Произведения:      Нажмите здесь   
  Морозова Лиза 

 Биографические данные 
 
1973 - родилась в г. Москве
1995 -2000 – Царскосельский Филиал С-Петербургской Академии Театрального Искусства, Международная Мастерская Театра Синтеза и Анимации "Интерстудио", курс художников, мастерская паратеатральных форм (мастер - Юрий Соболев);
с 1995 – член арт-группы "Запасный выход" (Царское Село-Москва);
с 1996 – член Международного общества "А-Я" (С-Петербург);
1999-2000 – обучение в школе современного искусства, курс "Новые художественные стратегии" при Фонде Сороса и ИСИ, Москва;
с 2000 – член программы "Escape";
2003 – лучший проект пост-феминистической восточноевропейской выставки "Беззащитные и злые" (куратор Б. Драгоева), премирована персональной выставкой в Софии;
с 2001 – член группы "Лето."
с 2008 - колумнист www.openspace.ru, рубрика "Перформанс вокруг нас"
Участница более 120 выставок и фестивалей в 17 странах мира.
Лиза Морозова на сайте программы ESCAPE
ЖЖ Лизы Морозовой
Живет в г. Москве.
 

 В каких собраниях работы 
 
(совместно с программой ESCAPE):
Государственный Центр Современного искусства, Москва;
Государственная Третьяковская галерея, Москва;
Государственный центр современного искусства, Нижний Новгород;
Клуб Коллекционеров, Москва;
Коллекция сайта www.tank.tv , Лондон.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:

2008
"Ловушки для снов, или УМТТН", мультимедиа. Музей Сновидений З.Фрейда, Институт Психоанализа, С-Петербург;
"Узлы", фото. Галерея "ru.litvin", Арт-Стрелка, Москва;

2007
"Сплетения", Фестиваль перформативного искусства "Корч", Ярославский Художественный музей, Ярославль;

2006
"Драмамаскарад", перформанс, инсталляция, объекты. Галерея
"Белка&Стрелка",С-Петербург;

2005
объекты (полистирол, арокал). Галерея "Клуба Коллекционеров", Арт-Стрелка, Москва;

2003
"Win/lose", фотовидеоинсталляция, галерея ESCAPE, Москва;

с 2000 - выставки совместно с программой ESCAPE


ПЕРФОРМАНСЫ, ИНСТАЛЛЯЦИИ, ОБЪЕКТЫ:

2008
"Узловые моменты-4", перформанс, инсталляция;
"На мыло!", перформанс;
"Дама с собачкой", акция;

2007
«Ручеек», перформанс;
"Узловые моменты-3", перформанс, инсталляция;
«Схема», «Полный успех», акции;
"Узловые моменты-2", перформанс, инсталляция;
"Узловые моменты", перформанс, инсталляция;

2006
"Slow way-4", перформанс;
"Квартет" видео инсталляция.Выставка «Звуки тишины», Герцилийский музей современного искусства, Израиль;
14 Международный фестиваль перформанса "Замок воображения", Замок Бройлин, Германия/ галерея OFFicyna, Польша;

2005
"Арт-ябеда, или Платок Фриды", перформанс
"Идентификация", перформанс;

2004
"Знаки отличия", инсталляция;

2003
"Памяти Ю. Соболева", перформанс;
"Два зоопарка", акция;
"Маргинальный пол", инсталляция;

2002
Серия акций "Современный художник не…", лабораторная работа;
"Прошлое и прошлое", перформанс;
"Высокое и низкое", инсталляция;
"Агорафобия", перформанс;

2001
"Тестирование", перформанс;
"My shopping", перформанс;
"Памяти творчества", акция;
"Золотой дождь. Завеса t", инсталляция;
"Модели отношений", фотоинсталляция;
"Путь арт-самки", перформанс;
"Засветившиеся художники или Осторожно: слава!", фотоперформанс, инсталляция;
"Засветившийся художник" ( посв. К. С. Малевичу), фотоинсталляция;
"Царскоселы", фото;

2000
"Вокруг да около", перформанс, инсталляция;
"Лиза и мертвые" перформанс, инсталляция;
"Неприкосновенный запас", перформанс, инсталляция (совместно с В. Быстровым);
"Slow way-2", перформанс;

с 2000 - проекты совместно с программой ESCAPE

1999
"Космический модем" (посв. Питеру Брейгелю), инсталляция;
"Долли в стране чудес", Институт проблем современного искусства, Москва;
"Slow way", перформанс;
"Нет новых сообщений", спиритический объект (посвящается Элвису Пресли);
"Дамская сумочка", видеоинсталляция;
"4/4", фотовидеоинсталляция;
"Нет новых сообщений", спиритический объект (посвящается А.С. Пушкину);
"Чистый Четверг", не-акция;

1998
"Четыре четверти";
"Переживание цитаты - цитирование переживания"
(посвящается Марине Абрамович и Йозефу Бойсу), видеоинсталляция;
"Переживание цитаты - цитирование переживания"
(посвящается Марине Абрамович и Йозефу Бойсу), перформанс;
"Колыбельная-2", перформанс, "Музеификация-3", фотоинсталляция;
"Колыбельная", перформанс;
"Музеификация - 2", перформанс;

1997
"Музеификация -1", перформанс;
"Посвящение вещам" перформанс, инсталляция;

1996
"Место для перформанса", перформанс- инсталляция-объект;
"Из жизни теней", перформанс, видеоинсталляция;
объекты "Киряльник" и "Царевна-Лягушка";

1995
"Обозначение тела", перформанс;


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:

2009
Суп из камня, галерея "Ателье № 2"

2008
Выставка "О смертном в искусстве. Памяти Николая Константинова", "M-галерея", Ростов-на-Дону;
Арт-Лаборатория Философской конференции "Капитализм как религия? Искусство и критическая теория сегодня", ГЦСИ, Москва;

2007
Художественная Ярмарка «Фонтан», Винвуд, Майами, США;
Проект "UnFair 07", Международная Художественная Ярмарка "ArtHous", Майами-Бич, США;
Фестиваль Русского Искусства, Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
Международный фестиваль видеоарта в общественных пространствах "Out Video", Екатеринбург;
IV Уличный фестиваль видеоарта "Пусто", Москва;
Видеопрограмма "Видеоарт: между Европой и Азией", Государственный Университет, Самара;
Выставка "Дневник художника", ЦДХ, Москва;

2006
Выставка «Звуки тишины», Герцилийский музей современного искусства, Израиль;
14 Международный фестиваль перформанса "Замок воображения", Замок Бройлин, Германия/ галерея OFFicyna, Польша;

2005
Выставка "Портрет лица", галерея "МАРС", Москва;
Фестиваль "Европалия", Брюссель;
Видеофестиваль "Пусто", Москва;
Вечеринка "Наши в Венеции", Арсенал, Кремль, Нижний Новгород;
51-я Венецианская биеннале, Российский павильон, Джардини, Венеция;
Выставка "Троица", Русская галерея, Таллинн, Эстония;
Выставка "За красным горизонтом", в рамках проекта "Варшава-Москва. Warszawa-Moskwa", ГЦСИ, Москва;
"Гендерные волнения". 1 Московская Биеннале Современного Искусства, Музей Современного Искусства, Москва;
Выставка "Hope-stop", 1 Московская Биеннале Современного Искусства, Зверевский Центр Современного Искусства, Москва;

2004
Выставка "За красным горизонтом", в рамках проекта "Варшава-Москва. Warszawa-Moskwa", Центр современного искусства "Уяздовский замок", Варшава;
Фестиваль "АртКлязьма", пансионат "Клязьминское водохранилище", Московская область;
Выставка "На курорт!. Русское искусство сегодня". Staatliche Kunsthalle, Баден-Баден, Германия;
Выставка "Мимикрия", Коломяги, Мастерская Т. Назаренко, С-Петербург;
Выставка "Метафизика надежды", Арсенал, Кремль, Нижний Новгород;

2003
Видеофестиваль "Пусто", Москва;
Выставка "Арт-Конституция", Музей современного искусства, Москва;
"Беззащитные и злые", L-галерея, Москва;
Пражская Биеннале I, Национальная Галерея / Велетржни Палац, Прага;
Фестиваль «АртКлязьма», пансионат «Клязьменское водохранилище», Московская область;
Выставка "Рай в бункере", бункер под Александерплац, Берлин;

2002
"DAVAJ! Русское искусство сегодня", Музей Декоративно-прикладного искусства МАК, Вена;
Выставка "EURO", Музей им. Сахарова, Москва;
Фестиваль "Мелиорация", павильон "Солнечный", пансионат Клязьменского водохранилища;
Фестиваль городского перформанса "Стихии ЛЕТО";
"100% зрение", галерея "Риджина", Москва;

2001
"Долли в стране чудес", Институт проблем современного искусства, Москва;
"Наш ласковый и нежный зверь" (выставка, посвященная юбилею Олега Кулика), "Риджина", Москва;
"Любительская фотография", галерея Escape, Москва;

2000
"Свойства холодного" (русско-швейцарская выставка совместно с группой "Gates" и галереей Walcheturm (Цюрих)), галерея 21, С-Петербург;
"Media Art Fest-2000", Манеж, С-Петербург;

с 2000 - выставки совместно с программой ESCAPE

1996
"Запасной выход", TV-галерея, Центр Современного Искусства, Москва;
IV Международная С-Петербургская Биеннале "SPATIA NOVA", Музей Истории С-Петербурга, С-Петербург;
"Реди-мейд в дизайне" воркшоп Кристиана Херрманна (Германия), Запасной Дворец, Царское Село;
"Запасный выход", Запасной дворец, Царское Село;

1995
"Границы", галерея "Spider & Mouse", Москва;
 

 Автор о себе 
 
"Я считаю себя перформансистом по жизни. Перформансист существует на границе жизни и искусства и пытается их соединить. В этом его работа".

"Я уже начинаю опасаться, что меня стали воспринимать очень узко, как художника перформанса. Уже сложился стереотип. Это не совсем так. Хотя в моем дипломе записано, что я видеохудожник, больше всего я люблю жанр объекта".

Из интервью с Дарьей Агаповой для журнала Time Out - Петербург
 

 Критика 
 
Лиза Морозова - фигура на московской художественной сцене достаточно известная. Вышедшая из культовой Царскосельской группы "Запасной выход", где была одной из самых талантливых учеников знаменитого Юрия Соболева, закончившая в Москве школу "Новые художественные стратегии", член программы ESCAPE, чью роль трудно переоценить, художница не первый год активно работает в жанрах перформанса и инсталляции. Наконец, Лиза - ведущий редактор "Художественного журнала", а также профессиональный психолог и психотерапевт, автор текстов по психологии современного искусства, удачно совмещающий художественное творчество с научным (это еще одна из граней таланта Морозовой).
И все-таки, несмотря на все эти блестящие достижения, Елизавета находится скорее на периферии магистральных потоков актуального искусства и воспринимается как автор маргинальный и нетипичный. Теме маргинальности и посвящен проект Лизы Морозовой "Win/lose".
Для художницы характерно специфическое понимание феномена успеха. Действительно, это понятие амбивалентно, а его критерий зыбок и относителен. Вместе с тем, тот, кто выпал из общепринятого стандарта успешности, может оказаться полноценен внутри другой системы ценностей. Таким образом, проблема состоит не в том, чтобы добиться успеха (поскольку это невозможно, если критерии успеха неопределенны), а в том, чтобы найти систему координат, в которой наше бытие начинает восприниматься как успешное.
Как и вся программа ESCAPE, Лиза Морозова рассматривает человеческую жизнь и в особенности жизнь художника как искусство. Но для того, чтобы его жизнь стала искусством, художник должен быть равен сам себе, а не вступать в соревнование, навязываемое обществом потребления и рекламой, задающей оппозицию "win/lose" Уникальность жизни художника и его персональной истории - единственно возможный его выигрыш и успех. Это нередко делает художника маргиналом, но в этом, считает Лиза Морозова, его неизбежная судьба.
Любопытно, что для иллюстрации своей идеи автор выбирает тип репрезентации, характерный для рекламы. Это неслучайно: ведь реклама как ничто другое использует успешность как основную стратегию соблазна. При этом реклама предлагает предметы, которые вне параметров, заданных этим обществом и этой рекламой, не могут претендовать на истинную соблазнительность. Художница, с одной стороны, вскрывает этот механизм, а с другой - использует его оболочку для демонстрации своей мысли.

Богдан Мамонов, 2003


Лиза Морозова начала заниматься перформансом с 1995 года и за последние десять лет входила в несколько художественных групп, в том числе в ESCAPE, представлявшую местное искусство на Венецианской биеннале 2005 года, а теперь, как ни странно, ведет независимую перформанс-студию, существующую без какой-либо институциональной или коммерческой поддержки. Итак, куда подевался перформанс?

— Лиза, согласны ли вы с тем, что перформанс «отшумел», оставшись в 90-х?

— В каком-то смысле перформанс в России еще практически и не начинался. Уличные акции 90-х сильно отличаются от того типа перформанса, который интересен мне. Например, начало московского акционизма. Группа Э.Т.И выкладывает человеческими телами на Красной площади слово из трех букв. Здесь абсолютно не важно, что чувствует закорючка над буквой «и», хотя и важно, что буквы выложены телами. Для того вида перформанса, которым занимаюсь я, принципиально состояние, в котором находятся и перформансист, и зритель. Только в этом перформансном состоянии происходит необходимый символический и энергетический обмен, совершается event.

Павел Микитенко "Возможен ли перформанс сегодня". www.openspace.ru, 25.05.2008
 

 Библиография 
 
Матвеева А. Симптом абонента // Коммерсантъ. — 2008. — 26 марта.
Российский акционизм 1990—2000. «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
Хачатуров С. Лапша в квадрате // Время новостей. — 2007. — 16 февр.
Агунович К. Небольшая и недолгая выставка отменно прогрессирующей художницы // Афиша. — 2006. — 30 ноября.
Серегин С. Запасной выход // Вечерний Петербург. — 1996. — 6 сент.
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO