Произведения:      Нажмите здесь   
  Пригов Дмитрий Александрович 

 Биографические данные 
 
1940 родился в Москве
1956 начал сочинять стихи. Общее количество стихотворных работ Пригова — свыше 35 тысяч
1965 окончил Московское высшее художественно-промышленном училище им. Строганова
С 1975 года член Союза художников СССР
С 1989 года участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА)
2007 скончался в Москве
Сайт: http://www.prigov.ru
 

 В каких собраниях работы 
 
Duren Papier Museum, Дюрен, Германия
Kunst Museum, Киль, Германия
Kupferstichkabinett, Берлин
Ludwig Kunst Forum, Аахен, Германия
Ludwig Museum, Кельн, Германия
Madison Contemporary Art Museum, Мэдисон, США
Moderna galerija Ljubljana, Любляна
Musee d`Art Moderne, Сен-Эттьен, Франция
Stella Art Foundation, Москва
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Центр современного искусства, Москва
Московский Музей современного искусства, Москва
Музей ART4.RU, Москва
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

1988 Boris Orlov, Dmitry Prigov. Struve Gallery, Чикаго, США
1989 Dmitry Prigov. St. Louis Gallery of Contemporary Art, Сент-Луис, США
1990 Русский. Галерея "Садовники" (выставочный зал Красногвардейского района), Москва
1991 Berichte über das heilige sowjetische Rußland. Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия
Судьба текста (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
100 Möglichkeiten. Installationen für eine Putzfrau und einen Klempner. Inter Art Agentur fur Kunst, Берлин
1993 Der Schlaf der Walkueren gebiert schlafende Ungeheuer. Kunstwerke, Берлин
Тройное усердие (совместно с Андреем Филипповым и Юрием Альбертом). Выставочный зал «На Солянке», Москва
1994 Drei. Kunstverein Ludwigsburg, Людвигсбург, Германия
Сталинское. Галерея М. Гельмана, Москва
Ленинградский буддизм. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Компьютер в русской семье. Галерея М. Гельмана, Москва
1995 Судьба текста 2 (совместно со Львом Рубинштейном и Владимиром Сорокиным). L-галерея, Москва
Воля и представление как покой и воля. Галерея М. Гельмана, Москва
1995 - 1996 Dmitrij Prigow : 1975 - 1995 1975 - 95. Städtisches Museum, Мюльхайм-на-Руре, Германия; Ludwig Museum, Будапешт; Musée d`Art Moderne, Сен-Эттьен, Франция
1996 Monstropologie. Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия
Russisches Tibet. Wewerka Pavillon, Мюнстер, Германия
Способы разрешения бесконечно малых величин (совместно с Владимиром Куприяновым). XL-галерея, Москва
Линия жизни. Галерея М. Гельмана, Москва
1997 Mysterioese Zeugen des Mysteriums. Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия
1998 Courageous Teddy Bear. Centro Arte Contemporanea Spazio Umano, Милан, Италия
Серии. Галерея «Велта», Москва
Erscheinung aus dem Nichts. Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия
1999 Pulsierendes Schwarz. ifa-galerie, Берлин
Число русской литературы. Галерея «Obscuri Viri», Москва
Die Menschen mit einem dritten Auge. Krings-Ernst Galerie, Кельн, Германия
2000 Генеральное немецкое число. Выставочный зал «На Каширке», Москва
Предуведомление. Культурный Центр «Дом», Москва
2001 Вагина Малевича. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Определение Блоковского числа в пределах генерального числа Русской литературы как части Генерального мирового числа. Музей-квартира А.А. Блока, Санкт-Петербурга
2002 Phantom Installations. University Art Gallery, University of Pittsburgh, Питтсбург, США
2003 Dmitrí A. Prigov. Ausstellungsraum Klingental, Базель, Швейцария
In the Presence of a Stranger. Galerie ArtPoint, Вена
2004 Monster und... Galerie Sandmann, Берлин
Видение Каспару Давиду Фридриху русского Тибета. Государственная Третьяковская галерея, Москва
2005 Цитаты из разных контекстов. Галерея «Улица О.Г.И.», Москва
Разнообразие всего (cовместно с Викентием Нилиным). Галерея «Рефлекс», Москва
Phantom Installations. White Space Gallery, Лондон
2006 On the Boundary of the Black. Museo Laboratorio d`Arte Contemporaneo, Рим
Ручное рисование (совместно с Дмитрием Цветковым). Крокин-галерея, Москва
Фантомы инсталляций. Галерея «Грифон», Ижевск
Книга. Центральный Дом художника, Москва
2008 Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста! Московский Музей современного искусства, Москва
Arbeiter der Kunst. Galerie Sandmann, Берлин


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

1983
Победа над солнцем. Галерея АПТАРТ (Квартира Н. Алексеева), Москва

1987
Documenta VIII. Кассель, Германия
Творческая атмосфера и художественный процесс. Первая выставка Клуба Авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района на Восточной ул., Москва
Выставка в Аду, или Выставка для жителей верхнего и нижнего мира. Выставка Клуба Авангардистов. Пустырь в Орехово-Борисово, Москва

1988
Ich lebe - Ich sehe. Kunstmuseum, Берн, Швейцария
Glassnost. Kunsthalle, Эмден; Galerie Valentine, Штутгарт, ФРГ
ИсKUNSTво I. Kunstlerwerkstatt im Bahnhof Westend, Западный Берлин

1989
Гриша Брускин, Андрей Гросицкий, Николай Касаткин, Борис Орлов, Дмитрий Пригов. Живопись. Графика. Скульптура. Выставочный зал Красногвардейского района ("На Каширке"), Москва
Дорогое искусство (выставка Клуба Авангардистов). Московский Дворец молодежи, Москва

1991
BiNationale (Israelische - Sowjetische Kunst um 1900). Kunsthalle Düsseldorf, Дюссельдорф, Германия; The Israel Museum, Иерусалим, Израиль; Центральный дом художника, Москва
Mani Museum - 40 Moskauer Künstler. Karmeliterkloster, Франкфурт, Германия

1994
5 Bienalle der Papierkunst. Leopold-Heusch-Museum, Дюрен, Германия
Fluchtpunkt Moskau. Ludwig Forum, Аахен, Германия
Искусство принадлежит народу. Рекламные щиты, Москва
II Cetinjski Bijenale. Цетине, Черногория

1995
Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957 - 1995. Wilhelm-Hack-Museum, Людвигсхафен на Рейне; documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau-Museum, Альтенбург, Германия; Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
Gwangju Biennale 1995. Кванджу, Южная Корея
in Moskau... in Moskau... Badischer Kunstverein, Карлсруэ, Австрия

1998 - 2001
Praprintium. Staatsbibliothek, Берлин; Neues Museum Weserburg, Бремен; Museum fuer literatur am Oberrhein, Карлсруэ, Германия; Oesterreichischen Nationalbibliothek, Вена; Minoritenkloster, Грац, Австрия

2003
Berlin-Moskau/Moskau-Berlin 1950-2000. Martin-Gropius-Bau, Берлин

2004
Берлин-Москва/Москва-Берлин 1950-2000. Государственный исторический музей, Москва
Seven Sins. Moderna galerija Ljubljana, Любляна
АРТКлязьма. III Международный фестиваль современного искусства на открытом воздухе. Клязьминское водохранилище, Московская область
Авторская книга поэта и художника. Государственный Центр современного искусства, Москва
Poeta pingens / Писатель рисующий. Государственный Литературный музей, Москва
Мой Кабаков. Stella Art Gallery, Москва
face/off. Mediale Körperphantasien. Kunstverein Pforzheim e.V., Пфорцхейм, Германия

2005
Essence of Life/Art. Ludwig Museum, Будапешт; Государственная Третьяковская галерея, Москва; Государственный Русский музей. Санкт-Петербург
Landschaft - Visionen. Vom Realismus zur Konzeptkunst. Galerie Sandmann, Берлин
Сообщники. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Bellum - Bellum: Gedächtnis dreier Generationen. Galerie Sandmann, Берлин

2006
ARTEAST 2000+23. Moderna galerija Ljubljana, Любляна
Jörg Immendorff. Ludwig Forum für Internationale Kunst, Аахен, Германия
Off Book. Ex Libris/Вне Книги. Государственный Центр современного искусства, Москва
Artists Against The State: Perestroika Revisited. Ronald Feldman Gallery, Нью-Йорк, США

2007
Верю! Центр современного искусства «Винзавод», Москва
Соц Арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва; La Maison Rouge, Париж
Depository of Dreams. White Space Gallery, Лондон
Мыслящий реализм. Государственная Третьяковская галерея, Москва
То, что мы слышим, то, что смотрит на нас. Визуальная акустика. Государственный Центр современного искусства, Москва
Горе от ума. Государственный Литературный музей, Москва
Gate Keepers. Knoll Galerie, Вена
Приключения «Черного квадрата». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слово и изображение. Государственный Центр современного искусства, Москва
Returning of Memory. Kumu Art Museum, Таллин
Барокко. Московский Музей современного искусства, Москва
Новое в коллекции. Государственный Центр современного искусства, Москва
Новый ангеларий. Московский Музей современного искусства, Москва
Дубль/Ремейк. Государственный Центр современного искусства, Москва

2008
Die totale Aufklärung - Moskauer Konzeptkunst. Schirn Kunsthalle, Франкфурт, Германия
 

 Автор о себе 
 

"Все жанры моей художественной деятельности суть составляющие одного арт-проекта под названием «Дмитрий Александрович Пригов»".

– Вы еще и рисуете, причем, насколько я знаю, каждую ночь, включая новогоднюю. Столько работать – это потребность?
– Это способ жизни, род медитации. Новый год я отмечаю со всеми, а потом сажусь рисовать, где бы я ни был: дома, в пути, в гостинице ли. Просто рисовать мне легче всего. А что еще делать? Я не пью, не курю. Когда люди выпьют, они ведь переходят в состояние измененного сознания. Другое значение обретают выражения лиц, жесты и слова. Я лишен этого. Рисую где-то с 10 вечера до 5 утра. Сплю до 11–12 дня. Это, естественно, затрудняет мои отношения со всякого рода организациями, так как после обеда обычно уже трудно кого-либо застать в офисах. Но когда я работаю в выставочных залах или музеях, приходится переделывать график.

Из интервью с Марией Кормиловой для «Новых Известий», 13.10.2004.


"Современное искусство, как я думаю, это не работа с какими-то отдельными техниками, будь то медиа или станковая живопись. Современное искусство - это художническое поведение. Художник делает одно, другое, пятое, десятое. Каждая его деятельность указывает на центр, откуда она исходит. В принципе художника можно вовсе отделить от его текста. Сам он важнее тех языков, которыми пользуется".

Из интервью с Игорем Шевелевым для "Российской газеты", №3781 от 27.05.2005
 

 Критика 
 
Собрать большую персональную выставку Дмитрия Александровича Пригова невозможно. Слишком много есть на свете разных Приговых.

Куратор выставки Екатерина Деготь обещает показать очень много и очень разного Пригова: рисунки, скульптуры, книжки, составленные из тщательно измятых листов и аккуратно нарезанных слов, отпечатанных на машинке. А также записи выступлений, где Дмитрий Александрович радовал слушателей криком кикиморы, оперы и музыкальные перформансы, бесконечные стихи, книгообъекты и просто книги, эскизы к нереализованным инсталляциям и так далее, и так далее.

Конечно, каждый там сможет найти своего Пригова: кому-то достанется автор канонических стихов про «милицанера», кто-то вновь встретится с изощренным мыслителем. И — без всяких шуток — учителем жизни. А по темным углам своей большой персональной выставки будет ходить призрак Дмитрия Александровича Пригова, хитро посмеиваясь над тем, что никакого Пригова на самом деле не было. Ведь это он сам и устроил всю эту бодрую суету и несуразицу. И множество раз предупреждал, что он не просто поэт, делающий инсталляции, или скульптор, сочиняющий стихи — сутью проекта было довести до окончательной и бесповоротной бесконечности количество персонажей по имени «Дмитрий Александрович Пригов».

Конечно, возможно показать все, требуется только упорство — австрийские академисты взяли и издали все двадцать четыре тысячи стихотворений, которые поэт-мегаломан написал ровно к миллениуму, по вирше на каждый месяц двух истекших тысячелетий. Точно так же, теоретически, можно было бы выстроить пространственную инсталляцию, где показывалась бы бесконечная череда персонажных Приговых — Пригов-острослов; Пригов-мистагог; Пригов-политик, Пригов-пророк. Производительностью по части изготовления бесконечных фантомов Пригова Дмитрий Александрович существенно превосходил даже неутомимого Зураба Церетели. Он же постарался довести до абсолюта и все трюизмы относительно «Великого русского писателя» и «Великого русского поэта». Даже покинул нас, находясь в боевом строю — ровно на день смерти назначил совместный перформанс с группой «Война», в ходе которого планировалось вознесение сидящего в шкафу Мастера верными учениками на 22 этаж общежития МГУ.

А теперь нам остается только бродить по залам огромной мемориальной выставки, присматриваясь и приглядываясь к отдельным осколкам проекта «Дмитрий Александрович». В этом занятии поможет и почти рукодельный каталог с очень оригинальным дизайном — бумага мутирует от блестящего глянца на первых страницах до газетной желтизны в конце. Возможно, что наш неуловимый хитрец и там где-то тоже спрятался, среди стихопоэм. Кстати, если кто еще не знает, то этически допустимо только такое обращение — по имени-отчеству, иногда возможно и «Дмитрийсаныч». И — запомните раз и навсегда — только на «Вы». Как это ни банально, но все же Дмитрий Александрович Пригов — это солнце русской поэзии.

Андрей Ковалев
Дмитрий Пригов "Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!"// TimeOut - Москва, 26 февраля 2008
 

 Библиография 
 
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO