-
- Родился в г. Таганроге в 1959.
1977-79 - учился в Ростовском Государственном Педагогическом институте
1979-82 - учился в РХУ им. Грекова
1982-95 - преподаватель в ДХШ, г. Таганрог
1987 - член товарищества "Искусство или смерть"
1990-91 - художник-постановщик в Таганрогском Драматическом театре им. А. П. Чехова
С 2006 года читает лекции и проводит мастер-классы для слушателей школы современного искусства «Свободные мастерские».
В 2007 году включён в шорт-лист премии Кандинского в номинации «Художник года».
С 1995 живет и работает в Москве
ЖЖ Юрия Шабельникова: http://sinenkij.livejournal.com
-
-
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург;
Государственная Третьяковская галерея, Москва;
Московский музей современного искусства, Москва;
Государственный центр современного искусства, Москва;
Галерея М. Гельмана, Москва;
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва;
Музей современного изобразительного искусства на Дмитровской, Ростов-на-Дону;
Частные коллекции (Рим, Берн, Париж, Лондон, Чикаго, Нью-Йорк, Москва, Таганрог, С.-Петербург, Киев, Ростов-на-Дону).
-
-
ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ:
2009
«Конец» («The End»). Галерея «Orel Art», Париж;
2007
«Эзотерический футбол». Галерея «ARTERIUM» — Галерея «Orel Art» (в рамках Второй Московской биеннале современного искусства), Москва;
2006
«РЕКВИЕМ ВОЛИ» («Requiem á la volonté»). Галерея «Orel Art», Париж;
«ИМЕНИ РЕМБРАНДТА». Галерея «Reflex» (АРТСтрелка), Москва;
2005
«15 лет назад я все еще занимался живописью». АртСтрелка Projects, Москва;
2004
«Солдатам труда». Галерея М. Гельмана, Москва;
2003
«На костях» (инсталляция). Галерея М. Гельмана, Киев;
«Солдатам труда». Мастерские Арт-Москвы, ЦДХ, Москва;
2000
«Мистерия-beef». Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург;
«Мистерия-beef». Галерея М. Гельмана, Москва;
1999
«Пушкин всегда с нами». Галерея «Дар», Москва;
1998
«Золотой фонд» (совм. с Ю. Фесенко). «Арт-Манеж», галерея «Московская палитра», Москва;
«Мавзолей: ритуальная модель» (совместно с Ю. Фесенко). Галерея «Дар», Москва;
1995
«Fuocoso» (совместно с В. Кошляковым). Галерея М. Гельмана, Москва;
«Некроакадемия». Выставочный зал Детской художественной школы, Таганрог;
«Два приношения: горькое и сладкое» (совместно с А. Кисляковым). Музей Градостроительства и быта, Таганрог;
1993
«В новом свете». Галерея в Трехпрудном пер., Москва;
«Богудонская школа». Галерея «Велта», Москва.
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ:
2009
Ремейк. Галерея «М», Ростов-на-Дону;
21 РОССИЯ. PinchukArtCentre, Киев;
Пейзаж… (живопись, объекты, видеоарт, фотография). Галерея «RuArts», Москва;
2008
SMALL. Галерея М. Гельмана, , Москва;
Русское бедное. Речной вокзал, Пермь;
О смертном в искусстве. Памяти Николая Константинова. М-галерея, Ростов-на-Дону;
Хороший художник…. Галерея «RuArts», Москва;
Оттепель. Chelsea Art Museum, Нью-Йорк
Ce n`est pas une nourriture. Фонд ЭРА, Москва
Арт-Москва, Центральный дом художника, Москва (Стенд Галереи М&Ю Гельман)
2007
Это не еда». Фонд «Эра», Москва;
Выставка номинантов «Премии Кандинского». ЦСИ «Винзавод», Москва;
East West». Галерея «Orel Art», Париж;
Барокко». Московский музей современного искусства, Крокин-галерея, Москва;
«Summer show». Галерея М. Гельмана, Винзавод, Москва;
Четвёртый Московский Международный Салон Изящных Искусств. Центральный выставочный зал «Манеж», Москва;
Дневник художника (2-я Московская биеннале современного искусства). Проект «Энди, Энди …» ЦДХ, Москва;
«Оттепель». Государственный Русский музей — Галерея М. Гельмана, Санкт-Петербург;
Арт-Москва 2007, стенд Галереи Orel Art Presenta, ЦДХ, Москва
Московский международный салон изящных искусств, стенд Галереи М. Гельмана, Москва
2006
Арт-Москва, Центральный дом художника, Москва
Московский международный салон изящных искусств. Центральный выставочный зал Манеж, Москва
Russia 2. Галерея «White Box», Нью-Йорк;
«Искусство или смерть. Двадцать лет спустя». МСИИ на Дмитровской, Ростов-на-Дону;
«ART ATTACK!» Галерея Orel Art, Париж;
2005
Инсталляция Без подписи в галерее АртСтрелка Projects в рамках фестиваля Ars longa, Москва
Ярмарка современного искусства FIAC, (Стенд Галереи М. Гельмана, стенд галереи Orel Art Presenta), Париж
Портрет лица. Галерея М. Гельмана - ЦСИ М`АРС, Москва
Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Арт-Москва 2005, ЦДХ, Москва
Россия 2. Специальный проект Галереи М. Гельмана в рамках 1 Московской Биеннале Современного искусства, Москва
Фестиваль «Ars longa». Галерея Арт Стрелка Projects, Москва;
Художник и оружие. ЦСИ М’АРС, Москва;
Субъективное время. ЦСИ «М’АРС», Москва;
АртКлязьма. Фестиваль современного искусства на открытом воздухе, Московская область, Клязьменское водохранилище;
2004
Москва-Варшава / Warsaw - Moscow. ГЦСИ, Москва
АртКлязьма. Фестиваль современного искусства на открытом воздухе, Московская область
2003
Арт-Москва, ЦДХ, Москва
Мы - Они. Некоммерческий проект Галереи М. Гельмана в рамках Арт-Москвы, ЦДХ, Москва
АртКлязьма. Фестиваль современного искусства на открытом воздухе, Московская область
2002
Мелиорация. Фестиваль современного искусства на открытом воздухе, Московская область
В рабочем порядке. Галерея Д.Семёнова, Санкт-Петербург
2001
Свойственное и несвойственное. Бауманская, 13, Москва
Warhol Connections. В рамках Недели Уорхола в Москве, Галерея М. Гельмана
Бедное искусство. Ижевск
Искусство против географии. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Глубинная Германия. Выставочный зал на Каширке, Москва
1999
Музей яблока (объект Овощи-фрукты). Галерея Дар, Москва
Музей СССР. Сахаровский центр современного искусства, Москва
1998
Плохая обувь - в хорошие руки. Галерея Дар, Москва
1997
АРТ-Москва, Центральный дом художника, Москва
1996
Незабываемое (совместно с Д. Ароновым и К. Звездочетовым). Государственный выставочный зал на Солянке, Москва
Компромат. Галерея М. Гельмана, Москва
100-летию со дня рождения Казимира Малевича. Кабинет Малевича, Москва
1992
Натюрморт. Галерея Велта, Москва
Художник и книга. Галерея в Трехпрудном переулке, Москва
Живая сила. Музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону
1990
Великие чародеи живописи. Выставочный зал в Пересветовом переулке, Москва
1989
Италия имеет форму сапога. Ростов-на-Дону
1988
Жупел. Ростов-на-Дону
АКЦИИ
1996 За вкусную и здоровую пищу. Ресторан Максим, Москва
1995 С днем рождения, смерть (Совместно с А. Логвиным). Галерея М. Гельмана, Москва
СЦЕНОГРАФИЯ
1992 Фестиваль Закрытая зона. Ростов-на-Дону
1991 Л. Кэрролл Алиса в стране чудес. Драматический театр им. А.П. Чехова, Таганрог
1990 Ж. Жене Служанки. Театр-студия Воскресная школа, Таганрог
Блэз. Драматический театр им. А.П. Чехова
Фестиваль Таган-рок
-
-
-
-
-
- Шабельников однозначно зачарован движущимися картинками на экране, а более того — самой их способностью зачаровывать, формировать сознание и стиль эпохи. В «Конце фильма» художник перебирает эмблематичные для кино ХХ века картинки: гибель «Титаника», вид на Нью-Йорк с Бруклинского моста, мухинских «Рабочего и колхозницу», открывавших каждое произведение «Мосфильма», — создавая тем самым кинематографический пантеон и одновременно перечеркивая его надписью «Конец». В «Реквиеме воли» он препарирует эстетику кино тоталитарных держав — в первую очередь, конечно, фильмов Лени Рифеншталь, к чьему «Триумфу воли» отсылают и название серии, и ее сюжеты. В «Эзотерическом футболе» Шабельников шутит, замещая в картинах из спортивной трансляции футбольный мяч на мистические символы, и в то же время возвращает зрителя к древнему священному смыслу всякой игры, размышляя о том, почему даже нынешние, десакрализованные игры, давно превратившиеся в развлечение, так притягивают людей. Наконец, в «Энди, Энди…» он выставляет ряд одинаковых скульптур — маленьких мертвых Энди Уорхолов в белых гробах — как омаж художнику, который всю свою жизнь бился над вопросом: что же заставляет растиражированные картинки завладевать сердцами и умами людей? Вопрос, занимавший со времен Уорхола тысячи художников, и центральный для творчества Шабельникова.
Анна Матвеева
Художник Юрий Шабельников больше всего на свете гордится одной публикацией в газете "Советская Россия", где есть следующие слова "Только вконец ненормальные, с больной психикой шизоиды могли сотворить такое аморальное, кощунственное действо". Речь в этой замечательной рецензии шла об акции, названной в духе Владимира Маяковского - "Мистерия-beef". Темой этого перформанса было, по словам самого Шабельникова было "Поедание трупа романтического искусства", а в качестве метафорического воплощения социалистического романтизма выступал торт в виде мумии Ленина. После этой акции Шабельникова даже вызывали в прокуратуру по запросу депутатов Госдумы. И художник, к счастью, смог объяснить следователю, что никакого разрушения основ не предполагал, а хотел лишь выяснить вопрос о месте соцреализма в современной культуре.
Новый проект Шабельникова уже никак не шокирует. Серию "Солдатам труда", посвященную "производственной теме", ключевой для социалистического реализма, никак нельзя признать актуальной и модной. Но художник считает, что с этим нужно как-то работать - "Идеология ушла, канул в лету героический пафос индустриального мира ХХ века, но люди остались". Началось все с того, что Шабельников попал на один большой завод, уже почти не функционирующий. И обнаружил грандиозную фактуру - страшные монструозные станки, огромные пространства. И, что самое главное, людей, которые все еще держатся за этот реликт плановой экономики. Познакомившись с рабочими, известный художник неожиданно пережил процесс отождествления с этими людьми, выброшенными на обочину жизни. И, что самое главное, с этим странным и даже чудовищным местом. Сначала он, как художник прогрессивный и современный, делал фотографии, но потом понял, что это совсем не то, что нужно.
Начал переводить свои впечатления в огромные рисунки, размером с большую картину. Тяжелый и трудоемкий процесс рисования, оказался некой метафорой бессмысленного вытачивания гаек и шестеренок. На огромных рисунках стали появляться "портреты" станков, с именами людей, которые на них когда-то работали Григорий, Николай, Алексей. Как то ни странно, но всю эту свою художественную работу на заброшенном заводе художник Шабельников считает некоторым этическим подвигом, ругается на постмодерниские арт-симуляции. И наивно полагает, что художник не может оставаться сторонним наблюдателем. Но кто-то ведь должен думать и о таких вещах, как старые и заброшенные заводы!
Андрей Ковалев. Производственная тема в современном искусстве
-
-
- Кулик И. «Арт-Москву» зачистили от салона // Коммерсантъ. — 2008. — 15 мая.
Российский акционизм 1990—2000. «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007..
Толстова А. Продукты своего времени // Коммерсантъ. — 2007. — 25 дек.
К 15-летию Галереи М. Гельмана: Каталог. — М.: GIF, 2007.
Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с SONY: Каталог. — М.: Imageland Public Relations, 2003.
Культурные герои XXI века, или В поисках Золушки. — М.: GIF, 1999.
Немиров М. М. А. С. Тер-Оганьян: Жизнь, Судьба и контемпорари арт. — М.: GIF, 1999.
Белозор М. Волшебная страна. — С.-Пб: Красный матрос, 1999.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ, N9 1995;
СЕГОДНЯ, 10 сентября 1995;
КОММЕРСАНТЪ-DAILY, сентябрь 1995;
СЕГОДНЯ, август 1995;
ГОРОД, Таганрог, 8 июня 1995;
ГОРОД, Таганрог, май 1995;
КОММЕРСАНТЪ-DAILY, июнь 1993;
ELLE (журнал), май 1993;
MOSCOW GUARDIAN, июнь 1993;
MOSCOW TIMES, июнь 1993;
ТАГАНРОГСКИЙ КУРЬЕР, май 1993;
ВЕЧЕРНИЙ РОСТОВ, июнь 1993;
Мефодиев М. Вылкам глаз или поосторожнее с авангардом // Комсомолец. — 1989.
Болдырев А. Ай да шалунишки // Вечерний Ростов. — 1989.
Синеок С. Как фанера над Парижем // Комсомолец. — 1988. — 28 июня.
Афанасьева Е. Штрихи к портрету выставки // Комсомолец. — 1988. — 29 марта.
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO