Произведения:      Нажмите здесь   
  Тер-Оганьян Давид 

 Биографические данные 
 
Родился в 1981 году в Ростове-на-Дону.
1997-1999 – посещал семинары Анатолия Осмоловского.
1997-2002 – член группы "Радек"
Учился в Школе современного искусства Авдея Тер-Оганяна.
2004 – лауреат национальной премии в области современного искусства «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ».
Живет и работает в Москве.
ЖЖ Давида Тер-Оганьяна: http://skeleton47.livejournal.com
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Музей искусств Оклахомы, США.
Museo per l’arte Contemporanea Luiggi Pecci, Прато, Италия
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

2010 День в картинках, Арт Академия, Москва
2010 Пограничные состояния, VP Studio Москва
2009 Масштаб (совместно с Александрой Галкиной), Diehl+ Gallery One, Москва 2002
2008 FREE ALL JPEGS (совместно с Александрой Галкиной). Галерея «Reflex», Москва.
2007 Collocation #1 (совместно с И.Будрайтскисом). LA Box, Бурж, Франция
2007 Масштаб 1:30. Галерея М. Гельмана. Москва.
2006 Набор цветов и Зеленая комната, Фонд «Современный город», Москва
2006 Вы арестованы (совместно с Александрой Галкиной). Москва. УВД ЦАО
2005 Портреты российского правительства, Мастерские Арт-Москвы, ЦДХ, Москва
2004 Стена, Третьяковская государственная галерея на Крымском валу
2004 I have a dream, XL, Москва
2003 Тени. XL-галерея, Москва
2003 Second Hand (совместно с В.Чтаком), Галерея "Франция", Москва
2002 Fotolove. Галерея "Франция", Москва
2002 Поцелуи. Галерея "Франция", Москва
2001 Bomb. Gallery Showcase, Прага
2001 Posters. Squat "na Milade". Прага.
2000 Штаб, сквот на Бауманской улице, Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

2010 «Концептуализм: здесь и там». Южно-российская биеннале современного искусства. МСИИД, Ростов-на-Дону.
2010 Из города в город , Музыкальный театр, Киев
2010 Первая уральская индустриальная биеннале современного искусства, Екатеринбург
2010 Догнать и перегнать центр, Зверевский центр современного искусства, Москва
2009 Мавзолей бунта, Stella Art Foundation, Москва
2008 Кризис безобразия, галерея "PAPERWORKS", Москва
2008 The Young, Aggressive. Musashino Art University Museum & Library, Токио
2008 Политика на улицах! Проект "Фабрика", Москва
2007 Дневник вора (совместно с А.Корнеевым), галерея Гельмана, Москва
2007 Свидетели невозможного, МЦИ, Москва
2007 Урбанистический формализм, ММСИ, Москва
2007 «Хороший, плохой, злой», Stella Art Foundation, Москва
2007 Czechpoint, Povarzska galleria umenia v Zline, Зилина,Словакия
2007 Bang-bang. Сан Этьен, Франция
2007 Last news, LAZNIA, Гданьск, Польша
2007 ¼ Hungarian, Liget galleria, Будапешт
2007 Прогрессивная ностальгия, Centro per l’arte Contemporanea Luiggi Pecci, Прато, Италия
2007 Возвращение памяти, Kumu Art Museum, Таллинн
2007 On geekdom, Athens
2007 Брак, ЦСИ «М’Арс», Москва
2007 14 групповых фотографий, галерея «Рефлекс», Москва
2007 10 Стамбульская биеннале, Стамбул, Турция
2007 Gate keepers of new. Будапешт
2006 Break and Take, Prometeo gallery, Милан, Италия
2006 Modus R: Russian Formalism Today, Newton building, Майами
2006 8=8, L-галерея, Москва
2005 Disobedience, Kunstlerhause Betanien, Берлин
2005 I Московская биеннале современного искусства, Москва
2005 Torino Triennale, Турин, Италия
2005 International biennale of contemporary art, Прага, Чехия
2005 II Prague biennale, Прага, Чехия
2005 Сообщники, ГТГ, Москва
2005 Портрет лица, ЦСИ «М’Арс», Москва
2005 pARTY. МЦИ на Ниглинной, Москва
2004 Kultura Radek. Display Gallery, Прага
2004 tomu ver ty... Братислава, Словакия
2004 Искусство без оправданий, Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
2004 Без гламура, Зверевский центр современного искусства, Москва
2003 Kunst&Verbrechen: Art without crime, Hebbel am Ufer Theater, Берлин
2003 Вчерашние новости. Фестиваль "Стык", Москва
2003 100% зрение. Галерея "Риджина", Москва
2003 «Вместо искусства», Зверевский центр современного искусства, Москва
2002 Made in France. Музей им. А. Сахарова, Москва;
2001Манифеста 4, Франкфурт.
2001 Субъект и власть. ЦДХ Москва

КУРАТОРСКИЕ ПРОЕКТЫ

2008 Period 1, книжный магазин «Фаланстер», Москва
2006 – 2007 RECLAIM THE GAME
2006 «8=8», L-галерея, Москва
2005-2006 куратор галереи "Витрина" в Москве
2005 pARTY, МЦИ на Неглинной, Москва
 

 Автор о себе 
 
Мои работы часто мультижанровые, связанные с традициями различных художественных явлений. Например, серия «Операция», связанная с актуальной действительностью (терроризм и теракты в России) находит свою традицию в русском авангарде и абстрактных экспериментах начала века.
В проекте «Это не бомба», где я сознательно использовал дешевые подручные материалы для изготовления объектов, есть ссылка на «бедное искусство» (арте-повера). Меня также интересует концептуалистская традиция и различные абстрактные традиции.
До сих пор я не пытался выстраивать большой проект, который бы потребовал необходимости определения своего жанра и локализовал меня более конкретно. В противовес этому у меня много различных инициатив. Мне не свойственно выстраивать противостояния в художественном творчестве, скорее, меня интересует сопоставление и составление элементов работы, а также групповые проекты.
Я стараюсь делать очень доступные и понятные для зрителя работы, которые являются следствием редукции и «упрощения» значений, а не их усложнения.
 

 Критика 
 
Давид Тер-Оганьян ворвался на московскую арт-сцену с энергией и волей молодого гения. В его лаконичном и ясном художественном языке просвечивает унаследованная от отца любовь к абстракции и решительность революционера. Его искусство сильно пластической свободой и формальной простотой. Художник органичен в совершенно разных техниках – и в живописи, и в перформансе или фотографии, и в медийных арт-провокациях. Он свободно владеет всеми инструментами искусства. На Арт-Москве-2000 в антиглобалистском проекте Ханса Кноля он показал силуэты борьбы, абстрактной и яростной – условные камни, бутылки с горючим. На Мастерских Арт-Москвы-2004 он получил премию "Черный квадрат" – главную награду – за серию картин "Операция", где языком абстрактной живописи он рассказывает о некоем силовом акте. Он делает это после Беслана, выводя Малевича и Злотникова в реальность современной войны. Его работы последнего времени с рядом виртуозных формальных находок демонстрируют обращение к внутренним поискам и абстрактному искусству США 50-х годов.
Александр Евангели

Путевку в арт Давид получил в мастерской своего отца Авдея и в лекционном проекте Анатолия Осмоловского, унаследовав от них склонность сочетать остросоциальные и личные мотивы в пределах одной акции. На фестивале "Золотая маска" Давид с одноклассниками показывали задницу и били тарелки, в Берлине на выставке "Искусство и преступление" ходили по магазинам с камерой и воровали каталоги для экспозиции. Вели слежку за героями СМИ, подстраивая им перформансы в духе Шапокляк. Параллельно Давид делал графику, фотографии, видеоработы. На "Арт-Москве"-2000 в антиглобалистском проекте Ханса Кноля он показал силуэты, бросающие камни, летящие коктейли Молотова. В галерее XL представил видеоряд со спящими в метро людьми I Have a Dream и медиаинсталляцию с тенями вещей, куда каждый мог добавить свою тень. Первую премию на "Мастерских Арт-Москвы"-2004 получила его серия "Операция" – пестрая многоцветная живопись, смутно напоминающая план захвата или обороны объекта.
Абстракционизм Давида не порывает с реальностью жизни, а как раз передает ее самые тревожные вибрации. "Операция" почти совпала по времени с Бесланом. Давид любит Филипа Гастона, Марка Родко, Майкла Майоруса, симпатизирует визуальному искусству XIX и XX веков. Традиционная живопись актуальна и в его творческих планах. Это сложная, трудоемкая вещь, подчеркивает он, но в этом направлении имеет смысл двигаться.
Псой Короленко, журнал "Огонёк", N4, 2005 год

В биографии Давида Тер-Оганьяна в качестве основных "университетов" фигурирует имя его отца, известного художника Авдея Тер-Оганьяна. И это не шутка и не розыгрыш. Когда в свое время Авдей организовал пародийную "Школу современного искусства", мало кто предполагал, что принесет с собой этот проект. А получилось, что в отсутствии социальных структур, поддерживающих и пропагандирующих актуальную культуру, "Школа" Авдея стала настоящей школой для широкого, по московским меркам, круга молодежи (из детей Авдея и их друзей собрался целый "класс"). Она привила им основы современного художественного творчества, то, что и по сей день не в состоянии дать новому поколению все государственные институции России, имеющие отношение к изобразительному искусству.
Когда Школа прекратила свое существование в связи с эмиграцией ее основателя, расстояние лишь укрепило родственное творчество двух Тер-Оганьянов. Одним из первых их совместных проектов была CDскотека (2003) – не реализованная, к сожалению. Идея состояла в том, что Давид и Авдей составляют музыкальный сборник (учитывая абсолютно разные вкусы друг друга) и тиражируют его на компакт-дисках вместе со своими комментариями, выступая по очереди в качестве диджеев и МС. Приглашенных же гостей просят явиться на "вернисаж" с CD-плеерами и наушниками. Понятно, что большинство их не принесет и будет вынужденно наблюдать, как в абсолютной тишине лихо "зажигает" толпа счастливчиков в наушниках. Удивительно, но в работах сына проявляется куда больше меланхолии и тревоги, нежели у отца. Отстранение у Давида Тер-Оганьяна – не веселое зубоскальство, хотя может таким и казаться. Это попытка художника добраться до подлинности, до истинного, пусть кратковременного и преходящего, смысла. Искусство лишают метафоричности с тем, чтобы обрести ее снова – новую, неожиданную, не сводимую к клише.
Одна из сильных сторон, очень рано проявившаяся в творчестве Давида – необыкновенная простота приема. Это качество остается у него и по сей день. Как известно, простота (не банальность, не примитив) – самое труднодостижимое свойство. Одно из открытий культуры ХХ века состоит в том, что простота страшно далека от наивного сознания – ни дети, ни интеллектуально неразвитые слои населения не воспринимают эпитет "простой" как положительный. Как заметил некогда Клемент Гринберг, сельскому жителю равно чужды как иконопись, так и Пикассо, он предпочитает академический китч в духе Репина.
С 2003 года Давид начинает активно заниматься живописью и графикой, пытаясь в своих работах представить знакомые предметы окружения предельно упрощенно. Его черные автомобили свидетельствуют о желании максимально "очистить" образ от всей внешней шелухи, навешиваемый на него масс-медиа и рынком (цвет, марку, конфигурацию, год выпуска автомобиля и т.п.), оставив в нем лишь "нерастворимый остаток" смысла.
Почти сразу же машины в его картинах начали дымиться, переворачиваться и сталкиваться – воспроизводя действия демонстрантов или террористов. Так в работах появляется еще одна очень важная тема – левого движения, сопротивления.
Евгения Кикодзе. "Набор Цветов" и "Зеленая Комната"
 

 Библиография 
 
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO