-
- Родился в Москве в 1967 году.
1984 закончил театрально-художественное училище при Большом Театре в Москве.
1988-1998 жил и работал в Париже.
В настоящее время живет и работает в Москве.
Сайт Георгия Острецова: www.ostretsov.com
-
-
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный Центр Современного Искусства, Москва
Музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург
Музей Сновидений им. З.Фрейда, Санкт-Петербург
В частных коллекциях
-
-
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ И ПЕРФОРМАНСЫ
2009
Robbing Good. Галерея Paradise Row, Лондон
Гоша и Люда – Детям (совместно с Л.Константиновой). Галерея «Триумф», Москва
Coolville. Галерея Claire Oliver. Нью-Йорк
2008
Смотри в оба!. VII Международный месяц фотографии в Москве
«Фотобиеннале- 2008», Московский музей современного искусства, Москва
Мертвые души. Галерея «Триумф», Москва
2007
Ремонт. Московский музей современного искусства, Москва
Свадьба (акция). Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Москва
Австрийская история (совместно с Г.Литичевским). Артцентр Resanita, Грац, Австрия
Salon Beaute. Галерея Rabouan-Moussion, Париж
2006
"Физики и лирики, или Секс в большом городе" (совместно с Георгием Литичевским), Галерея Гельмана, Москва
IV Церемония награждения орденом нового правительства, Галерея Практика, Москва
"Расстрел пороков функционеров членами Нового Правительства", перформанс, Москва
"Матч реванш". Suzy Wong Bar. Москва.
"Шоу бомжей". Театр Максима Боксера. Подмосковье
2005
Беспредел. Галерея М. Гельмана, Москва
III Церемония награждения орденом нового правительства, ЦДХ, Москва
2004
Перформанс 1 сентября 2004, 15:30 – 16:30, Лондон. Шествие от здания Английского Парламента до White Space Gallery
"Война", Галерея М. Гельмана, Москва
II Церемония награждения орденом Нового Правительства, Галерея М.Гельмана, Москва
2003
"Новое правительство". Галерея Гельмана в Киеве, Украина
I Церемония награждения орденом Нового Правительства, Галерея С`АРТ, Москва
2002
"Вандалы и генералы Нового Правительства". Галерея Гельмана, Москва.
2000
"Посетитель". Государственный Русский музей, Мраморный дворец. Санкт-Петербург.
"Diventa la Vittima", Nadia Baldeschi Arte Contemporanea. Венеция. Италия.
1998
"Отец", перформанс, Москва.
1996
Коллекция латексных костюмов и масок. Презентация в галереях 13-го квартала (Jenifer Flay Gallery, Emmanuel Perrotin Gallery, Gallery Praz – Delavallade e.t.c.).
Персональная выставка с перфомансом "Correction". Галерея e.O.f. Париж.
1987 Выставка и перформанс в "Доме Медика". Москва
ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ
2009
Победа над будущим, российский павильон на 53-й Венецианской биеннале современного искусства, Венеция
Другая мифология. Государственный центр современного искусства, Москва
2008
Laughterlife. Diehl+Gallery One, Москва
Русская рулетка. Nassauischer kunstverein. Висбаден, Германия
Domestic Appliance. Flowers East Gallery, Лондон
Fast Art 24. Центр современного искусства ВИНЗАВОД, Москва
2007
Соц-Арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Десница. Государственный центр фотографии, Санкт-Петербург
Союзники. Посольство Евросоюза, Москва
Дневник художника. В рамках 2-й Московской биеннале современного искусства, ЦДХ, Москва
Оттепель. 15 лет Галерее Марата Гельмана. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Выбор Марата. Музей современной истории России, Москва
2006
Ярмарка "Дизайн и реклама", Крокус-Центр, Москва
"ГиПриды". Проект "Качающиеся картины". Галерея ДомАрт. Москва
2005
Russia 2. Bad News from Russia. WHITE BOX, New York
Moscow Breakthrough, Bargehouse, Лондон
2004-2005
Россия 2. Специальный проект Галереи М. Гельмана в рамках 1 Московской биеннале современного искусства
2002
"Булимия". Проект в рамках Московской Фотобиеннале. Фото-Центр на Гоголевском бульваре. Москва.
Форум Художественных Инициатив. Новый Манеж
Проекты "Резиновая башня", "Ластомер", "Тигр", "Реконструкция". Цетиньская Биеннале, Черногория
"Несносная одежда на каждый день". Международный фестиваль современного искусства в городской среде A REAL 001. Екатеринбург.
2001
Видео-инсталляция "Super Soldier" в рамках общего проекта группы 77 "Искусство на время". Грац, Австрия.
Инсталляция "Курилка" в рамках Форума художественных инициатив. Москва.
"Агитация за искусство". Галерея М. Гельмана. Москва.
2000
"ARTE". Милан. Италия.
Фотобиеннале "Молодёжь встречает III-е тысячелетие". Москва.
Месяц Фотографии Fotofo. Братислава. Словакия.
1999
"Похищение Европы". "Западная Европа после Берлинской Стены". Государственный Русский музей, Мраморный дворец, Санкт-Петербург.
1998
МАМА. Галерея Наташи Рухадзе. Москва.
Moscow Fine Art Gallery. Москва. Выставка комиксов
Фотобиеннале "Мода и стиль в фотографии". Москва.
1993
Биеннале современного искусства в Истамбуле. Турция.
1992
"Манифестация иллюстраторов Франции". Городская библиотека. Виллёрбан. Франция.
1990
Arte Sacra Biennal. Пескара. Италия.
1987
Выставка Ассоциации Художников "Эрмитаж" (под руководством Л.Бажанова). Москва.
"Русское нон-конформистское искусство 1980-х гг.". Групповая выставка Ассоциации Художников "Эрмитаж". Общество "CIRC". Амстердам.
1985-1986
Выставки с художниками-нонконформистами группы "Детский сад". Москва.
1985
Выставка группы "George & George" (Георгий Острецов и Георгий Литичевский) "Летят журавли" в рамках XVII молодёжной выставки. Дом Художников. Москва.
-
-
- "Мне трудно создать чисто эстетическую вещь, потому что подспудно я все равно буду что-то критиковать, искать провокацию. Вообще я по натуре провокатор"
"Комикс – это абсолютно правая эстетика. Новое барокко или новое Возрождение, или возвращение к идеальному человеку, к суперчеловеку – это же все античность, полубоги там и так далее. Это такая Греция – родоначальница фашизма. Суперчеловек – это фактически фашизм. Супермен и весь пантеон супергероев, к чему я апеллирую – мое новое правительство это супергерои. А конфликт... Эстетика – это абстракция, слюни, гадость, кал, моча. Там, Венская школа, европейская, гниющая культура..."
"Я думаю что революция – это нормальный процесс для творческого созидания, созидательной силы... и поэтому для художника очень важен процесс неустойчивойсти, кризиса. Когда революционное настроение бурлит, кипит, тогда возникает новая энергия"
"Революцию нужно создавать внутри себя. Внутри государства в себе. Я могу разговаривать об этом только с точки зрения эстетики. Произведение искусства вообще рождается в момент сочетания противоположностей. Революционная ситуация – она свойственна для творчества. Противоположность, диалог рождает жизнь. Поэтому позитивно о революцию я могу говорить не в политическом смысле, а как о состоянии души. Вообще состояние критики является естественной для человека, это жизнь"
Из интервью с Александром Евангели
-
-
Опыт работы в международных художественных и фэшн-проектах подтолкнул Георгия Острецова после его возвращения из Парижа к созданию художественно-политологического проекта "Нового правительства" – утопии искусства как активной, хотя и не всегда утопически однозначной политической силы. Различные политические, общественные и эстетические феномены тематизируются Острецовым в ярких, легкочитаемые образах НП. Скрытые под масками агенты НП эффективны и лишены понятных человеческих желаний, они воплощают механизм власти. Художнику удается сохранять провокационную двусмысленность своего тотального проекта и оставаться на неуязвимых позициях неангажированной социальной критики, неизменно остроумной и точной. Большие полотна и инсталляции выполняются в эстетике комикса, смикшированного с как бы случайным вторжением улицы, которая портит тоталитарный мессадж цветными кляксами и грязью. Фантомный мир Георгия Острецова открывает простые механизмы власти, рычаги манипуляции массовым сознанием.
Александр Евангели
Георгий Острецов прославился еще во времена перестройки. Тогда начинающий художник работал на стыке современного искусства и авангардной моды, вдохновленной эстетикой конструктивизма и революционного авангарда, который широкая публика в то время вновь открывала для себя. С 1988 по 1998 год художник жил в Париже, где продолжил занятия авангардной модой в самых экстремальных формах костюмов-объектов, а так же увлекся комиксной культурой. Из взаимодействия двух этих интересов, судя по всему, и возникла идея создания латексных масок, которые Острецов делает на протяжении многих лет. Еще в Париже он сделал перформанс на открытие конгломерата новых галерей в Тринадцатом округе – художник нарядил галеристов в маски комиксных супергероев. Эту акцию можно считать своего рода отправной точкой самого долгоиграющего проекта Острецова – «Новое правительство»: (анти)утопической истории про государство, правители которого никогда не появляются на публике без глухих черных латексных масок, которую художник рассказывал на протяжении многих выставок и перформансов. И даже учредил вручаемый от лица Нового правительства орден, кавалеров которого отбирало московское художественное сообщество. При всей своей двусмысленности, «Новое правительство» (которое художник то прославлял, то предлагал свергнуть) прежде всего было все же властью людей искусства. А маски, которые незаметно переходят от одних назначаемых правителей к другим (так, что их подданные, по замыслу Острецова, не замечают самого факта передачи полномочий), не только избавляют от опасностей «культа личности», но и обеспечивают «Новому правительству» бессмертие сродни тому, которым обладают произведения искусства, переживающие своих творцов. Это мечта об искусстве как о способе обрести бессмертие, пусть и отказавшись от бренного тела, иронически представлена и в инсталляции Острецова для «Победы над будущим». оказаться в будущем, даже если ты не сможешь его увидеть. Художник превращается в механический манекен, способный бесконечно производить искусство. А лицо самого Острецова, которым наделена эта кукла, становится чем-то вроде маски «Нового правительства» - и даже страшнее, ибо под ней уже ничего не скрывается.
Текст к проекту «ПОБЕДА НАД БУДУЩИМ», российский павильон на 53-ей Венецианской биеннале современного искусства
Выставка Георгия Острецова "Ремонт" в Московском музее современного искусства начинается даже не с вешалки, а со входа. Бронзовое крыльцо работы директора музея Острецов забил досками, придав пафосному сооружению, очевидно, задуманному на века, вид гибрида советского долгостроя и сегодняшних временных поселений бомжей. Но проделал это с изрядной долей артистичности. Вообще проект "Ремонт" (а это гигантская "тотальная инсталляция" на целый музейный этаж), осуществленный при поддержке Фонда содействия современному искусству Марата Гельмана, является образчиком традиционной мастеровитости.
Что и понятно. Георгий Острецов, сын обитающего ныне в Париже ювелира Гурджи, авангардный московский модельер и шоумен времен перестройки, автор костюмов для фильмов режиссера Люка Бессона, бывший ассистент французской фэшн-звезды Кастель-Бажака, знает толк в декоративном искусстве. А теперь Острецов попробовал себя на поприще дизайнера-декоратора. Он оклеил коридоры ММСИ дешевыми обоями в цветочек, сконструировал в залах фальш-окна, выставил полутемный цвет... и обляпал интерьеры и полы краской, а подписи к своим гигантским холстам сделал прямо на стенах. Ремонт так ремонт.
Будто бы в уютный мещанский мир вторглись безумные граффитисты, представители нового поколения, в чьем искривленно-расширенном сознании сплелись герои американских комиксов и советских мультфильмов, окарикатуренные персонажи столичной арт-сцены и бомжи, придуманные Острецовым члены фиктивного "Нового правительства" в латексных масках, гламур и трэш.
Ремонт - синоним чего-то такого недоделанного, неоформившегося, неопределенного. Вот это-то желание ускользнуть от строгих кодификаций и является отличительной чертой эстетики Острецова. Например, проект "Новое правительство" - политическая утопия, авторское предложение социальной реформы, в результате которой обряженные в маски идеальные анонимные чиновники навели бы порядок в стране. Вообще-то какая-то смесь фашизма и садомазохизма, но в исполнении автора выглядит на редкость симпатично, тем более что в сценарий "НП" вложено необходимое присутствие анархических оппонентов властям. Или взять излюбленную Острецовым манеру комикса. Китч - но в случае размера 3x4 метра это уже ернический поп-арт, а когда сам создатель еще разбрызгивает на собственное готовое творение ведра краски, то вообще получается абстрактный экспрессионизм. И вообще у Острецова светская репутация (оформитель глянцевых журналов, званый гость на клубных вечеринках, модельер) органично сочетается с альтернативностью фрика, а экстремальное (если не экстремистское) искусство - с техническим перфекционизмом.
Кстати, как раз продемонстрированным в проекте "Ремонт", который сначала хочется назвать трэшем, а потом предложить проводить здесь мастер-классы для студентов Суриковского института. Так же не поддаются определениям сами картины Острецова. Можно, казалось бы, их тотальную цитатность обозвать все покрывающим и морально устаревшим определением "постмодернизм". Но через эту вязь надоевших образов-архетипов - Бэтмен, Волк из "Ну, погоди!", девушка со страниц "Плейбоя" - вдруг пробивается какая-то щемящая лирика, как в тех самых обоях в цветочек, что украшают теперь стены Музея современного искусства. Откуда она? Наверное, не ответит и сам Острецов. Он вообще не любит отвечать на вопросы. Он не любит конкретики. Ремонт - это что-то очень эфемерное, когда за малярную кисть берется современный художник.
Федор Ромер. Полный ремонт. Георгий Острецов в ММСИ. "Культура" №03 (7564) 25 .01.2007
-
-
-
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO