-
- Родился в 1969 в г. Грозном
1984–1988 – Краснодарское художественное училище (отделение живописи)
С 2001 – куратор галереи «Франция»
Живет и работает в Москве
-
-
- Государственная Третьяковская Галерея, Россия, Москва
Московский музей современного искусства, Россия, Москва
Государственный центр современного искусства, Россия, Москва
-
-
- ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
1992 Выставка живописи и графики, музей им. Захарова, Грозный
2000 SЭS, акция у Московского Кремля в день выборов президента
2001 Чечены, акция, Арт-Москва
2002 Памятник жертвам, акция, галерея "Франция"
Зефиры, инсталляция, галерея "Франция"
Вы там, где вас нет, хеппенинг, галерея "Франция"
2004 Гурии и рецидивы, Галерея Марата Гельмана, Москва
Дистанция, Третьяковская Галерея
Завтра, галерея "Франция"
Арт-мастерские "Малика, дверь закрой", инсталляция
Проверка на дорогах, или случай на обочине, Галерея Марата Гельмана
2005 Хроники, галерея "Reflex", АртСтрелка, Москва
19:45, галерея С`АРТ, Москва
2006 Dead calmness, инсталляция, галерея "Lightbox", Нью-Йорк
Rebels. Совместно с Ерболом Мельдибековым, Galerie Volker Diehl, Берлин
Частные переживания. Галерея М. Гельмана, Москва
2007 Sky Patrol. Galerie Anne de Villepoix, Париж
2008 Женская сборная Чечни по прыжкам с парашютом и ее виртуальные фанаты. Lehmann Maupin Gallery, Нью-Йорк
Безымянная высота. Галерея М&Ю Гельман, Москва
ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1991 Зональная выставка графики, Ростов-на-Дону
1995 Венецианская биеннале, павильон L`art Vizione, куратор Эрнст Фукс
1997 Мир чувственных вещей в картинках, ГМИИ им. Пушкина, Москва
1998 Дворец, сценография к проекту Б.Юхананова, настенная роспись, перформансы
2001 Личное/безличное, Бауманская, 13, Москва
2002 Georgia from/to, центр им. А. Зверева
POP/ART, центр им. Зверева
100% Зрение, галерея "Риджина", Москва
Мелиорация, фестиваль современного искусства на Клязьме
Актуальный репортаж, Самара, Тольятти, Новосибирск, Н.Новгород
Снегурочка, Варшава
DAVAJ!, Постфурамт, Берлин, музей MAC, Вена
2003 Новый отсчет, Цифровая Россия вместе с Sony, ЦДХ
Смотровая площадка, ЦДХ
Same Old Sun Everywhere, галерея "Франция"
Арт-Клязьма – фестиваль современного искусства на Клязьме
Fashion Control, галерея Гельмана
Арт-Москва, "Мы и они", графическая серия "Угли"
2004 Система координат, Музей современного искусства, Загреб
2005 Художник и оружие, ЦСИ М`АРС
Портрет лица, ЦСИ М`АРС, галерея Гельмана
Русский поп-арт, Третьяковская галерея
Фестиваль искусств "Европалия" (Брюссель, Бельгия)
I Московская биеннале современного искусства, основной проект "Диалектика надежды", специальный проект "Россия 2"
2005-2006 Russia 2, WHITE BOX, Нью-Йорк
2007 Соц-арт. Политическое искусство в России. Maison Rouge, Париж
FIAC`07, Cour Carre du Louvre, Париж
Барокко. Московский музей современного искусства, Москва
MOSCOUPOLICE. Espace Louis Vuitton, Париж
Дневник художника. Специальный проект фонда М. Гельмана в рамках II Московской биеннале современного искусства. ЦДХ, Москва
Оттепель. 15 лет Галерее М. Гельмана. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
2008 Русское Бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной Вокзал, Пермь
Арт-Москва 2008. Международная ярмарка современного искусства. ЦДХ, Москва
Оттепель. 15 лет Галерее М. Гельмана. Chelsea Art Museum, Нью-Йорк
-
-
- Для меня технология держания кисточки с краской гораздо изящнее, чем технология сидения за компьютером. Это совершенно другой тип жизни. Я придумал персонажа, к которому пытаюсь стремиться, мне нравится некий тип для подражания.
Как художник я не слишком доволен собой. Я еще не почувствовал пластической свободы. Когда я работаю с углем, я ее чувствую. Мне есть куда двигаться, у меня масса нерешенных задач. Есть стремление к легкому, изящному, лаконичному и минималистичному.
Из интервью с Александром Евангели (Алексей Каллима: "Следующая революция будет интеллектуальной" 17.10.2006 GiF.Ru)
-
-
- Алексей Каллима – самый яркий художник из плеяды талантов, подаренных Москве южными провинциями в 90-х. Беженец из родного Грозного и свидетель его штурма русский человек Алексей Каллима в Москве выступает как чеченский патриот и в своих произведениях нередко обращается к теме войны. Художник очищает обросшую ложью социальную травму до ее истока – изначального политического абсурда, и возвращает зрителю освобожденный смысл.
Яркая и жестко решаемая национальная тема демонстративно не вмещалась в теоретическую стерильность идей Ги Дебора и нонспектакулярности, близких художнику и приведших его в конце 90-х в нонпрофитную группу Радек. Преодолев ограничения нонспектакулярности и вернувшись к фигуративному изобразительному языку, Алексей Каллима освободил картину от реалистических обязательств и перенес ее в визионерское измерение.
Он технологически обеспечил представление фундаментального разрыва между плотностью холста и фантазией о новом мире, куда инвестирована воля художника и его персонажей. Каллима пишет флуоресцентными красками, в результате чего на одном полотне существуют разные картины при обычном свете и в ультрафиолете.
Мировоззренчески Алексей Каллима тяготеет к поиску универсальных оснований для различных социокультурных идентичностей, эстетически нейтрализуя страх к Чужому. В произведении "Терек-Челси" таким универсальным основанием, позволяющим преодолевать враждебность, оказывается футбол.
В полотне очевидно присутствует патриотический пафос, но также и пафос новой картины мира, где возможна победа "Терека" над "Челси" со счетом 6:2, а значит возможно все что угодно.
Матч, решаемый художником как выдающаяся пластическая феерия, читается одновременно на разных уровнях. Каллима словно стремится приглушить неизбежную смысловую насыщенность, но остается многое. Остается элегантный концептуальный жест – в обычном свете холст остается белым, храня в себе невидимую миру победу в невидимом матче.
Белый холст предъявляется таможенникам и перевозится через границу – как скрытое вторжение русского искусства в Лондон. Для Каллимы, сделавшего эту работу для лондонской галереи, это еще и игра с респектабельной британской арт-средой, с непобедимыми вершинами современного искусства, с Херстом, Саатчи, "Сенсацией".
В работе "Челси-Терек" прочитывается стремление освободить образ человека от нарративности, довести его до красивого иероглифа, до абстрактного символа яростного движения.
Эстетический поиск Алексея Каллимы утверждает сходство в пространстве культурных различий. Весь контекст антимилитаристского творчества художника неявно противопоставляет напряжение спортивного состязания агональным смыслам войны. Очевидная мысль – лучше играть в футбол, чем воевать – предъявлена со столь впечатляющей выразительностью, что она открывается зрителю как несомненное, искреннее и актуальное событие.
Александр Евангели "Инновация: Алексей Каллима" (Каталог премии "Инновация")
Художник Алексей Каллима, русский по происхождению беженец из Грозного, перешел от кавказской тематики к концептуальной нумерологии. Художник Алексей Каллима относится к крайне левой фракции нашего художественного населения. Идеолог и организатор самого радикального художественного проекта начала нулевых годов – галереи "Франция", он с группой товарищей осуществлял безумную попытку побороть "общество спектакля". Именно так называлась культовая книжка французского философа Ги Дебора, серьезно повлиявшая на европейское самосознание последних лет. В согласии с наставлениями блаженной памяти Ги Дебора, сорок лет назад объявившего войну не на жизнь, а на смерть обществу, в котором всякий жест превращается в шоу, а также в результате длительных семинаров, которые вел Анатолий Осмоловский, была произведена теория нонспектакулярного искусства. То есть искусства как бы совсем невидимого для проклятого "общества спектакля". Но не тут-то было – оказалось, что изготовлявшиеся нонспектакулярщиками маленькие предметики, потаенно изменяющие картину тоталитарного мира знаков, сами по себе превращаются в шоу типа "Угадай мелодию".<...>
Русский по происхождению беженец из Грозного, он не убоялся выставить на всеобщее обозрение именно эту часть своей индивидуальной биографии, выступая при этом от имени некоего горного жителя. В сочетании с несомненным мастерством монументалиста и игривыми приемами, отработанными во времена нонспектакулярности, получилось весьма и весьма убедительно. По крайней мере, начертанное во время 1-й Московской биеннале на стене бывшего музея Ленина большое панно, живописующее битву Чеченца и Русского, вызвало большой интерес. И в самом деле штука загадочная – ровным счетом никаких обращений к теме кавказской войны в современном искусстве последнего десятилетия не наблюдается. Каллима оказался первым, кто начал с ней работать. Произошло это, наверное, потому, что действительная реальность и реальная действительность наших художников почему-то принципиально не интересуют. Хотя проблематизация Кавказа – дело очень выигрышное, меня западные товарищи многажды спрашивали, нет ли у нас чего-нибудь подобного. Так что бренд у молодого художника получился вполне подходящий – убедительный, в меру агрессивный. И, что самое главное, предельно политкорректный.<...>
В своем новом проекте Алексей Каллима отошел от кавказской тематики и занялся чистой концептуальной нумерологией.
Тщательно заснял обнаруженные в каком-то гаражном кооперативе номера, начертанные некогда старательной бюрократической рукой. Случилось это важное событие, судя по всему, уже довольно давно. Краска облезла, а народные умельцы всяк по-своему преобразили действительность. Пуристы оставили все как есть, сохранив историческую правду; украшатели разрисовали номера разными красочками; некий минималист все закрасил в один смурной цвет. А один радикал и вовсе скрыл присущий ему номер под красным кружком – точно как на японском флаге. В результате у Каллимы получилось настоящее искусство, которого он некогда безуспешно пытался избежать. Во-первых, создано пространство для бесконечных интерпретаций, каждая из которых оказывается заведомо ложной. Во-вторых, очень красиво получилось. Внимательный и пристальный взгляд настоящего художника извлек из реальности такое богатство фактур, которые сложились в сложную формалистическую симфонию с некоторым скрытым социально-семиотическим подтекстом. Красота да и только! Эстеты могут любоваться сложными разводами, нумерологи – заняться любимыми подсчетами. А лица, наклонные к концептуализму, – зарыдать от обилия легко опознаваемых сокрытых смыслов, упрятанных за роскошной простотой. Постмодернизм лукавый закончился, снова настал прямой и ответственный модернизм.
Андрей Ковалев. Подсчет утопленников. 19.10.2005, Взгляд
-
-
-
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO