Произведения:      Нажмите здесь   
  Бордачев Сергей Михайлович 

 Биографические данные 
 
1948 родился в Москве
1964 окончил профессионально-техническое училище (специальность - автослесарь)
с 1968 работал в ВХПО, комбинат декоративно-оформительского искусства
с 1976 член Горкома графиков, постоянный участник выставок в составе группы "21"
с 1990 член Международной Федерации художников (IFA)
с 1993 президент Клуба абстрактной импровизации при Союзе музыкальных деятелей
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Галерея "М`АРС", Москва
Фирма "Карат", Москва
Nancy and Norton Dodge collection, Zimmerly Art Museum, Rutgers University, Нью-Брунсвик, Нью-Джерси, США
Л.Талочкин, Е.Нутович, Т.Колодзей, А. и В.Русановы, Москва
Г.Костаки, Афины, Греция
Дж.С.Форд, США
К.Шраммайер, Р.Зингер, Германия
В.Сычев, А.Глезер, Париж, Франция
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

1988 "Sergej Bordatsiov. Worken op papier". Галерея Бринкман, Амстердам, Нидерланды
1989 "Живопись, графика, объекты". Дворец молодежи, Москва
1993 "Живопись, графика, объекты". Галерея "М`АРС", Москва
1996 "С. Бордачев. Живопись, графика, объекты". Профсоюзная, 100, Москва
1997 Галерея "Никор". ВДНХ, Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1979 Групповая выставка. Городской выставочный зал, Коломна
1989 "Выставка неоконченных работ". Мастерская К.Звездочетова. Фурманный пер., Москва
1989 "Furmanny zaulek". Dawne Zaklady Norblina, Варшава, Польша
1990 "В сторону объекта". "Каширка", Москва
1990 "Naar het object". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
1990-91 "Другое искусство. Москва 1956-1976". Галерея "Московская коллекция". ГТГ, Москва; ГРМ, Ленинград
1991 "Поиск абстракции". Профсоюзная, 100, Москва
1991 "Современные художники - Малевичу". ГТГ, Москва
1991 "Малая Грузинская, 28". Манеж, Москва
1992 "Московский романтизм". Центральный дом художника, Москва
1993 "Знак и символ". Клуб абстрактной импровизации. Центральный дом архитектора, Москва
1994 "20 лет Бульдозерной выставке". Галерея "Беляево", Москва
1994 "Знак и символ". Клуб абстрактной импровизации. Центральный дом архитектора, Москва
1995 "Миф и Архаика" (выставка живописи). Клуб абстрактной импровизации Галерея "Беляево", Москва
1995 "Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilchelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия 1996 "Живопись России конца XX века. Реалии и перспективы". ЦДХ, Москва
1996 "Коллекция Глезера в Музее личных коллекций". ГМИИ им. Пушкина, Москва
1997 "Мир коллекционера. Взгляд современника" (из коллекции Е.М. Нутовича). Музей частных коллекций, Москва
1997 "Русское искусство в 15 биографиях" (из коллекции современного искусства Музея- заповедника "Царицыно"). Мучарнок, Будапешт, Венгрия

 

 Автор о себе 
 
Нет данных
 

 Критика 
 
Примерно в середине 60-х годов у ряда независимых художников наблюдается повышение интереса к традиции геометрической абстракции с элементами коллажа и свободными пространственными манипуляциями. Яркий представитель этой новой волны художественного эксперимента, использующей одновременно традиции геометрической и экспрессивно-живописной абстракции - Сергей Бордачев.
Лишь для поверхностного восприятия нео-абстракционизм С.Бордачева может выглядеть как следование направленческим принципам "геометрии" русского супрематизма или группы "Стиль" ("Де стейл"). Преемственность традиций этих школ очевидна главным образом на уровне самого "словаря" художественных форм, т.е. определенных кодов формообразования. Даже в тех случаях, где перед нами как бы возобновляется искусственно прерванная в России на рубеже 20-30-х годов традиция абстрактного формотворчества, у С.Бордачева, при всем уважении к таким фигурам, как К.Малевич и В.Татлин, не ощущается авторская загипнотизированность идеей чистоты моностиля, нет категоричной самоуникализации метода, которая была присуща прпограммным установкам лидеров авангарда прошлого. Напротив, наблюдаются ответвления и отходы от прогрессирующего развития супрематизма, аскетического минимализма "Черного квадрата" как абсолютного "ничто покоя" (К.Малевич). В геометризме С.Бордачева, в его способе формопространственных манипуляций, ощутимо повышение игрового начала: утверждение легко соседствует с иронией, постановка проблемы - с цитатным использованием многоязычия авангардного наследия и раскрепощенностью авторского поведения относительно традиции. В коллажных и предметных композициях С.Бордачева ощутим дух загадки и неожиданности, таящейся за привычными оболочками вещей обихода. Это предметы давно вышедшие из всякого употребления, неприглядные, отторгнутые обывательским ценностным воззрением, завалявшиеся обломки быта, которые художник влючает в систему совершенно новых взаимосвязей. Предметность здесь - нечто гораздо большее, чем материальный эффект коллажной фактуры. Такой подход Бордачева к вещи и материалу глубоко несходен с этикой конструктивизма и функционализма 1920-х годов. Такое подбирание и обыгрывание вещественных фрагментов близко к эстетизации отбросов у К.Швиттерса, но вряд ли могло бы вызвать сочувствие у деятелей "Уновиса" или "Лефа".
В новой абстракции С.Бордачева наблюдается больший по сравнению с радикальным авангардом Запада традиционализм экспрессивных средств. Это чаще всего прямоугольная картина с сохранением плоскости-основы, с применением в основном традиционных материалов. Коллажи и ассамбляжи составляют специфичный круг работ С.Бордачева, во многих абстракциях он явно избегает любых предметных ассоциаций.
Прямоугольное пространство мыслится как зона неограниченной свободы манипуляций с формой, фактурой и светом, где позволено вершить невозможное, сочетать, казалось бы, несовместимые данности.
В результате возникают - новая пластическая интрига и эффект удивления, непривычность, что является своего рода правилом игры, обусловливающим процесс дерзкого переиначивания знакомых по истории искусства ХХ века формострктур.
Такая полистилистика, однако, не приводит к электизму благодаря пластическому чутью автора. Интрига осуществляется через некоторую абсурдизацию устоявшихся связей. Догадка и предложение, поиск - приобретают, пожалуй, большее значение, чем картинное совершенство художественного объекта. У С.Бордачева преобладает серийный принцип работы - отдельные композиции оригинально дополняют друг друга и одновременно контрастируют между собой. Серийность дает шанс воспринять сам ход исполнительского процесса и поразмыслить о путях варьирования некоей единой формальной темы. Пространственные и предметные конструкты С.Бордачева неприручаемы фукнциональной программатикой дизайна, они подчеркнуто неутилитарны.

С.Кусков "Новая абстракция в контексте Сергея Бордачева" (с сокращением). Каталог выставки "Живопись, графика, объекты". Москва, 1989
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO