-
- Родилась в 1918 году в Одессе.
Окончила Московский институт декоративно-прикладного искусства (существовал до 1953 года) в 1949 году.
В 1953 году начала свою выставочную деятельность, награждена дипломом на выставке керамики в Гданьске.
В 1986 году было присвоено звание Заслуженной художницы России.
В 1990 году была присуждена Государственная
премия России.
-
-
- Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее,
Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,
Государственном Историческом музее,
Государственном музее керамики и усадьбе
"Кусково" XVIII в.,
Всероссийском музее декоративно-прикладного
и народного искусства в Москве,
Музее истории и реконструкции города Москвы,
Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге,
Сергиев-Посадском государственном историко-
художественном музее-заповеднике,
Музее-заповеднике А.С.Пушкина в Михайловском.
-
-
- 1973 31-й международный конкурс керамики.
Фаэнца. Италия;
1977 Персональная выставка. Москва;
1979 Персональная выставка. Ленинград;
1983 Персональная выставка. Ярославль. Россия;
1984 Персональная выставка. Кострома. Россия;
1990 Персональная выставка. Центральный Дом
художника. Москва.
-
-
- Мир представляется мне вибрирующей структурой, излучающей свет. Из потоков света, омывающих все в природе, рождаются мои импровизации - особое состояние радостной легкости, когда
глаза с удивлением, как бы со стороны следят за
движением кисти, и возникает странный и незнакомый мир, так похожий на окружающий, но только мой. Потом легкость исчезает, как мираж, и наступает долгая работа.
Человек с его раздумьями и сомнениями, природа, город, карнавал, театр - это темы моих живописных и графических листов. Занятия живописью и графикой стали для меня необходимостью. Рисунки шариковой ручкой со слегка тонированной акварелью поверхности листа отражают мои настроения, впечатления, мечты. Рисую без
карандаша, стараюсь сразу закомпоновать рисунок в листе. Такая форма работы расковывает и
одновременно дисциплинирует. Так же свободно
стараюсь работать в фаянсе и шамоте.
Керамика, подобно фуге, полифонична. В ней
слились три голоса: скульптура, живопись, графика. Лишь при гармоническом их слиянии она звучит ясно и чисто. Глина не терпит насилия над собою и подчинена законам, заложенным в ней самой природой. Таинственный мир двух стихий -
огня и воды, соединяясь с землей, образует чудо
керамики. Как часто этот внешне "смирный" материал становится грозным и капризным. Но иногда
керамика дарует неожиданную радость. Когда по
прихоти укрощенного огня, разбуженные к жизни
сплавы красок создают гармонию цвета, многослойную, глубинную, сияющую. Эта особенность
материала делает работу непредсказуемой, побуждающей к эксперименту, которому нет конца.
-
-
- Работа в архитектуре привнесла в творчество
Рены Цузмер развитое чувство ансамблевости.
По-прежнему определяющей остается живописная интерпретация темы, для которой форма нередко служит лишь фоном. Но наряду с этим все
большую ценность приобретают скульптурные и
архитектурные элементы - колонны, капители,
пласты. Появляется стремление ввести наглядные моменты, раскрывающие суть работы керамиста, - демонстрация материала, его структуры,
особенно в шамоте, как бы неоконченные края
скульптуры - классический принцип, показывающий "технологию" манипулирования с глиной.
Но эта демонстрация "сделанности", рукотворности идет параллельно с углублением все более
проникновенного одухотворенного общего содержания, проявляющегося как в живописном декоре, так и в форме. Возникает новый синтез, часто
построенный на контрасте и приобретающий от
этого особую остроту и пронзительность.
Живописные работы Ревекки Моисеевны необычны и завораживающи... Все они порождают неясные ассоциации, воспоминания, переносят зрителя в страну чистых и чуть грустных сказок, где
горят свечи, где стоит старая, милая сердцу мебель, и мир отражается в волшебных потускневших зеркалах, оправленных в резные рамы.
Н. Воронов
-
-
- Каталог персональной выставки Р.М. Цузмер,
1977, Москва;
Буклет "Ревекка Моисеевна Цузмер", 1979,
Москва;
Каталог групповой выставки произведений московских художников, 1982, Москва;
Буклет "Рена Цузмер", 1983, Ярославль;
Н.Воронов "Керамика Рены Цузмер", журнал "Декоративное искусство СССР", N4, 1975;
Н.Сказина "Многогранность дарования", журнал
"Художник", N4, 1978;
Е.Павлова "Линия поиска", журнал "Работница",
N12, 1979;
Л.Георгиева "Керамисты на станковой выставке",
журнал "Декоративное искусство СССР", N3, 1983;
В.Кодик "Окно в мир", газета "Юность", 16 августа
1983, Ярославль;
Каталог персональной выставки Ревекки Цузмер
"Керамика, живопись, графика", 1990, Москва.
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO