Произведения:      Нажмите здесь   
  Алексеев Александр и Добер Татьяна 

 Биографические данные 
 
АЛЕКСЕЕВ Александр Николаевич

1965 родился в Москве
1987 окончил Московский полиграфический институт
с 1991 участник "Международного клуба 1/1"

ДОБЕР Татьяна Владимировна

1963 родилась в Москве
1987 окончила Московский полиграфический институт
с 1991 участник "Международного клуба 1/1"
 

 В каких собраниях работы 
 
Мастерская шелкографии бывшего Дома творчества СХ СССР "Сенеж"
Севастопольский художественный музей (Т.Добер)
Rutgers Center for Innovative Printmaking, Нью-Брунсвик, США
Компания KAOS service, Италия (А.Алексеев)
В.Сальников, Москва
А.Пономарев, Москва
Phil Orenstein, США
Георгий Рябов, США (Т.Добер)
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ (А.Алексеев и Т.Добер)

1987 Слайд-перформансы в центре "Эрмитаж", Москва
1989 Экспозиция в комплексе концертов "Независимые музыканты - Югу Африки" (арт-дирекция - А. Алексеев). Дворец молодежи, Москва
1992 "ОТкРЫТИЕ" (акция). Физкультурный зал школы № 1272, Москва
1993 "Подъезд №1". Инсталляция на этажах подъезда и в квартире авторов, Москва
1993 Слайд-перформансы. School of Visual Arts, Нью-Йорк; Rutgers University, Нью-Брунсвик, США
1994 "Свет далекой звезды". Галерея "Школа", Москва
1995 "Реституция". Галерея 1.0, Москва
1996 "Открытие-2". Галерея "Пальто", Москва
1996 "Фрагменты четырех проектов". Московская Городская Дума, Москва
1997 "Шизоромантика". Галерея "Пальто", Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1985 "Графика в городе" (демонстрация авторских слайд-фильмов). Мастерская прикладной графики (ул.Немировича-Данченко, 5/7), Москва (А.Алексеев)
1986 XVII молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва (А.Алексеев)
1987 Всесоюзная молодежная выставка (слайд-перформанс ) (совместно с П.Масловым, Б.Мамоновым, группой "Асфальт"). Манеж, Москва (А.Алексеев)
1987-88 участие в экспозициях и культурных программах Клуба художников книги. Центральный дом художника, Москва
1988 XVIII молодежная выставка. Манеж, Москва
1988 "Графика московских художников: Городу и миру". Центральный дом художника, Москва
1989 "Вне жанра". Дворец молодежи, Москва
1991 XIХ выставка художников книги. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1991 "Малая Грузинская". Манеж, Москва (Т.Добер)
1991 "Галлюцинации" (А.Алексеев, Т.Добер, Маслов, в рамках программы "Ватикан" Международного клуба художников 1/1). Музей Революции, Москва
1991 "АРТ МИФ 2". Манеж, Москва
1991 "Международный клуб 1/1". Музей Калинина, Mосква
1992 XХ молодежная выставка. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва (Т.Добер)
1993 "Russian-American Exchange". Granary Books; Susan Teller Gallery, 568 Broadway, Нью-Йорк, США
1993 "Two Museums". Sala Communale, Рим, Чампино, Вилетра, Италия
1994 Презентация Мастерской визуальной антропологии (кураторы и авторы экспозиции совместно с В. Мизиано). ЦСИ, Москва
1995 "Игра" (проект). Объединенные художественные мастерские, ЦСИ, Москва
1995 "Ergebnis". Galerie am Marstall, Берлин, Германия
1995-1996 "Итоги". Галерея Маршталь, Берлин, Германия
1996 "Итоги". ЦСИ, Москва
1997 "Кредо", "Материальный мир", "Письмо". Российский Фонд культуры, Москва

 

 Автор о себе 
 
Т.Добер и А.Алексеев - создание творческого союза уже давно не является ни чем-либо новым, ни особо характеризующим. Если, конечно, не принять во внимание, что это супружеский дуэт.

Семейное, частное, личное становится по-настоящему важным во время очередной переоценки всех ценностей, обычной для конца века. Подлинность автобиографии - быть может единственное, что для тебя совершенно достоверно.
Множество достоверных автобиографий составляет историю.
История не имеет никакой иерархический структуры, никаких векторных направлений. Восприятие истории напоминает наблюдение за поверхностью, постоянно меняющейся из-за взаимных перемещений и наложений различных слоев и напластований.
Не существует и жестко зафиксированных границ в очертаниях дисциплин, изобразительного искусства или, скажем, философии. Особый интерес возникает при парадоксальном, удивительном совмещении событий совершенно различных, как кажется случайно совпавших при очередном перемещении слоев исторической поверхности.
Художник, воспринимающий историю из нашего времени, занимает определенную точку зрения. В отличие от точки зрения, жестко отведенной художнику в картезианскую эпоху, современная позиция подвижна и подвержена саморефлексии. Если представить автобиографию в линейной временной форме, то мы можем обратить наши взгляды в прошлое потому, что мы уже увидены меланхолическим наблюдателем из будущего, нашей дочерью.
Художники-наблюдатели, несомненно, описывают собственное поведение. Разница в интонации. Сентиментальная для нас безусловно предпочтительнее директивной, а мягкий юмор всегда выигрывает у брутальной сатиры.
Междисциплинарная проблематика в наших проектах проявляется в связи с естественным стремлением зафиксировать современную технологию мысли в визуальной форме.
 

 Критика 
 
Отечественные художники всегда находились в угнетенном положении по части философии искусства и вообще всяческой философии по той причине, что, несмотря на серебряные и золотые века, никакой особенной философии средь родных осин не было. Единственной актуальной продуктивной философской доктриной был марксизм производствеников двадцатых годов. По большей же части художникам самим приходилось переквалифицироваться в философы, как Малевичу или Кандинскому. Философствующий художник стал типовой фигурой советского андерграунда, и концептуализм семидесятых был искусством вместо философии. Такое положение возникло в результате стечения обстоятельств, а не было программным и принципиальным. Оригинальная философия и методология искусства появились в мастерской Ильи Кабакова и квартире Андрея Монастырского, затем материализовавшись в лицах Бориса Гройса, Виктора и Маргариты Тупицыных и Михаила Рыклина. Здесь не место перечислять, из какого ментального сора сложилось тогдашнее искусствоучение, но именно упомянутые мыслители придали ему вполне презентабельный и конвергентный вид. Наиболее пессимистические мыслители типа Евгения Барабанова вообще отрицают возможность транслитерации западных моделей, упрекая молодых критиков в эклектизме и пенкоснимательстве.
В ситуации искусства после философии русский критик волей-неволей вынужден конструировать в домашних условиях, самоделковый аналитический аппарат отверточной сборки, позволяющий хоть как-то понимать и описывать проиходящее. Что все же лучше, чем фрустрировать по поводу невозможности высказывания и кризиса дискурса.
Но, увы, вследствие привходящих социальных обстоятельств концептуализм предпочел горделивую самоизоляцию, по каковой причине все последующее искусство осталось "искусством без философии". Однако виден уже просвет. Вставайте, граф, вас ждут великие дела. Художники открыли идеального и универсального философа, готового с ними возиться, как с малыми детьми, и наставлять их на путь истинный. Валерий Подорога оказался таким идеальным гуру, и примерно после года беспрерывного словоговорения в Лаборатории постклассических исследований и бурных семинариев в Центре современного искусства настроил новых адептов-художников на чувствование и перцепцию. Но преимущественно наставническая деятельность Валерия Подороги выразилась в новой искусстводицее - художники получили подтверждение, что все, что они делают, вписывается в некие глобальные мыслительные парадигмы. И печалиться не о чем.
В буклете к выставке в галерее "Школа" Татьяна Добер и Александр Алексеев заявляют, что в течение двух лет "соприкасались с современной мыслительной практикой" - надо полагать, в лице той же постклассической лаборатории. И посему решили поделиться накопленными сокровищами с художественной общественностью, которая "очень интересуется современной философией". Искусство оказывается в положении своего рода философии для неграмотных и косвенно рассматривается как служанка философии, призванная только иллюстрировать Текст. Возникла принципиально новая постановка старой проблемы - "философия вместо искусства" ("Свой путь в искусстве нам мыслится как один из методов познания. Методы этого познания пересекают границы искусства и выходят на междисциплинарную проблематику").
Согласно заданной установке на иллюстрацию для illiterati инсталляция была выстроена в соответствии с законами галерейной практики, хотя в качестве темы была выбрана философическая проблематика времени. Но тело, сознание и подсознание художника - его личное время и пространство - и есть единственная реальность, данная в его собственных ощущениях, одновременно и объект, и субъект, отражаемое и отражение, означаемое и означающее. Поэтому для исследования времени использованы сам Александр Алексеев и его отец, снявшийся в фильме Пырьева "Свет далекой звезды". Отец как бы просвечивает сквозь сына, заставляет подозревать бесконечную череду скрытых маревом времени пращуров и прецедентов. Сын лишь несколько модернизирует сюжет старого фильма с его прямолинейным и рефлексирующим героем советского неореализма, играя с единственно осязаемым отрезком времени (и лирический герой отца, и будущий художник появились на свет в 1965 году).
Мораль сей басни такова: "Коль ты художником рожден, так будь художник", если перефразировать соответствующее поучение Козьмы Пруткова о лице татарской национальности. И, еще зануднее, междисциплинарность и инреактивность - Сцилла и Харибда современного искусства. Нет ничего глупее, чем стать Гюставом Доре. Искусство - это не то чтобы плохая философия, но само по себе.

А.Ковалев. "Искусство для философии, или Философия для искусства?" - Сегодня, 1994, 16 ноября
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO