-
- Родился 28 июня 1924 г. в Екатеринославе (с 1926 г. - Днепропетровск). Умер 26 июня 1986 г. в Москве. Участник и инвалид Великой Отечественной войны. В 1945 г. поступил в МВХПУ (Московское высшее художественно-промышленное училище, б.Строгановское, факультет монументальной скульптуры), которое закончил в 1953 г. Учителя - Г.И. Мотовилов и С.Л. Рабинович. Член МОСХ СССР (с 1957 г.). С 1988 г. в Москве существует Государственный Музей Вадима Сидура (с 1995 г. - Московский государственный музей Вадима Сидура).
Работал в скульптуре, живописи, графике, литературе (поэзия и проза), кинематографии. Для раннего периода творчества (нач.-середина 50-х гг.) наиболее характерна выполненная в реалистической манере керамическая жанровая скульптура. Отдельно стоят выполненные в камне "Головы слепых", "Портрет скульптора Эрнста Неизвестного" и др. В конце 50-х гг., с появлением таких скульптурных работ как "Самовоспроизводящаяся машина", цикл "Джаз", "Семья горшков" и др., В.Сидур начинает самостоятельно вырабатывать свой собственный формальный язык ("Художник должен говорить на языке своего времени" \В.Сидур\).
С конца 60-х гг. начинают появляться первые публикации о творчестве В.Сидура на Западе, сначала в Чехословакии, затем в ФРГ и других странах. Многочисленные персональные выставки, установленные скульптуры, публикации в средствах массовой информации приносят В.Сидуру прижизненную мировую известность. В Советском Союзе с конца 50-х годов работы В.Сидура не выставляются (исключение - однодневная выставка в Доме писателя в 1968 г.), а его имя появляется лишь разгромных публикациях (см. Юрченко И. - Миша Скамейкин из Лондона). В 1974 г. В.Сидура исключают из рядов КПСС. Лишь после смерти художника, совпавшей с началом перестройки, к нему пришла известность и на родине: Создан Музей Вадима Сидура, творческое наследие художника публично признано "национальным достоянием России".
Михаил Сидур
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
- Разработка собственного стиля привела к созданию в 60-е гг. серии "Памятники", почти все из которой были установлены в монументальном размере на Западе и в России. Эти работы, а также скульптуры из примыкающей к ним большой серии того же периода "Инвалиды", при всем их внешнем предельном лаконизме, явном стремлении художника довести скульптурную форму до знака, символа или формулы (напр., работа "Формула скорби") содержат огромный внутренний эмоциональный заряд, доходящий почти до взрыва. Характерно, что становление художника и выработка им своего собственного языка в искусстве проходили в обстановке борьбы с "формализмом" при полном отсутствии информации о современном западном искусстве и искусстве русского авангарда начала ХХ века. Жизнь за "железным занавесом" в условиях полной изоляции от мирового художественного процесса ("Sculptor in Vacuum" - M.Scammell, "Observer") "заставила меня самостоятельно совершить многие формальные открытия в искусстве, которые, таким образом, стали моими кровными, помогли мне сложиться как художнику и стать тем, что я есть" (В.Сидур). Истоками своего творчества художник считал классическое искусство: греческую архаику, древнеегипетское и ассиро-вавилонское искусство, русскую иконопись.
Размышления о судьбах человечества приводит В.Сидура к созданию собственной философии, одно из центральных мест в которой занимает художник - пророк, предупреждающий людей о возможных грядущих глобальных катастрофах. Одним из наиболее ярких воплощений этой философии в скульптуре стала серия "Гроб-Арт", которую В.Сидур считал началом нового направления в искусстве. Ей предшествовала созданная в то же время серия "Железные пророки".С ними перекликаются некоторые графические серии того же периода, в частности, "Мутации", "Олимпийские игры", "101" (первоначальное название - "101 гравюра на вечные темы"). В 1974 г. В.Сидур начинает работу над большим художественно-философским произведением "Памятник современному состоянию" (первая часть опубликована в журнале "Знамя"), жанр которого он сам определил как "миф". В том же году подпольно снимает художественно-документальный фильм под тем же названием. В 70-80-е гг. он продолжает работу над ранее начатыми скульптурными сериями "Мужчина и женщина", "Материнство", создает новые серии "Неосалон", "Мой гарем", "Женское начало". С ними перекликаются очень нежные и эротичные графические и живописные работы из серий "Мужчина и женщина", "Сусанна и старцы", композиция "Райская жизнь в коридоре" и др. В 80-е гг., незадолго до смерти, В.Сидур создает несколько поэтических циклов, объединенных в сборник "Самая счастливая осень".
Михаил Сидур
-
-
-
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO