Москва
1998 - Fotobiennale 98 in Moskau. Zentrale Ausstellungshalle "Manege"
"Mode und Stil in Fotographie", Russland (Katalog)
"Women in Art. New York City", the Russian Consulate, the Kolodzei Art Foundation, USA
Internationale Kunstlermesse "ART-MANEGE 98", Zentrale Ausstellungshalle "Manege". Russland (Katalog
1999 "Живые и мертвые". Галерея "ESCAPE". Москва
"Puschkin-200", Embassy of the Russian Federation, Exhibition curated by Tatiana and Natalia Kolodzei, Washington, USA
2000 "Калининград - Konigsberg 2000" ( Международная биеннале графического искусства). Калининградская художественная галерея, Калининград (Каталог)
2001 "Арт Москва", 5-я Международная художественная ярмарка. Центральный домхудожников.МоскваРоссия.(Каталог.
"Women in Art", "Bergen Museum", Kolodzei Art Foundation, Inc. USA
Международное биеннале графики в Новосибирске, присужден Гран-При, Россия (Kaталог)
2002 Международный Художественный Салон, Центральный Дом Художников, Russland (Katalog)
IV. Международное Фотобиеннале , Россия (Katalog)
"New Identities New Forms", Kolodzei Art Foundation, Washington, USA
2003
Kunst und Kulturfestival, "Traumfabrik Berlin", Berlin, Deutschland
Galerie "Berliner Kunstprojekt", Berlin, Deutschland
"Liebe und Fr?gel" Galerie "Belabush" Berlin, Deutschland
2003
"PARADIES", Bunker Alexanderplatz, M°A°I°S°-Projekt, Berlin, Deutschland (Katalog)
"Blumen aus Niemandsland", Galerie im Parlament, Berlin, Deutschland (Katalog)
2003
"Liebe und Fl?gel". Galerie "Belabush", Berlin, Германия
"PARADIES", Bunker Alexanderplatz, Berlin, Германия
ПЕРФОРМАНСЫ И АКЦИИ
1989 "Женщина-торт". Школа-студия Анатолия Васильева, Москва
1992 "Инь-Янь". BBC, телевидение Великобритании
1992 "Шок-шоу". Боди-Арт. Авторское телевидение, Москва
1994 "Силуэты". Галерея "Велта". НТВ, Москва
1993 "Эпоха сновидений". Галерея "Велта", Москва
1995 "Батут". Российское телевидение, Москва
2003- "Mishima" Knstlergruppe "La Rose Sauvage". Berlin
на Немецком языке
Geboren: 1953 in Leningrad.
Bildung: die Kunstlerisch-Industrielle Hochschuhle von Muchina 1974.
Seit 1974 - das Mitglied des Stadtkomitees von Grafikern.
Seit 1990 - das Mitglied der Internationalen Malerfoderation.
Seit 1998 - das Mitglied des Internationalen Designerbundes.
Seit 1999 - korrespondierendes Mitglied der Internationalen Akademie der Wissenschaften von Natur und Gesellschaft Abteilung - Kunstlerische und Industrielle Design.
Seit 2003-das Mitglied Association Nationale Des Artistes
2002 Umzug nach Berlin
-
-
- Человеческая фигура - вот что интересует меня больше всего.
Человеческая фигура есть прежде всего форма.
Ассоциативный ряд произведений обращен меньше к предмету, чем к энергии, скрытой в нем.
Картины отсылают наше воображение к трем измерениям, в которых длится "драма жизни", материализующая в форме силами: притяжения - отталкивания, натяжения - расслабленности, покоя - движения.
Я хочу, чтобы все эти энергии воплотились в "Силуэтах".
Я предлагаю новую концепцию скульптуры, полностью вытекающую из ее живописных образов.
Пределы различия между двухмерным и трехмерным - это новая концепция художественного пространства встречи между внутренним и наружным, между живописью и ваянием.
-
-
- "Красота - великая сила... Красота спасет мир", - сказал Федор Достоевский... Тайна вечной женственности, мерцание эроса озаряли поэзию Александра Блока, Максимилиана Волошина, Андрея Белого. Нагота хранит в себе великую тайну. Только люди знают о наготе - животные лишены этой радости, ибо они не знают одежд, а значит и не чувствуют наготы.
Живопись Марины Герцовской эротична. Иногда это грустный эрос, поскольку чувство бесконечно, а исполнение желаний - лишь краткий миг. Нагота уязвима: женское тело покидает защитный панцирь, как улитка, волоча за собой хрупкую ракушку сброшенных одежд. Вот женщина с букетиком цветов, зажатым в руке, и сама похожая на этот букет. Ее тело нежно вибрирует, повторяя очертания загадочных иероглифов. О чем они говорят?
Чувственность и цвет часто противоречат друг другу. Только у грубых натур яркие цвета усиливают желание. Давно открыто, что дымчатые полутона воздействуют в тысячу раз сильнее - не случайны дымчатые вуали и полупрозрачные покровы на женском теле с древних времен до наших дней. Картины Герцовской - как бы сквозь эту дымку. Эротика только поначалу кажется доступной и понятной каждому. Но посвященные знают, что чувственный мир причудливее и таинственнее самой изысканной фантазии человека.
В подсознании живут изначальные символы любви: букет, зажатый в женской руке - фаллический символ эротической связи; ракушка - женское лоно; баня - пространство, где нет запретов, где можно все. Любые попытки создать в жизни острова вседозволенности заканчивались крахом. Жизнь есть жизнь, но искусство - это вечное путешествие на остров любви.
"Турецкая баня" великого рисовальщика Энгра и сегодня может стать эротическим шиком для человека, выросшего в системе запретов созерцания наготы. Баня Герцовской - некое таинственное пространство, где тела как бы растворены. Это оргазмический рай, истома, здесь мужское и женское как бы слито в единое существо, наполненное дымчатыми мечтаниями.
Наша цивилизация все еще пребывает в царстве неразбуженной эротики. Сексуальная революция, прокатившись по всему миру, не оставила заметных следов в женском сердце, а без сердца тело мертво. Все мировое искусство - только подступ к женскому сердцу.
Вот почему женская эротика в последнее время все больше интересует искусствоведов. Ведь до сих пор мы видели эрос только "мужскими" глазами: Рубенс, Энгр, Ренуар, Дега, Тулуз-Лотрек, Кустодиев... Женская эротика только проникает в искусство, пока лишь на волне сенсации. Лесбиянские мотивы в дивной живописи Леонор Финн стали ключом к ее картинам (но "женское" не означает "лесбийское").
Марина Герцовская - организатор трех эротических выставок в Москве, но эротизм ее собственной живописи пока еще не понят вообще.
Женский эрос страшится внешних признаков страсти. Чем холоднее и сдержанней мимика, тем сильнее страсть. Вглядитесь в лица девочек-пловчих в причудливой пирамиде на картине Герцовской. Глаза их преисполнены бесконечным томлением, а женское томление - это грусть.
Женская эротика в отличие от мужской иносказательна. Луч и зеркало, луч и водяная поверхность - вот символ соединения мужского и женского в полотнах Герцовской. Вот почему в ее картинах так много света, утопающего в прозрачных средах, преломленного в тысяче граней. Это - оргия отражений, вакханалия всех зеркал. Вода - изначальная эротическая женская тайна мира. Свет - мужское оплодотворяющее начало. От соприкосновения луча и влаги рождается сиреневая дымчатость картин Герцовской.
Перламутр во все времена - фон особого внутреннего пространства раковины, в которой пребывает блаженный моллюск. Не случайно перламутровая отделка комнаты создает ощущение внутриутробного комфорта младенца в чреве матери. Обволакивая зрение перламутровой дымкой, Марина Герцовская превращает свои картины в эротические святилища, где человек растворяется в изначальном жемчужном спектре.
Для Огюста Ренуара жемчужная поверхность женского тела есть объект внешнего созерцания. Для Герцовской - это теплый внутренний свет, которым женщина согревает объект любви независимо от расстояния. Ее картины на всех эротических выставках от Москвы до Мюнхена и от Мюнхена до Лондона всегда притягивают к себе зрителя и видны издалека как некое втягивающее в себя пространство. Результат репродуцирования ее картин - это несколько неожиданная театральная интимность, когда вы оказываетесь объктом и адресатом визуального любовного признания, поскольку изображение в альбоме настолько приближено к зрителю, что полностью исчезает расстояние между картиной и зрителем, непреодолимое при любой экспозиции. Нагота в картинах художницы не является локальной принадлежностью тела. Нагота - это и букет, и баня, и отражающая поверхность воды, - словом, вся картина. Новая эротика изысканна и тонка. Она идет на смену грубой потной первой волне примитивного эротизма дикарей. Здесь нет чистой физиологии, поскольку физиология сама по себе не может удовлетворить ни мужчину, ни женщину. Физиология - всего лишь врата, за которыми открывается дивная страна эротики.
Преодолев наивные запреты, человек создает собственный театр эротики, где изысканный вкус наполняет тело и душу сияющим наслаждением. Все революции, в том числе и сексуальная, стремятся к манифестациям. Отсюда у Герцовской обилие поз и фигур, воспроизводящих оргию. Изнанка всякой оргии - интимность. Как бы ни была велика толпа, она в конечном итоге дробится на пары, которые состоят из одиноких людей. Женщины на картинах Марины Герцовской могут быть одни или сплетаться в гирлянды и пирамиды, но каждая из них таит сакральность своего эроса - грусть и нежность.
К.Кедров. "Новая эротика Марины Герцовской" (в сокращении). Марина Герцовская. Нагота. Янтарный сказ, Калининград, 1993
-
-
- Каталог "Нагота" , издательство "Янтарный сказ",
Калининград, 1993;
"Художник Марина Герцовская пишет "Золотой век",
газета "Коммерсант-Daily", N47, 9 декабря 1992;
К.Кедров "Новая эротика Марины Герцовской",
газета "Галерея", 1991.
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO