-
- Родилась 22 ноября 1971 в Москве.
1988-1991- Диплом МХУ (Художественное училище памяти 1905 года), фак-т живопись – педагогика.
1993-1995 – учеба в МГХИ (Московский Государственный Художественный Институт) им. Сурикова, фак-т живопись.
1996-1998 – учеба в Kunst und Medien Schule в Цюрихе (инсталляция, перформанс, видео, объект).
1998-1999 – закончила "Курс Новые Художественные стратегии" ЦСИ Жоржа Сороса Москва и ИСИ Москва.
С 1999 – член профессионального Союза Художников России.
2001 - 2003 - училась в Hdk (Берлин) в классе Реббеки Хорн.
Живет и работает в Москве, Берлине и Париже.
Персональный сайт Елены Ковылиной:http://www.kovylina.com
ЖЖ Елены Ковылиной: http://elena-kovylina.livejournal.com
-
-
-
-
-
- Выставки и перформансы:
2008
01.02.08 – 08.03.08 "Равенство". Фонд "Современный город", Москва.
2006
08.06.2006. Сними девочку, Сидней
11.03.2006 Любовь после холодной войны, Лос-Анжелес
2005
26.03.2005 Живой концерт, перформанс в галерее XL, Москва
24.09.2005. Боксинг, перформанс на открытии в галерее XL, Москва
01.12.2005 Вальс в Майами, Майами
2004
01.07.2004 Инспекция нравов, Зальцбург
2003
3.07.2003 Медаль, Берлин
2002
22.08.2002 Акция с беспризорниками, "Комитет красная обитель", Москва
18.06.2002 Тир, Вена
01.05.2002 Комитет красная обитель, 2002, Санкт-Петербург
8.01. 2002 Чек Пойнт Чарли, Берлин
2001
22.06.01 Вальс, Берлин
30.05.-2.06.01 Я стреляла в Гельмана, Отель Марриотт, Москва
2000
30 07.00 Легкий ужин, Москва
7. 12.2000 – перформанс в театре Вахтангова "Тихий час"
11.11.2000 – Перформанс "Момент славы" театр "Etsetera" Москва
19.10. 2000 – Перформанс "Спасите мою душу", – 2 часть, Международный форум современного искусства "Море", Сочи
17.10. 2000 Перформанс "Спасите мою душу" – 1 часть, инсталляция (соль, пигмент), Международный форум современного искусства "Море", Сочи.
4.09.00-11.09.00 – Упсала. Швеция. Art-встреча "Paradis zero" в большом Kатедрале. Перформансы "Причастие" и "Похищение Европы".
8.09.00-Париж. Выставка журнала Beaux Arts magazine презентация "ХЖ" проект "Героини с Востока" (ВМС), дигитальный коллаж
27.08.00- Перформанс "Известия"в Большом Манеже в СПб. Интернациональный фестиваль перформанса.
30 07.00- перформанс "Легкий ужин" (с Максимом Илюхиным) на "Зверев Мосту", Москва, Обводной канал. Фестиваль уличного перформанса,"Лето".
28.07.00- перформанс "Забытые вещи" на Ярославском вокзале, фестиваль уличного перформанса "Лето".
26.07.00 – перформанс "Потворство прихотям" на Манежной площади, Москва. Фестиваль уличного перформанса "Лето".
25.06.00 – Форум художественных инициатив, Малый манеж, Москва. "Глянцевые обложки", дигитальный коллаж.
17.06.00-20.06.00 – Витебск. Интернац. фестиваль современного иск. "Информация" в Музее Марка Шагала.
6.04. 00 – " Сделай сам" перф. В Музее СИ " Зверев-центр" Москва.
14.02. 00 – ИСИ групповая выставка ""Пилотный выпуск", видеоинсталляция "Свободу бабочкам".
20.01.00 – " Перформаннс Герои с Востока" ЦСИ Москва.
7.01. 00-перформанс "Отсутствие героя" "Зверев Центр" (В.М.С.)
6.01. 00- перформанс "Отсутствие героя" галерея А-3 (В.М.С.)
1999
2.12. 99 – перформанс "Экзамен идентичности" в рамках проекта А. Соколова "Fusion" на выставке "Sozialmaschine Geld" OK Kulturzentrum Linz.
30.11.99 – перформанс "Отсутствие героя" в классе Реббеки Хорн в Hdk Berlin.
12.11.99- перформанс " Вабилонская Башня театр Кампанор в Сантьяго де Кампастелла.
6.11.99 – перформанс " Ваилонская башня" International Art Meeting в Овьедо Испания
3.10.99 – персональная выставка "В гостях у сказки" в "галерее 21" Спб.
15.10.99-перформанс "Медузы" Летняя школа гендерных исследований в Форосе.
5.10.99- презентация фильма `Batterfly" в кино-видео фестивале в г. Ирпень.
12.10.99- презентация фильма `Batterfly в ЦСИ в Киеве на показе работ воркшопа по арт-фильму при ЦСИ Киева.
09.00 создание группы В.М.С. с Анной Абазиевой
8.09.99-перформанс "Железы внутренней секретции" (В.М.С.) клуб "Дом" Москва.
27.08.99 – перформанс "Железы внутренней секретции" (В.М.С.) ворк-шоп Интерстудио Царское село – Курс "Новые Художественные Стратегии" Моква.
17.07.99- видеоинсталляция "В будущее" на выставке " Границы гендера" в "галерее 21" в Спб.
16. 07.99 – проект "В гостях у сказки" в ИСИ (Мастерская Кабакова) в границах проекта ACT-99
16.06.99 – перформанс "Джеймс Джойс" на празднике "Блюмов день" в клубе ОГИ Москва.
04.06.99-инсталляция "Музы" на выставке"Пушкин, родился, влюбился, женился" в галерее "Зверев Центр"Москва.
26.05.99 – перформанс "Зеленые яблоки" в селе Арзакан в Армении.
24.05.99 – видеоинсталляция "Троица поросят совместно" с Георгием Первовым, фотопроект "Сказка" на фестивале современного искусства в Ереване Армении...
7.05. 99 – участие в ACT-99 выставка в Kunsthalle Styer, Австрия, видеоинст. "В будущее".
16.04.99 – акция-инсталляция "Жены авторитетов" напротив ресторана. Фестиваль современного искусства в Минске Белоруссия.
15.04.99 – инсталляция "Любовь -мужской дискурс". Фестиваль Современного искусства в Минске Белоруссия.
4.03.99 – видеоинсталляция "В будущее" на выставке "Последнее поколение" в галерее "Спайдер и Маус".
9.02.99 – перформанс "Clabfomance" в клубе "Луч".
1998
12.11.98 – перформанс "По ту сторону принципа наслаждения" галерея "ART-Kollegy" Спб.
4.11.98- перформанс "Проекции" в галерее ART-Kollegy СПб.
13.10.98-видеоинсталляция "Мать и сын" на выставке Между интеллектом и инстинктом" Edengaragegallery" Цюрих.
2.10.98 – перформанс " Курс рубля" у Центрального Банка России совместно с О.Алимпиевой.
24.06.98 – видеоинсталляция " Интимная жизнь молодого человека" в Музее Марка Шагала на фестивале "Информация", Витебск, Беларуссия.
8.03.98 – видеоинсталляция "Мать и сын", инсталляция "Объекты для наблюдения" совместно с Г. Первовым, на квартирной выставке "Женское хтоническое – мужское брутальное" Марьино, Москва.
1997
15.10.97. – видеоинсталляция "Video-Malerei", выставка "Video unten Grund" Escherwissplatzunterfuerung Цюрих.
12.03 97 – перформанс "Танец с голубым крылом" Rote Fabrik Цюрих.
15.02.97- перформанс "Сожжение автопортрета".
-
-
- Училась я действительно много, даже слишком, как мне иногда кажется. Сначала это была детская художественная школа на Маяковке, потом я поступила в художественное училище на факультет живописи, потом Суриковский институт. Там я проучилась три года, причем дважды оставалась на второй год. К тому моменту мне уже не нравилось там учиться, поэтому я бросила и уехала в Швейцарию. Там я поступила в частную школу современного искусства. Это, конечно, странно звучит, но как-то оно тогда легко делалось. Я хотела заниматься современным искусством, а в России тогда, да и сейчас, было с этим не очень хорошо. Я уехала и поступила даже сразу в три школы, но выбрала ту, которая мне показалась на тот момент наиболее интересной.
Все школы, как и Суриковский институт, предлагали конкретную специализацию. Надо было знать, кем хочешь быть. А я хотела заниматься сразу всем. Тогда современное искусство представлялось мне еще очень расплывчато, и казалось, что надо попробовать разные направления. А эта школа как раз предоставляла систему курсов, на которые можно было ходить. И я записалась сразу на все кроме, разве что, живописи и рисунка, потому что они уже оскомину набили.
В общем, много было всяких предметов, но в какой-то момент из них выделился перформанс. Просто, как я уже говорила, меня интересовало все: кино – может, стать режиссером; театр современного танца – невероятно увлекательно; или все же пойти в актрисы… В общем, перформанс на мой взгляд объединил все мои интенции: здесь ты и сам режиссируешь, и сам исполняешь, и это все-таки остается визуальным искусством. Так я стала впервые заниматься перформансами. Это был 1996-97 год.
А в 1998 году я вернулась в Россию и здесь уже познакомилась с Толей Осмоловским, Светой Басковой, с Олегом Мавроматти. И так здесь все хорошо переплелось – теоретическая основа, которую я получила на Западе, и Московский акционизм, хоть уже и на закате, и такой интересный социальный контекст. Меня, что называется, поперло. 1998 год был еще мало активный, но с 1999 по 2001 я уже делала перформансы достаточно регулярно.
А в 2001 году опять уехала в Германию, чтобы получить там свой диплом, потому что ни один из институтов я так и не закончила на тот момент. В Берлине я познакомилась с Ребеккой Хорн, и она, собрав воедино все эти мои семестры, предложила мне проучиться у нее два года и получить, наконец, диплом о высшем образовании. Но это, кстати, довольно типичная судьба моего поколения, время учебы которого приходилось на перестройку. Все мы бросали институты. В общем, третий институт я, наконец, закончила в тридцать лет. Хотя, честно говоря, и там меня посещала мысль о том, чтобы все бросить. Но к счастью учеба там была скорее творческим процессом общения с профессором, с Ребеккой Хорн. Главное – это выставка в конце. К тому же, я обзавелась справкой из Суриковского института, что позволяло мне не посещать общеобразовательные предметы.
В 2005 году я вернулась в Москву. Хотя, мне кажется, что я отсюда никогда и не уезжала. Даже когда жила в Германии, я была активно представлена на Московской художественной сцене. Но тут было принято решение окончательно переехать. После жила полгода в Лос-Анжелесе, полгода в Цюрихе, три месяца во Франции, но в промежутках все равно приезжала в Москву, потому что здесь меня все устраивает.
Из беседы с Екатериной Троепольской (для СИНЕ ФАНТОМ)
-
-
- Считающаяся одной из самых ярких художниц 2000-х годов Елена Ковылина едва ли не единственная на московской арт-сцене продолжает традицию радикального перформанса 1990-х годов. Как и ее коллеги и предшественники Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Александр Бренер, Елена Ковылина во имя искусства не щадит ни себя, ни зрителя. Она выходила на боксерский ринг, вызывая на поединок всех желающих, как женщин, так и мужчин. Усаживала публику за изящно накрытый чайный стол -- и поджигала скатерть. Прикалывала ордена и медали к собственной коже. Танцевала буквально до упаду, опрокидывая стакан водки после каждого тура вальса, на который она приглашала сначала польщенных, а потом испуганных мужчин. Устраивала театр с беспризорниками, у которых училась столь ценному для перформансиста искусству "разводки" зрителя. И с петлей на шее вставала на табурет, который каждый желающий мог выбить из-под ее ног.
Но в отличие от отечественных акционистов-самоучек 1990-х, чьи художественные жесты часто граничили с девиантным поведением как в глазах общественности (вызывавшей милицию), так и в восприятии самих авторов, чувствовавших себя этакими бросающими вызов социуму хулиганами-бунтарями, Елена Ковылина -- "перформансист в законе". За ее акциями, даже самыми отчаянными, всегда чувствовался не аффект, но расчет -- не только интеллектуальная концепция, но и точная калькуляция возможных реакций и последствий. Она -- редкий случай -- училась перформансу за границей, в том числе у прославленной немецкой художницы Ребекки Хорн. Ковылинские акции не преследовались законом, а, напротив, поощряются всевозможными наградами и грантами. Госпожа Ковылина удостоилась российской государственной премии в области современного искусства "Инновация". Нынешняя выставка в фонде "Современный город" основана на перформансе, придуманном художницей во время недавней стажировки в Париже.
Новая работа называется "Равенство", что равно актуально как для Франции с ее национальным девизом "Свобода, равенство и братство", так и для местного контекста, где вопрос, так ли уж отличается нынешняя российская демократия от совковой уравниловки, кажется весьма насущным. Понятие равенства художница демонстрирует с плакатной наглядностью. Она выстраивает в ряд людей разного возраста, пола, национальности и, само собой разумеется, роста на табуретках, ножки которых подпилены таким образом, что все головы оказываются на одном уровне. На выставке можно было видеть сами табуретки, а также запись парижского перформанса и его ремейк, осуществленный уже в Москве, неподалеку от галереи и с участием безлико-колоритных профессиональных участников киномассовок, найденных через киностудию.
Ирина Кулик
Газета «Коммерсантъ» № 17(3834) от 05.02.2008
-
-
- Кровь за кровь. Интервью Елены ковылиной с Александрой Рудык, Афиша - Москва, №217
Тексты Елены Ковылиной на ее персональном сайте
Статьи о Елене Ковылиной на ее персональном сайте
Беседа Елены Ковылиной с Екатериной Троепольской (для СИНЕ ФАНТОМ)
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO