Произведения:      Нажмите здесь   
  Абалакова Hаталья Борисовна 

 Биографические данные 
 
1941 родилась в Гоpьком
1961 окончила Московский Государственный педагогический институт им. В. И. Ленина (филологический факультет)
с 1979 пpоект “Исследование существа Искусства пpименительно к жизни и искусству” (совместно с А. Жигаловым);
с 1983 - ТОТАРТ
с 1981 одна из создателей МАНИ (Московского архива нового искусства)
с 1982 одна из организаторов и участников всех акций движения АПТАРТ
с 1985 член клуба молодых художников Венгрии
с 1987 член Клуба Авангардистов
 

 В каких собраниях работы 
 
Коллекция современного искусства Государственного музея-заповедника Царицыно, Москва
Национальный музей, Прага, Чехия.
Центр культуры, Брно, Чехия.
Галерея "ASPEX", Портсмут, Англия.
Музей города Портсмута, Англия
Коллекция А. Бабулевича. Москва
Kolodzei Art Foundation, США
Л.Талочкин, Москва
М.Милиус, Тарту, Эстония
П.Новицкий, Варшава, Польша
Галерея Костаки, Афины, Греция
Young Artist’s House, Будапешт, Венгрия. МAILART
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
1989 “Hаталья Абалакова и Анатолий Жигалов. Работы 1961-89 гг”. Галеpея “Тpетий глаз”, Глазго, Великобритания
1990 “ТОТАРТ. Н. Абалакова и А. Жигалов. 1960-90”. “Кашиpка”, Москва
1991 “Путешествие на край Д. (Новые работы 1990-91)”. “Каширка”, Москва
“Наталья Абалакова и Анатолий Жигалов. 1960-91”. Манеж, Санкт-Петербург
“Н. Абалакова и А. Жигалов. Графика”. Брно, Чехословакия
1993 “Неисследимое оставляет свой след в непредсказуемых последствиях”. L Галерея, Москва
“Ave, Eva” (Ева Жигалова). “Лаборатория “Анатомия искусства. Графика и проекты 1989-93”. Галерея “Велта”, Москва
1994 “21 палец”. Галерея “21”, Санкт-Петербург
1995 “Северный ветер” (перформанс-инсталляция). Галерея “21”, Санкт-Петербург
“Nord Wind” (перформанс-инсталляция). Kunstraum, Вупперталь, Германия
1996 "Место художника". Галерея 21, Санкт-Петербург
"Сад улыбок". Галерея "Spider & Mouse", Москва
1997 "Потерпеть немного – и все будет хорошо". Галерея 21, Санкт-Петербург; Галерея "Spider & Mouse", Москва "Северный ветер". TV Галерея, Москва
1998 "Терпение", часть III (совместно с А.Жигаловым). Галерея "Spider & Mouse", Москва
1999 - “21 палец из жизни художников”. Галерея “S&M”. Москва
1999 "МАЯТНИК ФУКО" (совместно с А.Жигаловым, С.Никокошевым и группой "Запасный выход"). Галерея "Spider & Mouse", Москва

ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ
1974 Выставка гpафики. Библиотека им.Коpоленко, Москва
Выставка произведений из коллекции А.Глезера. Квартира А.Глезера, Москва
1975 “Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке”. Москва
“Выставка произведений московских художников”. ВДНХ, павильон “Дом культуры”, Москва
1976 “Exposition au Musee en Exil”(А.Жигалов (коллекция А.Глезера)). Монжеpон, Фpанция
Пеpвая выставка секции изобpазительного искусства пpи Гоpкоме гpафиков. (А.Жигалов) М.Гpузинская, 28, Москва
Выставка на квартире В.Николаева (А.Данилов, А.Жигалов, В.Николаев), Москва
1977 “La nuova arte Sovietica”. (А.Жигалов) La Biennale di Venezia, Венеция, Италия
1977-80 Ежегодные весенние и осенние выставки. М. Грузинская, 28, Москва
1978 “Rassegna sul dissenso culturale nell`Est europio”. (А.Жигалов)Scuola Art e Mestiert, Aula Magna Scuola cantonale di Commercio, Aula Magna Municipio, Sala Patriziale, Bellinzona, Швейцария
1979 “Цвет, пространство, форма” (А.Жигалов). М. Грузинская, 28, Москва
1980 Выставка-просмотр произведений неофициальных художников. Выставочный зал МОСХ на ул.Вавилова, Москва
“La Lumiere”. Фестиваль искусств. Авиньон, Франция
“Le Temps qui court”. Франция
1981 Выставка живописи. М.Грузинская, 28, Москва
1981-82 “Russian New Wave”. Contemporary Russian Art Center of America. Soho, International Art Center, Нью-Йорк, США
1982 Пеpвая выставка АПТАРТ. Галерея АПТАРТ, Москва
1982-84 “Russian Samizdat Art”. Нью-Йорк, Рочестер, Вестчестер, Вашингтон, Ричмонд, Сиэтл, Питтсбург, Лос-Анджелес, США; Ванкувер, Канада
1983 “Russian women artists: 1930-82” (Н.Абалакова). Contemporary Russian Art Center, Нью-Йорк, США
“АПТАРТ в натуpе”. Калистово, Московская обл.
“Победа над солнцем”. Галерея АПТАРТ, Москва
“АПТАРТ за забоpом”. Таpасовка, Московская обл.
“Come Yesterday and You’ll Be First”. City without Walls: an urban artists collective Inc. Contemporary Russian Art Center of America. Ньюарк, Нью-Джерси, Нью-Йорк, США
1984 “APTART in Tribeca”. Contemporary Russian Art Center of America, Нью-Йорк, США
“Le Vivant et l’Artificiel”. Авиньон, Фpанция
1985 Фестиваль современного искусства. Клуб АЗЛК, Москва
Первый фестиваль подпольного кино. Мастерская С. Сохранской, Москва
“International Experimental Art”. Клуб молодых художников. Будапешт, Венгpия
“Russian Art Show”. Danceteria, Нью-Йорк, США
“APTART”. Washington Project for the Arts, Вашингтон, США
Выставка советских художников. Галеpея “City Without Walls”. Hью-Йоpк, США
Однодневная выставка графики. ЦДХ, Москва
Многочисленные выставки и проекты мэйл-арта в Европе и Америке
Выставка-диспут концептуалистов и метаметафористов. ЦДРИ, Москва
1986 "Arts of Today". International Exhibition. Hotel Hilton, Будапешт, Венгрия
Однодневная выставка "Лабоpатоpия" (в pамках XVII молодежной выставки). Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
"Обнаженная натура в современном искусстве" (выставка-симпозиум). Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
Лекция и демонстрация творчества Н.Абалаковой и А.Жигалова. Дом поэтов, Ленинград
Акция "Искусство против коммерции". Битцевский парк, Москва
"Примитивное искусство" (выставка-симпозиум). Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
1987 Выставка неофициального искусства. Павильон в Гавани, Ленинград "Объект-1". М.Гpузинская, 28, Москва
"Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987". л/о "Эрмитаж", Профсоюзная ул., д. 100, Москва
"InterArt". Познань, Польша
"Art of Today". 2nd International Exhibition. Budapest Galeria, Будапешт, Венгрия
1987-88 "В Аду" (выставка-акция). Клуб Авангаpдистов, Москва
1988 Выставки мэйл-аpта в Польше, Нидерландах, США, Геpмании, Швейцаpии
"Лабиpинт". Двоpец молодежи, Москва
"Геометрия в искусстве". "Каширка", Москва
Фестиваль перформансов. Познань, Польша
1989 "Доpогое искусство". Двоpец молодежи, Москва
1991 "3-rd Art of Today". Будапешт, Венгрия
"Der Weg". Берген, Германия
1992 Выставка группы "Молот". Манеж, Москва
"Диаспора". ЦДХ, Москва
"Диаспора 2". ЦДХ, Москва
"Художник и книга". Пересветов пер., Москва
"The Gate". Европейский проект. Галерея "Art Space". Портсмут, Великобритания
"В здоровом теле - здоровый дух". Фестиваль современного искусства. Смоленск
1993 "777 Distance Communication". Aspex Gallery, Портсмут, Великобритания; Kunstnernes Hus, Архус, Дания; Storm Gallery, Амстердам, Нидерланды; Galeria Nova, Братислава, Словакия; Reykjavik Art Museum, Рейкьявик, Исландия; Галерея М. Гельмана, Москва
1994 "Бредущие сквозь тьму в полуночи". Фестиваль видеоарта. Петровский бульвар; Киноцентр, Москва
"Майская выставка". Кузнецкий мост, 20, Москва
"Прыжок в пустоту: Художник вместо произведения". Европейский и американский авангард 1910-90. ЦДХ, Москва
"Интерграфика". Триеннале графики. Краков, Польша
Cetinjski Biennale II. Цетине, Черногория
1995 "Художник и новые технологии" (семинар). Переславль-Залесский
Триеннале графики. Токио, Япония
"Inter-Kontakt-Grafika". Прага, Чехия; Краков, Польша
"Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995". Коллекция современного искусства Музея-заповедника "Царицыно". Wilhelm-Hack Museum, Людвигсхафен-на-Рейне; Documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau Museum, Альтенбург, Германия
"Дух и почва-2". "Каширка", Москва
1996 "Cite International des Arts", Париж, Франция (А.Жигалов)
Месяц фотографии в Москве. ИСИ, Москва
"10 лет Клубу Авангардистов". Пересветов пер., Москва (каталог)
1997 "Кредо". Российский Фонд культуры, Москва
"Метаморфозы тихой жизни и мертвой природы". Российский Фонд культуры, Москва
"Вербальный ряд в русском искусстве постмодернизма". Российский культурный центр в Будапеште, Венгрия
Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ, Москва
"О современном искусстве". Галерея "Лаис", Москва
"Реконструкция Проекта художника А.Благова" (автор М.перчихина, куратор Н.Палажченко). Галерея "Spider & Mouse", Москва
Фестиваль искусств "КУКАРТ". Царское село
"Биография в письмах". Российский культурный центр, Будапешт, Венгрия
"It`s a better world". Музей "Сецессион", Вена, Австрия; Art Forum Gallery, Мерано, Италия
"Мир этих глаз – 2". Чувашский Государственный художественный музей, Чебоксары
Россия реальная и воображаемая". Российский культурный центр, Будапешт, Венгрия
1998 Международня художественная ярмарка АРТ-МОСКВА, галерея "Spider & Mouse". Малый Манеж, Москва
 

 Автор о себе 
 
ТОТАРТ есть подлинно национальное и интернациональное искусство.
ТОТАРТ - это "тотальное присутствие" в "тотальной ситуации". В условиях этого "тотального присутствия", от которого невозможно уклониться, происходит встреча зрителя с "объектом" или "действием", перед которым или во время которого он оказывается вовлеченным в ситуацию выбора.
Художник ТОТАРТ"а не играет открывшимися ему конструкциями идеологического языка и реалиями социальной жизни, соблюдая дистанцию между собой и ими, но входит в них и погружается в питающие их глубинные воды коллективного бессознательного, обнаруживая здесь исконные корни и связи и давая им истинное имя.
В Проекте "Исследования существа искусства применительно к жизни и искусству" (ТОТАРТ) немало внимания уделяется дальнейшим возможностям развития конструктивных элементов в живописи, реальном пространстве, слове и т.д. как принципу формообразующему и социокультурному (знак). Проект связан с русским конструктивизмом, его утопией, однако негативный исторический опыт приводит к антиутопии, к развенчанию технологического пафоса конструктивизма.
"Знаки авангарда" вводятся в экспрессивное пространство картины и сочетаются с фигуративными элементами нарочито "внешне", подчеркивая амбивалентность и амбивалентное к ним отношение, что как бы указывает не на "преемственность", а на "разрыв", но разрыв в "однородной" целостной социокультурной ткани. Экспрессия несет функцию "отношения" и реального времени, а геометрический ("присвоенный") знак - некой культурной координаты, релятивизируемой этим отношением.
 

 Критика 
 
... колесо - тоже своего рода архетип, часто встречающийся в картинах...
Колесо - предел полисемии. Оно социально окрашено как "красное колесо", оно же нанизывает на себя "культурархеологию" - следы сакральных тем: колесо Будды; колесо небесных колесниц; ... колесо сродни солнечным знакам, наряду со стрелами, отсылающими к протоарийской архетипике; и колесо авангардистского предания - велосипедное колесо Дюшана, раскрутившее виток "редимейдного жанра", чтобы, уведя далеко за пределы картины, вернуться колесом же, закатиться на круги своя волей "тотартистов", кочевая колесница которых по прихоти истории оказалась на обживаемой, как новооткрываемая земля, поверхности возрожденной из забвения живописи. Круг возвращения замыкается, впечатывая в эпицентр письма метку-идеограмму-печать колеса, штамп "тот-архива".
Центробежные силы интертекстов культуры стянуты герменевтическим кругом диалога-понимания-истолкования. Расходящееся сходится, будучи вовлеченным в цикличный ритм круговращения, игра различий нанизана на обод колес, через просветы которых сквозят ветры Запада и Востока одновременно. А это тоже мистика Востока? - колесование ментальности психоделическими "колесами" чтобы "въехать" в пустотный центр. Головокружительное вращение, где совпадают исток и исход. Но эта восточная зацикленность дополнена линейным разбегом, способностью "стрелять из лука" и завоевывать жизненные пространства. Это динамика европейской воли, в неустанной охоте к перемене мест и "переоценке ценностей" устремляющая колесницы в поисках новизны и неведомого.
С.Кусков. Из статьи “"Тотарт" сегодня, или Путешествие на край живописи”. - "Творчество", 1990, №11

* * *

...Примечательно, однако, что "домашний" перформанс не обретал адекватной раскованности и домашности интонаций: напротив квартирные акции создавали пространства напряженные, часто агрессивные и дискомфортные...
... На полу белый бумажный шар, вверху - мощный источник света, в углу сидящий человек с газетой - вот тот внешний антураж, который видели зрители перформанса "Черный куб" (ТОТАРТ, 1980), заходя по очереди во внутреннее пространство черного куба из светонепроницаемой бумаги. Предметное оформление откровенно неиндивидуализированного характера, не требующего долгого разглядывания, вживания, могло быть воспринято только как открыто инородное в пространстве частной квартиры. Человек в черном кубе заворачивал шар в газету, поджигал ее и выходил наружу, герметизируя куб. Газета сгорала в пустом, невидимом зрителям пространстве. В полной темноте куб вскрывали, дым вырывался наружу. Светонепроницаемая оболочка разрушалась и сжигалась в поле. По отношению к внешнему для перформанса частному пространству эти деструктивные действия обретали, однако значения восстановительных. Действие квартирного перформанса строилось, обычно, без учета частного контекста своего существования. Оно аппелировало к масштабам, превосходящим меру доступного отдельному человеку, отсылало к социальной или культурной мифологии, к коллективному, всеобщему и т.д. Тем самым оно как будто указывало на отсутствие в культуре пространств, в которых могли бы иметь значения - именно как факт культуры - события и действия, соразмерные отдельному или, как еще говорят, частному человеку. Пространств, построенных по уникальным меркам...
Е.Бобринская. Из статьи "Восстановленный интервал". - "Искусство", 1989, №10
 

 Библиография 
 
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO