-
- 30 сентября 1933 родился в Днепропетровске в семье слесаря.
В детские годы жил с матерью в эвакуации на Северном Кавказе.
В 1943 поступил в школу при ленинградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры.
В 1951—1957 гг. учился в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова.
Работал иллюстратором детских книг и журналов в издательстве «Детская литература».
В 1970ые годы - член объединения художников "Сретенский бульвар" (Москва).
Живет и работает в Нью-Йорке (Лонг-Айленд) с 1988 года.
С 1989 года работает в соавторстве со своей женой Эмилией Кабаковой.
-
-
- Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Музей актуального искусства ART4.RU, Москва.
Музей современного искусства, Нью Йорк.
Коллекция Колодзей русского и восточноевропейского искусства, Kolodzei Art Foundation, США.
-
-
- ИЗБРАННЫЕ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ
2009 – «Илья и Эмиоия Кабаковы. Альтернативная история искусств», центр современной культуры Гараж, Москва, Россия.
2008 – «Under the Snow» («Под снегом»), Sara Hildén Art Museum, Тампере, Финляндия.
2007 – «Orbis Pictus», Hiroshima City Museum of Contemporary Art, Хиросима; Museum of Modern Art, Хаяма, Япония.
2007 – «Unter dem Schnee», Museum am Ostwall, Дортмунд, Германия.
2006 – «Rooms No 2 & 3» («Комнаты № 2 и 3»), Kewenig Galerie, Кельн, Германия.
2006 – «Paintings» («Рисунки»), Sean Kelly Gallery, Нью-Йорк, США.
2006 – «The Thaw» («Оттепель»). Deweer Art Gallery, Отегем, Бельгия.
2005 – «The Utopia City and Other Projects» («Город утопии и другие проекты»), Kunsthaus Zug, Швейцария.
2005 – «Morning, Evеning, Night» («Утро, вечер, ночь»), Nicolaj Art Center, Копенгаген, Дания.
2005 – «The House of Dreams» («Дом мечианий»), Serpentine Gallery, Лондон, Англия.
2004 – «The Empty Museum» («Пустой музей»), The Sculpture Centre, Лонг Айленд, Нью-Йорк, США.
2004 – «20 Ways to Get an Apple, Listening to the Music of Mozart» («20 способов достать яблоко, слушая музыку Моцарта»), Sean Kelly Gallery, Нью-Йорк, США.
2004 – «Verbal Photography: Ilya Kabakov and Boris Mikhailov» («Вербальная фотография: Илья Кабаков и Борис Михайлов»), Museu Serralves, Порто, Португалия.
2004 – «Incident in the Museun and Other Installations by Ilya and Emilia Kabakov» («Инцидент в музее и другие инсталляции Ильи и Эмили Кабаковых»), Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.
2004 – «The Teacher and the Student. Charles Rosental – Ilya Kabakov» («Учитель и ученик. Шарль Розенталь – Илья Кбаков»), Cleveland Museum of Contemporary Art, Кливленд, США.
2004 – «The Utopia World by Ilya and Emilia Kabakov» («Мир утопии. Илья и Эмилия Кабаковы»), Kunsthalle Bielefeld, Билефельд, Германия.
2004 – «Imaginary Biographies» («Вымышленные биографии»), Centro de Arte Moderno Jose de Azeredo Perdigao, Лиссабон, Португалия.
2003 – «Ilya and Emilia Kabakov, Centr of Cosmic Energie» («Илья и Эмилия Кабаквы, Центр космической энергии»), Clara Maria Sels Gellerie, Дюссельдорф, Германия.
2003 – «Where is Our Place?» («Где наше место?»), 50 Веницианское биеннале, Италия.
2003 – «Десять персонажей», Государственная Третьяковская галерея на Крымском валу, Москва, Россия.
2002 – «Ilya Kabakov, Universalsystem zur Darstellung von Allem», Kunsthalle Goppingen, Германия.
2002 – «Ausgestellt/Vorgestellt VI », Skulpturenmuseum Glaskasten Marl, Германия.
2002 – «Thre Toilet in the Corner» («Туалет в углу»), Sprovieri Galleri, Лондон, Англия.
2001 – «Two Windоws» («Два окна»), Basel Art Fair, Базель, Швейцария.
2001 – «20 August, 1968» («20 августа, 1968»), Grazier Kunstverein, Граз, Австрия.
2001 – «The Tennis Game II» («Игра в теннис II»), диалог с Б. Гройсом, Galleria Continua, Сан-Джиминьяно, Италия.
2000 – «The Arriving Archive» («Прибывающий Архив»), Galerie der Stadt Backnang, Германия
2000 – «The Sick Child» («Больной ребенок»), Galerie Lia Rumma, Неаполь, Италия.
1999 – «Ilya and Emilia Kabakov, The Monument to the Lost Civilization» («Илья и Эмилия Кабаковы, Монумент потерянной цивилизации»), Cantieri della Zisa, Палермо, Италия.
1999 – «The Life and Creativity of Charles Rosental» («Жизнь и творчество Шарля Розенталя», Art Tower Mito, Мито, Япония.
1999 – «Corridor of Two Banalities» («Коридор двух банальностей»), List Art Centre, Провиденс, США.
1999 – «They are Looking Down» («Смотрящие вниз»), постоянная инсталляция, Нагоя, Япония.
1998 – «The Meeting» («Встреча»), Deweer Art Gallery, Отегем, Бельгия.
1998 – «The Place of Projects» («Место проектов»), The Roadhouse, Лондон, Англия.
1998 – «The Collector» («Коллекционер»), Thaddaeus Ropac Gallerie, Зальцбург, Австрия.
1998 – «16 Installations», («16 инсталляций»), Muhka Museum, Антверп, Бельгия.
1998 – «The Healing with Memories» («Исцеление воспоминаниями»), Museum fur Gegenwartskunst, Берлин, Германия.
1998 – «My Grandfather’s Shed» («Сарай моего дедушки»), Monchehaus, Museum fur Modernkunst, Германия.
1998 - «The Children’s Hospital» («Детская больница»), The Irish Museum of Modern Art, Дублин, Ирландия.
1998 – «Илья Кабаков в Москве», выставка и симпозиум организованные А. Ерофеевым, Москва, Россия.
1997 – «20 Ways to Get an Apple, Listening to the Music of Mozart» («20 способов достать яблоко, слушая музыку Моцарта»), Moderna Galereia, Любляна, Словения.
1997 – «The Fallen Chandelier» («Упавший Канделябр»), постоянная инсталляция, Hochhaus zur Palme, Цюрих, Швейцария.
1997 – «The Life of Flies» («Из жизни мух»), Barbara Gladstone Gallery, Нью-Йорк, США.
1997 - «Monument to the Lost Glove» («Монумент потерянной перчатке»), Public Art Fund, Нью-Йорк, США.
1997 – «The Artist’s Library» («Библиотека художника»), Satani Gallery, Токио, Япония.
1997 – «The Reading Room» («Читальный зал»), Guild Hall Museum, Ист Хэмптон, США.
1997 – «The Hospital: Five Confessions» («Госпиталь: пять признаний»), Cap Street Prоject, Сан-Франциско, США.
1996 – «Ilya Kabakov. Storytaller» («Илья Кабаков. Рассказчик»), инсталляции «The Boat of My Life» («Лодка моей жизни»), «Targets» («Цели»), «Unrealized projects» («Нереализованные проекты»), Копенгаген, Дания.
1996 – «Music on the Water», совместно с В. Тарасовым, постоянная инсталляция, Landeskulpturmuseum, Киль, Германия.
1996 – «Der lesesaal»(«Читальный зал»), ретроспектива, Deichtorhallen, Гамбург, Германия.
1996 – «Op het Dak» («На крыше»), Palais des Beaux-Arts, Брюссель, Бельгия.
1996 – «The healing with paintig», («Исцеление живописью»), постоянная экспозиция, Кунстхалле Гамбург, Германия.
1995 – "Без воды", постоянная экспозиция, Австрийский музей прикладных искусств (Austrian Museum of Applied Art), Вена, Австрия.
1995 - "Кабаков: Море голосов", постоянная экспозиция, Kunstmuseum Basel, Швейцария.
1995 - "Школьная библиотека", Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия.
1995 - "Change of Scene VIII", Museum for Moderne Kunst, Франкфурт, Германия.
1995 - "Crest Ici que Nous Vivons", Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
1995 - "The Man Who Flew into Space from His Apartment", Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.
1995 - "Человек, который никогда ничего не выбрасывал", постоянная экспозиция, Национальный музей современного искусства, Осло, Норвегия.
1994 – "Kabakov: Операционная (Мать и Сын)", Национальный музей современного искусства, Осло, Норвегия.
1994 - "Река золотого андеграунда, Лодка моей жизни, Альбом моей матери", Centre National DrArt Contemporain, Гренобль, Франция.
1993 – "Московский концептуальный цикл", Kunsthalle, Гамбург, Германия.
1993 - "Случай в музее или музыка воды", муз. Владимира Тарасова, Музей современного искусства, Чикаго, США.
1993 - "Красный павильон", музыка Владимира Тарасова, Венецианское Биенналле, Италия.
1993 - "Большой архив", Stedelijk Museum, Амстердам, Голландия.
1992 – "Нерукотворная живопись", Ludwig Museum, Кельн, Германия.
1992 - "Иллюсирация как способ выживания", выставка памяти Юло Соостера, Koninklijke Academie voor Schone Kunsten, Бельгия.
1992 - "Жизнь в полете", Kolnicher Kunstverein, Кельн, Германия.
1991 – "Три выставки десяти харктеров", The Power Plant, Торонто, Канада.
1991 - "Корабль", Neue Galerie музея Людвига, Аахен, Германия.
1991 - "Семь выставок одной картины", Kasseler Kunstverein, Кассель, Германия.
1989 – "Белизна покрывает собой все", De Appel, Амстердам, Голландия.
1989 - "Коммунальная квартира – Корабль", Kunsthalle, Цюрих, Швейцария.
1989 - "Новостройка (Бесталанный художник и другие образы – инсталляция)", совместно с Е. Булатовым, Институт современного искусства, Лондон, Англия.
1988 – "Перед ужином", Kunstverein, Грац, Австрия; совместно с Е. Булатовым, Kunstverein, Бонн, Германия.
1987 – "60-е – 70-е" совместно с И. Чуйковым, Музей современного искусства, Базель, Швейцария.
-
-
- «У меня всё последнее время было безумное желание отразить всю жизнь нашего советского общества, не пропустить ни одной бумажки, потому, что была надежда, что нас всех возродят скопом»
…Когда я учился в художественной школе-интернате, это были такие «Очерки бурсы», униформа, принуждение и страдание, но у нас было свое честолюбие — вечером мы сами открывали те же классы и пламенно рисовали. Была такая идея — вопреки дисциплине мы будем следовать нашим высшим художественным побуждениям. И в той же школе постепенно возник круг самообраза … это величайшее достижение советской власти. Экзальтированные молодые люди стали получать образование помимо штатного государственного. Один занимался театром, другой музыкой, водил нас в консерваторию, третий был философ — у каждого была своя культурная тема. И у всего этого был такой культурный накал — построенный, конечно, на том, что мы ненавидели этот мир, не хотели в нем жить и предпочитали считать, что он не существует. Вообще создание таких вот «культурных пузырей» было заложено в советской действительности. Жизнь омерзительна, в ней надо выживать, пакостный климат, и самое главное — жизнь состоит из неслыханной скуки, и прорыв — только в область экзальтаций, фантазий, то есть культуры, куда входит, конечно, литература и философия. Нормами жизни этих маленьких детских пузырей были исключительно формы книжно-культурного потребления. Это та база, на основе которой все развивалось.
Потом … повезло еще больше — я попал в неофициальный художественный мир, который представляет собой, конечно, ту же форму, только в виде более расширенной вселенной. Это производство искусства, безразличное ко всякому потреблению, к денежным сатисфакциям, к пониманию чужих людей — такая Касталия. Это была отнюдь не антисоветская, но антижитейская общность. И там тоже процветал тот же идеалистический импульс — производство продукта, который интересен только друг другу. И никому больше.
И, наконец, третий этап. В этом неофициальном кругу у нас у всех была мысль о том, что существует некая райская действительность за границами этого местного локуса. Самое потрясающее, что это полностью подтвердилось. С выездом за границу в 1987 году я застал последние десять лет этого идеалистического художественного мира на Западе.
Из интервью для портала Openspace
-
-
- Если рассматривать современное искусство, как линейку, то Малевич стал бы точкой отсчёта «0». А Кабаков – единица. Он номер один, во всяком случае, из тех немногих, кого, затаив дыхание, рассматривают в галереях и музеях всего мира.
Кабаков совершил прорыв. Собрав воедино весь советский хлам, он лепит из него собственную модель вселенной, пишет свои законы и правила. В Кабаковских инсталляциях совок – микрокосмос причинно - следственных связей, по которым можно проследить историю целой эпохи. Термин «тотальная инсталляция» придуманный художником, означает такое произведение, которое нельзя рассмотреть со стороны - в него надо войти, обжиться в нем.
Илья Кабаков - лидер самого успешного направления советского искусства - концептуализм.
Кабаков (одновременно с Пивоваровым) придумал новый жанр – альбом – набор листов с рисунками и текстами.
Виктория Самсонова
Илья Иосифович Кабаков - самый известный российский художник второй половины ХХ века, без упоминания которого не обходится уже ни одна энциклопедия или история искусства завершившегося столетия. Для общемировой художественной сцены Кабаков важен, прежде всего, как создатель масштабных форм современного синтеза искусств - жанра "тотальной инсталляции", включающей не только живопись, объекты, но и архитектуру, театр, кино, музыку и даже самих зрителей, чьи эмоциональные реакции, смех, комментарии также становятся частью общего "спектакля". Обычная тема этих инсталляций - формы сознания и порожденные ими страхи, кошмары, безумные действия и бессмысленные проекты, которые возникают в авторитарном, бюрократизированном обществе "советского образца". Кабаков - это Оруэлл изобразительного искусства, художник"антиутопии". Российскому же зрителю Кабаков интересен не столько как исследователь "советской ментальности", сколько как аналитик человеческого сознания вообще, его устойчивых маний, фобий и фантазмов.
Именно этому и посвящена серия альбомов "Десять персонажей", которая была создана Кабаковым в 1970-75 годах. В каждом альбоме содержится история-притча одного персонажа, персонифицирующего некое навязчивое состояние, например, стремление к освобождению через полет или стремление в буквальном смысле "спрятаться" от проблем в шкафу, или стремление все обратить в глупую шутку и т.п. Альбомы демонстрируют умение автора доступно и увлекательно (языком детской иллюстрации) говорить о самых деликатных и трудных проблемах человеческого бытия, которые неумолимо возникают перед каждым отдельным сознанием. Собственно, альбомная техника и рассчитана на индивидуальное рассматривание очень ограниченным кругом близких людей. Ее использование в советское время было мотивировано невозможностью Кабакова и его друзей из "неофициального" лагеря живого искусства выставляться и апеллировать к широкому зрителю.
С концом советской власти и ее запретов Кабаков решил показать эти альбомы, на которых было воспитано и которое знало наизусть два поколения адептов "московского концептуализма", массовому зрителю, избрав для этого жанр инсталляции-лабиринта. "Зритель должен двигаться мимо рисунков в узком коридоре для того, чтобы остаться одному и сосредоточиться, и чтобы чувство коллектива оставило его хоть на время в покое", - писал Кабаков. То, что будет представлено в зале 38 ГТГ на Крымском валу - плод компромисса между пожеланиями автора и ограниченными пока возможностями музея. Лабиринт лишь намечен, на изготовление всех столов и рамочек не хватило денег, пожарные потребовали увеличить ширину коридоров… Известная российская ситуация. Тем не менее, Кабаков в ГТГ - исключительно важное событие и для музея, и для российской культуры в целом, которая в последнее десятилетие умудрилась совершенно проигнорировать творчество этого выдающегося мастера, которому в текущем году исполнилось семьдесят лет.
А. Ерофеев. О выставке «10 персонажей»
-
-
- B.Groys. Ilya Kabakov // Phaidon Press (September 30, 1998)
Boris Groys, Robert Storr, Renate Petzinger. Ilya Kabakov: Catalogue Raisonne Paintings 1957-2008 // Kerber (March 1, 2009)
B.Groys. Ilya Kabakov: The Man who Flew into Space from His Apartment // Afterall Books (May 26, 2006)
Isabel Siben. Ilya & Emila Emilia Kabakov: Installation & Theater // Prestel Publishing; illustrated edition (February 28, 2007)
Robert Storr. Ilya Kabakov: The Man Who Never Threw Anything Away // Harry N Abrams (April 1996)
Angela Vettese. Ilya Kabakov: Public Projects or The Spirit of A Place // Charta; illustrated edition (June 15, 2001)
Fernando Frances, Kurt Wettengl, Rod Mengham, Ritta Valorinta. Ilya & Emilia Kabakov: Under the Snow // Walther Konig (March 1, 2008)
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO