Гнездо, группа (М. Федоров-Рошаль, В. Скерсис, Г. Донской)
Биографические данные
Группа Гнездо была создана в 1975 году художниками Виктором Скерсисом, Михаилом Рошалем и Геннадием Донским.
Группа распалась в 1979 году.
Михаил Рошаль-Федеров
1956 родился в Москве
1979 окончил Московский Государственный полиграфический институт (специальность: художественное оформление печатной продукции)
1975-79 участник группы "Гнездо"
Виктор Скерсис
1956 родился в Москве
1975-79 участник группы "Гнездо"
Представитель аналитической ветви Московского концептуализма. Область исследований – Метаискусство.
Живет и работает в США более 20 лет.
Участник персональных и групповых выставок в Москве, Нью-Йорке, Кёльне, Париже и других городах.
В каких собраниях работы
Участие в выставках, аукционах
АКЦИИ И ПЕРФОРМАНСЫ:
1975 "Гнездо". ДК ВДНХ, Москва;
1976 "Оплодотворение земли". Москва;
1976 "Помощь советской власти в битве за урожай";
1976 "В защиту окружающей среды. Минута недышания". Москва;
1976 "Нефункциональные попытки: Попытка соединения берегов, Попытка взлета, Попытка увидеть себя", Москва;
1976 "Станем на метр ближе". Москва - Нью-Йорк;
1977 "К шестидесятилетию советской власти. Новое летосчисление". Москва;
1978 "Забег в сторону Иерусалима". Москва;
1978 "Получасовая попытка материализации Комара и Меламида" (в день открытия выставки В.Комара и А.Меламида в Нью-Йорке). Москва;
1978 "Продажа душ" (попытка создания первого беспошлинного торгового предприятия). Акция В.Комара и А.Меламида осуществлена в Москве при участии группы "Гнездо". Нью-Йорк - Москва;
1979 "Демонстрация". Москва.
ВЫСТАВКИ:
1981 - Возможности фотографии (группа «Гнездо») / Центр технической эстетики ВНИИТЭ, Москва;
2008 ретроспектива группы «Гнездо». Государственный центр современного искусства, Москва.
Автор о себе
Критика
Геннадий Донской, Михаил Рошаль и Виктор Скерсис были юными учениками молодых Комара и Меламида, которые только что придумали. Но если учителям (краду эту
мысль у Юрия Альберта) приходилось с довольно-таки бегемочьим усилием тащить себя из советского канона, из болота темной, масляной, натруженной к тому времени реалистической живописи, то Донской, Рошаль и Скерсис выпорхнули из этой тюрьмы мгновенно, даже не заметив ее. На нонконформистскую выставку, куда иные старшие товарищи тащили серьезные антисоветские опусы, они принесли «Пять выгоревших на солнце листков бумаги». Что-либо более нонконформистское мне трудно представить.
Они никому ничего не были должны и ни с кого не спрашивали по счету. Они фонтанировали идеями, которые были одна другой лучше, одна другой легче. «Московскими концептуалистами» принято считать Кабакова и его учеников, но, пожалуй, именно Донской, Рошаль и Скерсис, принадлежавшие к другой линии, были концептуалистами настоящими (а не московскими или романтическими) – художниками отношений, связей, намерений, свободными от веса вещей, веса исторических и литературных воспоминаний. Это наш ответ лучшим образцам американского поэтического перформанса 70-х – Вито Аккончи, который нашептывал одиноким прохожим постыдные тайны о себе самом, или Брюсу Науману, который подчеркнуто сознательно обходил площадь по кругу.
Екатерина Деготь
Библиография
Г. Чахал. Умо(з)рительный забег.//Время новостей. 19.02.2008