Произведения:      Нажмите здесь   
  Медицинская герменевтика, инспекция 

 Биографические данные 
 
На сегодняшний день Инспекция состоит из двух административных единиц:
группа - старшие инспектора Сергей Ануфриев, Павел Пепперштейн, Владимир Федоров;
инспекционная коллегия - инспектора А.Соболев, А.Носик, В.Самойлова, Т.Каганова, Г.Зеленин, М.Чуйкова, Н.Шептулин, Н.Семенов (данный состав утвержден 28.11.1993)
До апреля 1991 года в составе Инспекции был Ю.Лейдерман, с апреля 1991 - В.Федоров

Биографические данные
Группа образована в декабре 1987 года

АНУФРИЕВ Сергей

1964 родился в Одессе
1987 один из организаторов и первый председатель московского Клуба Авангардистов (КЛАВА)
с 1987 работа в составе Инспекции "Медицинская герменевтика"
с 1989 член Международной Федерации художников (IFA)

ПЕППЕРШТЕЙН Павел

1966 родился в Москве
1985-87 учился в Академии изящных искусств (Прага, Чехословакия).
с 1987 основатель и член инспекции "Медицинская герменевтика"

ФЕДОРОВ Владимир

1963 родился в Сумах, Украина
1980-84 учился в Одесском инженерно-строительном институте (факультет промышленного и гражданского строительства)
с 1989 член инспекционной коллегии "Медицинская герменевтика"
с 1991 старший инспектор "Медицинской герменевтики"
 

 В каких собраниях работы 
 
Grita Insam Gallery, Вена, Австрия
Walcheturm Gallery, Цюрих, Швейцария
Krings-Ernst Gallery, Кельн, Германия
R.Zvirner, Берлин, Германия
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

Сергея Ануфриева

1983 Выставка на квартире Н. Алексеева. АПТАРТ, Москва
1991 “Сергей Ануфриев - Александр Гнилицкий”. Галерея 1.0, Москва
1993 “Аква Вита” (совместно с О. Зиангировой и М. Чуйковой). Музей современного искусства, Одесса
1994 “Mentale Landschaften Russlands” (совместно с О. Зиангировой и М. Чуйковой). Galerie Parzival, Берлин, Германия
“Auf der Such nach neuen “Nervi rerum” (совместно с О. Зиангировой и М.Чуйковой). Sprinkenhof, Гамбург, Германия
1995 “Проблема сувенира”. Галерея Бланка, Киев

Павла Пепперштейна

1995 "Схема №3 и Сны Фрейда" (совместно с А.Монастырским). Galerie Pastzi-Bott, Кельн, Германия

Инспекции "Медицинская герменевтика"

1989 "Три ребенка". Галерея Младых, Прага, Чехословакия
1990 "Orthodoxe Ablutschungen-Umschlаge und Abschlusse. Zwei Installationen der Gruppe MH". Kunsthalle, Дюссельдорф, Германия
"Три инспектора". Галерея Младых, Прага, Чехия
"Ортодоксальные обсосы" ("Orthodoxe Ablutschungen – Umschlage und Abschlusse"). Кунстхалле, Дюссельдорф, Германия
1991 "Military Life of Small Paintings". Krings-Ernst Gallery, Кельн, Германия
"Военная жизнь маленьких картинок". Галерея Крингс-Эрнст, Кельн, Германия
1992 "Боковой взгляд на сакральность в СССР" ("Blickwingel – Das Sakrale in der UdSSR"). Галерея Инзам, Вена, Австрия
"Швейцария + Медицина" ("Sweiz + Medicine"). Шедхалле, Цюрих, Швейцария
"19 – 91". Галерея Вальхетрум, Цюрих, Швейцария
1993"Швейцария + Медицина. Швейцарский Институт, Нью-Йорк, США
"Рисунки на полях". Загородный мезей МАНИ, Московская область
"Пустые иконы". L Галерея, Москва
"Золотые иконы и черная линия". Кунстферайн, Гамбург, Германия
1994 "Мы ваш дедушка!". Raum der Inspection Medizinische Hermeneutik festival "Europa 94", Мюнхен, Германия
"Illumination in the Tower". Galerie Inge Baecker, Кельн, Германия
"Процессии". Human Space Art Center, Милан, Италия
"Переживание в башне". Галерея Инги Беккер, Кельн, Германия
"ПАРАМЕН" ("PARAMEN"). Галерея Инзам, Вена, Австрия
"Процессии". Human Space Modern Art Center, Милан, Италия
"Белое окно". Вилла Вальдберта, Фельдафинг, Бавария, Германия
1997"Портрет старика". Инсталляция "МГ" (при участии И.Дмитриева), XL Галерея. ГРМ, Санкт-Петербург

ОСНОВНЫЕ ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

1982 Первая выставка в Галерее АПТАРТ. Галерея АПТАРТ, Москва
“Russian New Vawe”. Contemporary Russian Art Center of America, Нью-Йорк, США
1983 “Come Yesterday and You’ll Be The First”. City without Walls: an urban artists collective inc. Contemporary Russian Art Center of America. Ньюарк, Нью-Джерси, Нью-Йорк, США
1983 “АПТАРТ в натуре”. Калистово, Московская обл.
“АПТАРТ за забором”. Тарасовка, Московская обл.
1984 “Одесса-Москва”. Галерея АПТАРТ, Москва
1986 “Искусство против коммерции”. Битцевский парк, Москва
1987 Первая выставка Клуба Авангардистов (КЛАВА). Пересветов пер., Москва
“Кубизм”. Клуб Авангардистов. Галерея Врубеля, Москва 1987-88 “В Аду” (выставка-акция). Клуб Авангардистов, Москва
1987 “Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987”. Л/О “Эрмитаж”, Москва
1988 “Баня” (выставка-акция). Мужское отделение Сандуновских бань, Москва
Вторая выставка Клуба Авангардистов. Пересветов пер. Москва
1988-89 “ИСKUNSTВО. Москва-Берлин/Берлин-Москва”. DAAD-КЛАВА. Берлин, Германия; Выставочный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
1989 “Дорогое искусство”. Дворец молодежи, Москва
“Перспективы концептуализма”. Пересветов пер., Москва
Moskau-Wien-New York/Kunst zur Zeit. Messepalast, Wiener Festwochen, Вена, Австрия
“Furmanny Zaulek”. Dawne Zaklady Norblina, Варшава, Польша
1989-90 “UdSSR Heute”. Sammlung Ludwig. Neue Galerie, Аахен, ФРГ; Musеe d’Art Moderne, Сэнт-Этьен, Франция
“Jenseits des Streites-Neue sowjetische Kunst”. Krings-Ernst Gallery, Кельн, Германия
1990 “Artisti Russi Contemporanei”. Museo d’Arte Contemporanea, Прато, Италия
“The Work of Art in the Age of Perestroika”. Phyllis Kind Gallery, Нью-Йорк, США
“The Green Show”. Exit Art. Нью-Йорк, США
“Mosca, Moskva, Moscow”. Sala Umberto Boccioni, Милан, Италия
"In de USSR en Erbuteiten". Stedelijk Museum, Амстердам, Нидерланды
"Каталог". Дворец молодежи, Москва
"Приватные занятия". Галерея 1.0. Выставочный зал на Солянке, Москва
"В сторону объекта". "Каширка", Москва
"Туда-Сюда". Пересветов пер., Москва
"Шизокитай". КЛАВА. Выставочный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
"За культурный отдых". "Каширка", Москва
1990-91 "Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism". Tacoma Art Museum, Такома, WA; ICA, Бостон, MA; Des Moines Art Center, Де Муанес, IA, США
1991 "MANI Museum - 40 Moskauer Kunstler im Frankfurter Karmelitenkloster". MАНИ. Франкфурт-на-Майне, ФРГ
"Unter Null (Kunsteis Kalte Kultur)". Zentrum Industriekultur, Нюрнберг; Stadtmuseum, Мюнхен, ФРГ
"Soviet Contemporary Art From Thaw to Perestroika". Setagaya Art Museum, Токио, Япония
"Perspectives of Conceptualism". The University of Hawaii Art Gallery, Гонолулу; Clocktower Gallery, Public School 1, Нью-Йорк, США
"Мамка-космос". Галерея "Пропеллер". Профсоюзная, 100, Москва
"V izbah/В комнатах". Dom kultury, Братислава, Словакия
1991-92 "Sowjetische Kunst um 1990"(Binazionale). Kunsthalle Dusseldorf, Дюссельдорф, Германия; Israel Museum, Иерусалим; ЦДХ, Москва
1992 "A Mosca... a Mosca...". Galleria Communale d’Arte Moderna, Болонья, Италия
"Искусство из первых рук, или апология застенчивости". Галерея "Риджина", Москва
1992-93 "Perspectives of Conceptualism". Perspectives of Conceptualism. North Carolina Museum of Art, Raleigh, США
1993 "Adresse provisoire pour l’art contemporain russe". Musee de la Poste, Париж, Франция
"Монументы: трансформация для будущего". ИСИ, ЦДХ, Москва; ICA, Нью-Йорк, США
La Biennale di Venezia. "Passage de oriente". Венеция, Италия
"Nine Artists from Moscow". Galerie Rigassi, Берн, Швейцария
"Kontext Kunst 90". Kunstlerhaus, Грац, Австрия; Pro-Creation, Centre d`Art Contemporain, Kunsthalle, Фрибург, Швейцария
"Exchange". Shedhalle, Цюрих, Швейцария
"Passigio del Oriente". Венецианская биеннале, павильон Израиля. Венеция, Италия
"Exchange 2". Шедхалле, Цюрих, Швейцария
"Kontext Kunst. The Art of the 90`s". Новая галерея, Грац, Австрия
"Art Gamburg". Гамбург, Германия
"Из первых рук". Галерея "Риджина", Москва
1994 "Fluchtpunkt Moskau". Людвиг Форум. Аахен, Германия
"Sprache die Kunst". Kunsthalle Wien, Вена; Museum of Modern Art, Франкфурт-на- Майне, Германия
Cetinjski Bienale II. Цетине, Черногория
"Architektur der Ideen". Kunsthaus, Гамбург
"Шесть московских концептуалистов". Галерея Ригасси, Берн, Швейцария
"Der Sprache der Kunst" ("Язык искусства"). Museum of Modern Art, Франкфурт-на-Майне, Германия
"Pre-creation". Museum d`Art Modern. Фрайбург, Германия
Cetinjiski Biennale II. Цетине, Черногория
"Fluchtpunkt Moskau". Ludwig Forum. Аахен, Германия
"Московские художники 90-х годов". ЦДХ, Москва, Германия
"Europe 94". Мюнхен, Германия
1995 Kraftmesse. Kunstlerwerkstadt Lotharingerstrasse, Мюнхен, Германия
"Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель;
Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
"In Moskau...in Moskau". Badischer Kunstverein, Карлсруэ, Германия
"Полет, уход, исчезновение". Национальная галерея, Прага, Чехия
"Kraftmessen". Мюнхен, Германия
"Art Cologne". Кельн, Германия
"Holle(r), Hermeneutik und die auf dem Wasser Sitzenden" ( "Карстен Холлер, Инспекция "Медгерменевтика" и Вадим Захаров"). Галерея София Унгерс, Кельн, Германия
"Полет, уход, исчезновение". Берлин, Киль, Германия
"В гостях у сказки" (куратор О.Саркисян). ЦСИ, Москва (каталог)
"Papier". Galerie Hohental & Litter, Берлин, Германия
1997 "Экология пустоты". ИСИ, Москва
Московский Форум Художественных Инициатив ("Сними, о день, никогда не снимай"). Малый Манеж, Москва
"История в лицах" (из коллекции современного искусства Музея-заповедника "Царицыно"). Самара, Пермь, Новосибирск, Екатеринбург (каталог)
Третья биеннале современного искусства. Цетине, Монтенегро ПУБЛИКАЦИИ

"На шести книгах" ("Auf dem Sech Buchern"). Дюссельдорф, Германия,1991
Инспекция "Медицинская герменевтика" ("Inspektion "Medeziniche Hermeneutik". "Goldenen Ikonen und eine Schwartze Linie"). Гамбург, 1993
"Инспекция "Медицинская герменевтика". Идеотехника и рекреация". "Obscuri Viri", 1996

 

 Автор о себе 
 
Нет сведений
 

 Критика 
 
Одним из важнейших художественных событий конца 1980-х годов стало рождение группы «Инспекция Медицинская Герменевтика» в составе С. Ануфриева, Ю. Лейдермана и П. Пепперштейна. ..
Основными дискурсивными исследованиями членов группы, являются следующие темы:
ДетскоеЭто детская поэтика и стилистика детского сознания, детские желания и страхи, впервые появившиеся в русском современном искусстве в конце 1980-х гг. Здесь возникают герои сказок из всем известных детских книжке: Мурзилка, Айболит, Мишка, Зайка-зазнайка), в инсталляциях используются игрушки, предметы детской спальни.
Аптека и больЗдесь предметом анализа художника становится ситуация вынужденного отдыха, не включенности в социальную жизнь, пассивной созерцательности. Это эстетика неземной чистоты, в работах используются своеобразные медицинские объекты: стетоскопы, градусники, глазные стаканчики и грелки. Основные мифологемы здесь: врач-садист, лекарства-наркотики, болезнь-отдохновение.
Икона (образы потустороннего)Впервые в русском искусстве православный фольклор и кич занимает место подопытного явления. Основной драматизм проистекает из инициируемого столкновения ортодоксии и нетрадиционных, индивидуальных верований - того явления, которое широко наблюдается ныне в сфере обывательских представлений о «потустороннем». Здесь наглядно открывается конфликтность, драматизм и жестокость в войне «общего» с «частным».
Норка (приватно-интимные зоны)Жизнь частного человека, манифестируемая здесь, находит свое эстетическое решение в создании специальных «зон» в выставочном пространстве. Это ширмы, перегородки, инсталляции в виде «комнаты», закрытые и защищенные от внешнего воздействия. И потому само понятие зоны, особого пространства становится важнее, нежели предметов, находящихся внутри нее. Структура инсталляции, как жанра, переворачивается, становится негативом по отношению к традиционному типу: пространство - первостепенное, предметы - вторичные, первостепенны и темнота, нерасчлененность композиции, область стыков и склеек.
Звериное альтер эгоБолезненный персонализм осмысляется художниками в духе самопародии. «Отличность» себя от окружающего мира формулируется названием одной из работ «Медгерменевтики»: «Мы не люди». Пришедший из «детского» дискурса пантеон героев-зверушек меняет свои черты, становится устрашающим, в духе абсурдизма, герои детских книг приобретают черты взрослых, становятся соразмерными им, трактуясь как анималистическое «альтер эго» художника.
Тайный заговор (преступление и расследование)Еще один, пришедший из мира детства, признак - детективность, секретность, заговор - используется художниками 1990-х годов как одна из смысловых категорий, определяющей место и характер любой эстетической практики сегодня в нашей стране.
... Стратегия группы «Инспекция Медицинская Герменевтика» направлена на психоанализ человеческих страстей и фобий и попытки лечения деструктивных тенденций в нашей культуре. При этом авторы не противопоставляют себя «обывателям». «Медгерменевты» объявляют себя и больными, и врачами одновременно.

Андрей Ерофеев "Звезда МГ".

Художественная практика "Медицинской герменевтики" не может быть описана в рамках обычной классификации по жанрам: она включает в себя изготовление художественных объектов, перформансы, писание текстов и просто ведение дружеской беседы, но, в сущности, не является ни тем, ни другим, ни третьим и не суммой всех этих занятий. Прежде всего эта практика ставит под вопрос основное различение, конститутивное для современного художественного процесса: а именно, различение между производством искусства и его истолкованием. Уже название группы указывает, что она занята в основном определением и истолкованием неких симптомов, с целью, возможно, лечения болезни, о которой они свидетельствуют.
Понимание произведений искусства как симптомов своего рода "художественной болезни", выделяющей художника из среды обычных людей, разумеется, не ново. Своеобразие "Медицинской герменевтики" состоит в том, что все формируемые ею объекты и тексты относятся к области объяснения, а не к области объясняемого: никакого "просто искусства", возникающего спонтанно и аутентично до всякой интерпретации, при этом вообще не предъявляется. Художники "Медицинской герменевтики" отождествляют себя в качестве художников и затем, не предъявляя никаких обычных доказательств этого, прямо переходят к истолкованию своего существования как художественного. В этом отношении они радикализуют позицию таких московских художников старшего поколения как Илья Кабаков или Андрей Монастырский, которые хотя и предъявляют изначальный художественный жест, в то же время предельно минимализируют или банализируют его, сводя его практически к нулю, и этим переносят всю нагрузку на многообразие его интерпретаций. Разумеется, именно это многообразие интерпретаций в результате эстетизируется, т.е. становится тем полем, на котором начинает разыгрываться собственно художественная практика, так что сами интерпретации и иллюстрации к ним превращаются в основной художественный продукт: то, что было задумано как диагносцирование и лечение искусства путем отнесения его к реальности, превращается в свою очередь в род художественной болезни.
В Советском Союзе вся эта современная художественная инфраструктура вообще крайне слабо развита, а в независимом от государственного контроля "неофициальном" искусстве, к которому по меньшей мере вследствие своего культурного происхождения относится и "Медицинская герменевтика", она все это время совершенно отсутствовала и по существу продолжает отсутствовать и сейчас. Независимые художники таким образом оказались социально полностью предоставленными самим себе, и в этих условиях сам внешний контекст их искусства обнаружил себя еще более фантазматичным, чем все, что они могли бы как художники сделать в своем собственном творчестве. Многие советские художники старшего поколения создавали себе квазирелигиозный миф, личную всеохватывающую идеологию, чтобы хотя бы для себя самих гарантировать объективное значение своего творчества. Но в тот момент, когда вера в подобные мифы окончательно утратилась, осталось только бесконечное поле противоречащих друг другу и равно необязательных интерпретаций, теорий, историй и мифологий.
Эта ситуация, знакомая каждому, кто сегодня имеет дело с искусством, привела, однако, художников "Медицинской герменевтики" не к депрессии вследствие потери внешней ориентации, а, напротив, к открытию этого поля необязательного, но остроумного и по-своему увлекательного теоретизирования как нового художественного материала. Бесконечные экспликации и рассуждения, которыми занимается "Медицинская герменевтика", и для которых создаваемые ею "художественные объекты" служат лишь своего рода наглядным демонстративным материалом, используют языки структурализма и деконструктивизма, отсылают к диалектическому материализму, буддийской мистике, современной антропологии, психоанализу и т.д.
Рассуждения эти сохраняют серьезность тона и всю формальную риторику современных гуманитарных наук и, кроме того, они и на содержательном уровне изобилуют точными наблюдениями и верными суждениями. Но в то же время они разрушают изнутри форму обычного гуманитарного дискурса тем, что постоянно меняют методологию, перескакивают с предмета на предмет, ссылаются на факты и работы, неизвестные читателю, возникают как бы из ничего и также в ничто исчезают. В сущности, они лишь отчасти утрируют этим привычную форму современного культурологического эссеизма, но этого оказывается достаточно, чтобы обнаружить его чисто игровую и эстетизирующую природу, его внутреннее неверие во внутреннюю убедительность и объективную значимость его собственной аргументации.

Б.Гройс. Из статьи "Медицинская герменевтика, или лечение от здоровья". Утопия и обмен. Москва, 1993
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO