Произведения:      Нажмите здесь   
  Цузмер Ревекка Моисеевна 

 Биографические данные 
 
Родилась в 1918 году в Одессе.
Окончила Московский институт декоративно-прикладного искусства (существовал до 1953 года) в 1949 году.
В 1953 году начала свою выставочную деятельность, награждена дипломом на выставке керамики в Гданьске.
В 1986 году было присвоено звание Заслуженной художницы России.
В 1990 году была присуждена Государственная премия России.
 

 В каких собраниях работы 
 
Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,
Государственном Историческом музее,
Государственном музее керамики и усадьбе "Кусково" XVIII в.,
Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве,
Музее истории и реконструкции города Москвы,
Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге,
Сергиев-Посадском государственном историко- художественном музее-заповеднике,
Музее-заповеднике А.С.Пушкина в Михайловском.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
1973 31-й международный конкурс керамики. Фаэнца. Италия;
1977 Персональная выставка. Москва;
1979 Персональная выставка. Ленинград;
1983 Персональная выставка. Ярославль. Россия;
1984 Персональная выставка. Кострома. Россия;
1990 Персональная выставка. Центральный Дом художника. Москва.
 

 Автор о себе 
 
Мир представляется мне вибрирующей структурой, излучающей свет. Из потоков света, омывающих все в природе, рождаются мои импровизации - особое состояние радостной легкости, когда глаза с удивлением, как бы со стороны следят за движением кисти, и возникает странный и незнакомый мир, так похожий на окружающий, но только мой. Потом легкость исчезает, как мираж, и наступает долгая работа.
Человек с его раздумьями и сомнениями, природа, город, карнавал, театр - это темы моих живописных и графических листов. Занятия живописью и графикой стали для меня необходимостью. Рисунки шариковой ручкой со слегка тонированной акварелью поверхности листа отражают мои настроения, впечатления, мечты. Рисую без карандаша, стараюсь сразу закомпоновать рисунок в листе. Такая форма работы расковывает и одновременно дисциплинирует. Так же свободно стараюсь работать в фаянсе и шамоте.
Керамика, подобно фуге, полифонична. В ней слились три голоса: скульптура, живопись, графика. Лишь при гармоническом их слиянии она звучит ясно и чисто. Глина не терпит насилия над собою и подчинена законам, заложенным в ней самой природой. Таинственный мир двух стихий - огня и воды, соединяясь с землей, образует чудо керамики. Как часто этот внешне "смирный" материал становится грозным и капризным. Но иногда керамика дарует неожиданную радость. Когда по прихоти укрощенного огня, разбуженные к жизни сплавы красок создают гармонию цвета, многослойную, глубинную, сияющую. Эта особенность материала делает работу непредсказуемой, побуждающей к эксперименту, которому нет конца.
 

 Критика 
 
Работа в архитектуре привнесла в творчество Рены Цузмер развитое чувство ансамблевости. По-прежнему определяющей остается живописная интерпретация темы, для которой форма нередко служит лишь фоном. Но наряду с этим все большую ценность приобретают скульптурные и архитектурные элементы - колонны, капители, пласты. Появляется стремление ввести наглядные моменты, раскрывающие суть работы керамиста, - демонстрация материала, его структуры, особенно в шамоте, как бы неоконченные края скульптуры - классический принцип, показывающий "технологию" манипулирования с глиной.
Но эта демонстрация "сделанности", рукотворности идет параллельно с углублением все более проникновенного одухотворенного общего содержания, проявляющегося как в живописном декоре, так и в форме. Возникает новый синтез, часто построенный на контрасте и приобретающий от этого особую остроту и пронзительность. Живописные работы Ревекки Моисеевны необычны и завораживающи... Все они порождают неясные ассоциации, воспоминания, переносят зрителя в страну чистых и чуть грустных сказок, где горят свечи, где стоит старая, милая сердцу мебель, и мир отражается в волшебных потускневших зеркалах, оправленных в резные рамы.

Н. Воронов
 

 Библиография 
 
Каталог персональной выставки Р.М. Цузмер, 1977, Москва;
Буклет "Ревекка Моисеевна Цузмер", 1979, Москва;
Каталог групповой выставки произведений московских художников, 1982, Москва;
Буклет "Рена Цузмер", 1983, Ярославль;
Н.Воронов "Керамика Рены Цузмер", журнал "Декоративное искусство СССР", N4, 1975;
Н.Сказина "Многогранность дарования", журнал "Художник", N4, 1978;
Е.Павлова "Линия поиска", журнал "Работница", N12, 1979;
Л.Георгиева "Керамисты на станковой выставке", журнал "Декоративное искусство СССР", N3, 1983;
В.Кодик "Окно в мир", газета "Юность", 16 августа 1983, Ярославль;
Каталог персональной выставки Ревекки Цузмер "Керамика, живопись, графика", 1990, Москва.
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO