Произведения:      Нажмите здесь   
  Стеркина Элеонора Мироновна 

 Биографические данные 
 
Э.М. Стеркина родилась в Москве в 1939 году, училась в художественной школе №1, затем в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). После его окончания 13 лет работала на киностудии "Мосфильм" художником-декоратором и живописцем. Принимала участие в съёмках более 20 картин, много раз выезжала в киноэкспедиции. С 1978 член Союза Художников СССР, МОСХ - секция живописи. Работала в Комбинате живописного искусства, где написала около 50 картин по Госзаказу, для разных городов страны, выставлялась на различных выставках в СССР и за рубежом, ездила в дома творчества.Произведения Э. Стеркиной обазуют циклы: "Пушкин", "Пётр Великий", "Мосфильм за кадром", "Цирк", "Театр", "Музыка", "Спорт", "Русская провинция", а так же пейзажи, портреты, натюрморты. Работы Э. Стеркиной известны в нашей стране и за рубежом.
Интересы автора представляет: г-н Соловьёв Виктор Яковлевич, Арт-эксперт.
 

 В каких собраниях работы 
 
Работы находятся в Государственном Центральном театральном музее им. Бахрушина - портреты актеров театра на Таганке в ролях, в Собрании Дирекции выставок художественного Фонда СССР - картины, приобретенные с выставок и сделанные по договорам, Музее поэта Ф.И. Тютчева в г. Овстуге - портреты жены поэта Эрнестины Пфэффель и дочери Екатерины.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
1969 Выставка "50 лет советского цирка". Москва;
1970 Персональная выставка в театре на Таганке. Москва;
1975 IХ Молодежная выставка. Москва;
1979 Выставка "Спорт в искусстве". Москва;
1980 Зональная выставка московских художников. Москва;
1981 Весенняя выставка. Москва;
1983 Выставка "Спорт в искусстве". Москва;
1984 Выставка "Русский Север";
1985 Выставка "40 лет Великой Победы". Москва;
1985 Зональная выставка московских художников. Москва;
1987 Женщины - художники Москвы. Москва;
1989 Персональная выставка. Гагаринский выставочный зал. Москва;
1990 Зональная выставка московских художников. Москва;
1992 Выставка. Галерея Искусств "Дружба народов". Киль. ФРГ;
1992 Выставка. Галерея "Ирида". Париж;
1993 Персональная выставка. Солнцевский выставочный зал. Москва;
1994 Персональная выставка. Московская ассоциация "Мир через культуру". При ЮНЕСКО. Москва;
1998 Выставка "Спорт в искусстве". Москва;
2001 Весенний Салон. Москва;
2001 Москва-Петербург.

Участвовала в аукционе, проводимом на страницах журнала Российской Академии художеств "Юный художник": картины "Арлекин" и " Розы", №11-12 за 1993 г.
 

 Автор о себе 
 
Мне нравится запах масляных красок. Нравится, как пахнут лаки, растворители, льняной негрунтованный холст. Нравится провести рукой по грунтованному холсту, определяя его зернистость и готовность к работе.
Нравится загадка белых ненарисованных холстов. Почему они всегда разные? Ведь грунтуются одинаково? Однажды я догадалась: в них прорываются будущие картины. Почему я точно знаю: где будет верх, а где низ? Я предчувствую картину. Или: она рвется ко мне из небытия.
Но не всегда бывает это счастливое сочетание. Ах, как живопись прихотлива! Бывает, картина не получается, и бесполезно ее записывать новой работой. На этом холсте работать нельзя и надо с ним расстаться. А бывает так: все против, а пишется хорошо. В мастерской темно, палитра устала и все краски перепутались, однако - рука разошлась, красивые мазки так и ложатся сами собой.
Или наоборот - утро, прекрасный свет, свежая палитра, чистые кисти - а не пишется. Получается все хуже и хуже. Меняешь кисти - может быть в них дело? Иногда до двадцати кистей доходит. А все равно не получается. Потом все стираешь одним махом - всю дневную работу. И чувствуешь усталость и опустошение.
Зато какой восторг испытываешь, когда картина получается!
Первоначальный замысел приходит внезапно. Этот импульс, это легкое касание надо уловить, скорее запомнить, задержать в памяти. А как интересно потом делать эскизы, собирать материал, ходить по библиотекам, даже прокатиться в другой город!
Особенно это касается исторических картин, которыми я очень увлекалась.
Я часто задаю себе вопрос: живопись - это что для художника? Работа? Профессия? Или образ жизни?
Ведь мы постоянно в уме смешиваем краски, компануем фигуры и предметы, запоминаем лица, линии, цветовые пятна. Эта работа души не прекращается никогда...
Элеонора Стеркина, 2001.
 

 Критика 
 
Получив вполне профессиональное образование в советских учебных заведениях, Элеонора Стеркина удивительным образом сохранила искренность и чистоту совершенно детскую, что спасает даже такие ее безнадежные затей, как исторические композиции на избитые темы Петра I.
В ней нет официоза. Она тонко и благородно чувствует цвет. Ее "благовещение" - откровение, изоапокриф. А добротность - от хорошего знании культуры, которое дал ей большой опыт работы на "Мосфильме" и в театре на Таганке.
Независимый артэксперт Виктор Соловьев

Об одной из ранних персональных выставок Элеоноры Стеркиной написал рецензию известный искусствовед И. Ястребов. Он отметил "...тематическое и живописное многообразие представленных сорока работ, что свидетельствует о том, как широк диапазон интересов художницы" . И. Ястребов подчеркивает выразительность портретов А.С. Пушкина. Интересны, по его мнению, портреты режиссера Элема Климова, цирковой артистки П. Чернеги, пеэта и сценариста Юрия Арабова, художника Виталия Ковальчука. Образы простых людей - наших современников , представленных в цикле "Мосфильм за кадром" написаны вдумчиво и доброжелательно, "...творчество Э. Стеркиной", отмечает Ястребов, "характерно своей особой, острой манерой письма."
Газета "Московский художник", апрель 1990

В журнале "Юный Художник" Наталья Шубина представляет на "Аукцион" обзор творчества Элеоноры Стеркиной. "Работы Э. Стеркиной - пишет в заключение автор, ".. .отличаются оригинальностью трактовки тем и образов, своеобразием композиционных решений, насыщенностью колорита, а также удивительным лиризмом... когда смотришь на ее натюрморты с цветами, ощущаешь, как любит художница природу, как тонко она передает свои переживания... как стремится вселить веру в человека и дарит ему добро и любовь."
Журнал "Юный художник", № 11-12, 1993

Искусствовед Лев Дьяков подробно рассматривает два цикла работ Э. Стеркиной, посвященных истории и поэзии. Он пишет: "Большой удачей автора следует считать образ ПЕТРА I : живой, по-человечески убедительный, с его стремительным весело-яростным взглядом. Петровская тема находит продолжение в триптихе "Царь-плотник". Затем этот образ реализован в композиции "Указ Петра о русском флоте". Обращаясь к рассмотрению цикла, посвященного А.С. Пушкину Л. Дьяков особенно выделяет картину "Пушкин в Болдино". В этом произведении, считает он, тема поэтического вдохновения нашла адекватную художественную форму.
Газета "Московский художник", 23 июня 1994

Журнал "Спортивная Жизнь России» (№3 за 1996г.) напечатал очерк Виталия Меньшикова - "По Воле Посейдона". Он предпослан следующими словами: "Имя московской художницы Элеоноры Стеркиной знакомо широкому кругу спортсменов."Но.особый интерес вызывает ее последняя картина "Олимпионик Посейдона". Действительно, художница создала целый цикл произведений, посвященных спорту. Гонки на яхтах, яхтсмены - одна из самых любимых художницей тем. "Когда я побывала в Греции, на Родине Олимпиад, а потом увидела Неаполитанский залив - арену состязаний яхтсменов на Олимпиаде 1960г., то у меня выстроилась композиция будущей картины, посвященная главному персонажу - победителю в гонках класса "Дракон". Им оказался греческий яхтсмен и ... будущий Король Греции Константин". Художница создала на эту тему три картины, где Олимпионик (так называли в Древней Греции победителей) представлен в античном одеянии и в современном костюме в момент своего триумфа. Все три картины имели большой успех на выставке.
 

 Библиография 
 
1. Н.Шиллер (Публикация фрагмента дипломной работы и отзыв о Э.Стеркиной), Журнал "Декоративное искусство СССР", № 12, 1963;
2. К.Светлова, (обзор выставки живописи и графики в театре на Таганке), Газета "Советский фильм", окт. 1970, "Выставка нашего художника";
3. Г. Кустов "Театр в рисунках и живописи Э.Стеркиной.", Газета "Московский художник", дек. 1970;
4. И. Ястребов "О выставке, личности художника и мастерстве", Газета "Московский художник"., апр. 1990;
5. Н. Шубин Краткий обзор творчества Э.Стеркиной, Журнал "Юный Художник";
6. Л. Дьяков "На выставке "Фрагменты русской истории и культуры", Газета "Московский художник", июль 1994;
7. Л. Дьяков "Московские художники в Эгейском море", (о работах, созданных в путешествии по Греции), Газета "Московский художник", март 1995;
8. В. Меньшиков "По воле Посейдона", (О картине "Олимпионик посейдона". Победитель гонки на яхте класса "Дракон" - будущий Король Греции Крон - принц Константин), Журнал "Спортивная жизнь России", №93 1996;

Каталоги:
1.Каталог выставки в Доме Кино художников московских киностудий., Москва, 1975;
2. Каталог выставки МОСХа и Всероссийского общества охраны природы "Русский север", Москва, 1984;
3. Каталог выставки "Спорт в искусстве", Москва, 1983;
4. Каталог выставки произведений московских художников., Москва,1985;
5. Каталог выставки "40 лет Великой победы", Москва, 1985;
6. Каталог выставки "Женщины - художники Москвы", Москва, 1987.
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO