Произведения:      Нажмите здесь   
  Дидоренко Дмитрий 

 Биографические данные 
 
1988-1991 гг. - учёба в Харьковском художественно-промышленном институте на факультете «дизайн». Работал в технике акварели, тема - городской пейзаж. К 1990 г. около 700 работ - в частных коллекциях СНГ и 19 странах мира.
В июле 1991 г. в предместье г. Харькова во время проведения поисковой экспедиции и погребения незахороненных останков солдат, погибших во Второй мировой войне, произошла трагедия. При очистке территории от взрывоопасных предметов Дмитрий подорвался на немецкой мине и, получив тяжелые ранения, контузию, потерял зрение, но художник сохранил неизбывное стремление к самореализации.
«Самый длинный путь начинается с первого шага» - называлась первая графическая работа Дмитрия после потери зрения. На первой персональной выставке в Доме науки и техники (март 1992 г., г. Харьков) экспонировалось 12 работ, созданных после ранения.
Член молодежного объединения Харьковского отделения Союза художников Украины с 1993 г.
230 произведений создано после ранения.
Дмитрию присуждена премия им. А. Куинджи.
 

 В каких собраниях работы 
 
Произведения находятся в Художественном музее (г. Донецк), в частных коллекциях.

ПРЕСС-РЕЛИЗ
10 - 30 августа 1999г в Центральном Доме Художников на Крымском валу состоится первая персональная выставка в Москве художника Дмитрия Дидоренко, обладающего «необычным взглядом на мир»: вот уже почти 10 лет, будучи абсолютно слепым, он пишет картины, используя исключительно своё внутреннее зрение и до 500 разных оттенков цветов.
Девиз выставки: Вызов судьбе.
Из 250 картин, написанных им за это время, более 200 оказались в разных уголках мира - России, Украины, Германии, США, и др. Не каждому художнику удаются подобные творческие результаты за такой небольшой период времени.
Кто же такой ДМИТРИЙ ДИДОРЕНКО владеющий даром писать картины, будучи слепым?
Родился он в 1967г.на просторах 1\6 суши. В 1989г будущий художник поступает в Харьковский художественно-промышленный институт на факультет промышленного дизайна. Он не только учится, но и посвящает много времени творчеству – он увлечен городским пейзажем в технике акварели. Работы этого периода были наполнены добротой и светом. Он умел находить такие потаенные, нетронутые временем места родного города, использовать такие необычные ракурсы, что даже многие харьковчане по-новому смогли увидеть свой город и заново полюбить его.
Другим увлечением Дмитрия тех лет стало участие в поисковых экспедициях останков воинов, погибших в Великой Отечественной войне, увлечением, которое, вскоре так круто и трагически изменило его творческую судьбу.
Летом 1991г. Дмитрий принял участие в очередной поисковой экспедиции в местах былых боев, расположенных в 30 км от Харькова. Неожиданно прогремел взрыв - 78 осколков вытащили хирурги из тела Дмитрия Дидоренко, Он выжил, испытав клиническую смерть, но остался слепым.
Однако Дмитрию хватило сил продолжить творчество.
В начале 1992 года он пишет свою первую после потери зрения графическую работу, выполненную пером и тушью, которую называет «Самый длинный путь начинается с первого шага». Совершенно новая творческая личность, обладающая необычным стилем и творческой манерой, родилась в Дмитрии в тот момент. Этот путь продолжается и сейчас. За это время создано около 250 работ, написанных преимущественно гуашью. Эти работы представляют собой не просто увиденную и запечатленную на холсте реальность, как большинство акварелей до ранения, а являются картинами, дающими возможность зрителям узнать, почувствовать и полюбить огромный внутренний мир художника.
Проходит совсем немного времени, и он начинает участвовать в выставках. Состоялось несколько его персональных выставок. В конце 1995 года он стал лауреатом конкурса им. Архипа Куинджи, картина «Театр белого жеста» участвовала во Всемирном Фестивале Искусств в г.Осака(Япония), а графическая работа «Высоты»приобретена Донецким художественным музеем.
В марте в Москве впервые участвовал в Московском Международном Художественном Салоне –99 .
Диапазон тем художника настолько широк, что практически каждый, кто знакомится с его творчеством, находит, что-то близкое себе по духу.
Большинство его картин это не отдельные работы, а связанные общей темой, идеей или чувствами произведения, входящие в одну из графических серий.
Одной из таких серий является серия «Старинный романс» –это картины- рассказы о предках Дмитрия. Например, картина «Ветряк от прадеда», пронизанная любовью к делу, которому прадед Дмитрия посвятил свою жизнь.
Серия «Житель планеты ДИ» - картины, как говорит сам художник, вытащенные им из сна и перенесенные на холст. В них отражен загадочный мир снов, каким его воспринимает художник и которым он делится со зрителем.
Другая большая серия называется «Русская тема» - это картины раздумья о русских писателях: «Есенинская» - посвящена поэту: здесь отсутствует Есенин, но вся картина пронизана его духом. «Севастопольская» - по мотивам «Севастопольских рассказов» Льва Толстого, где мы видим отдыхающих солдат после тяжелого сражения, и возникает желание присесть рядом и послушать их рассказы. «Чеховская» посвящена Крымскому периоду жизни писателя.
И, наконец, серия, на которой хотелось бы остановиться особо - «Золотая Москва». Одна из работ этой серии «Открытые возможности», эта гимн ночной Москве, ее волшебной силе, красоте и очарованию ее крыш и куполов.
И ещё одна серия - «Желания», картины которой были написаны под впечатлением нахлынувших на художника желаний. К этой серии относится картина «Жаркая»: знойный летний пейзаж на берегу моря и парящий в воздухе арбуз, вызывающий желание оказаться рядом и съесть его.
« Дмитрий Дидоренко не только прекрасный колорист, –сказала, директор Харьковского художественного музея –искусствовед Валентина Мызгина, - но и художник, работающий в чрезвычайно необычной, сложной технике».
Действительно, в отличие от других художников у Дмитрия есть только ощущения и внутренний мир, которые, переплетаясь, создают причудливую реальность его полотен.
И главная неожиданность - почти каждую свою работу Дмитрий Дидоренко сопровождает литературной аннотацией-размышлением. Сила Изображения и Сила Слова, создают такой сплав, который глубоко врезается в сознание зрителя, расширяя восприятие его творчества, и можно долго стоять, не отрываясь от его картин. Они камерные, и лучше смотрятся дома, в небольших пространствах. К сожалению, эта возможность есть не у каждого.
«Лишь рука Твердого свалит тот дуб, который нужно. Только Мудрого глаз рассчитает окно, где свет его не оставит. А Щедрому Бог всегда даст, чем поделиться» - это выдержка из аннотации к картине Дмитрия Дидоренко «Старые традиции». У художника действительно есть, чем поделиться со зрителем. Это не только зрелые работы, не только тонкие наблюдения, но и внутренняя сила художника, которая помогает ему самому в его творчестве. Она помогает и всем тем, кто уже побывал на его выставках, видел его картины , и тем у кого встреча с художником и его работами впереди.
Кому больше нужна эта выставка - художнику или москвичам?
Ответ на этот вопрос мы узнаем на выставке в августе. Только узнают ли о выставке москвичи? Много ли найдется средств массовой информации, готовых на безвозмездной основе дать информацию об уникальном художнике, человеке Сильным Духом и выставке его картин, это покажет время.
Уже после ранения Дмитрий Дидоренко стал членом Профессионально-творческого союза художников и графиков России и Международной федерации художников при ЮНЕСКО, а ведь добиться признания профессионалов никогда не бывает легко.
Мы будем признательны и благодарны всем тем, кто захочет стать информационным спонсором данного проекта.
Оргкомитет поддержки людей Сильных Духом

 

 Участие в выставках, аукционах 
 
14 персональных выставок в художественных музеях городов Украины и в частных галереях (г. Бостон, г. Нью-Йорк,США, г. Осака, Япония). 24 групповые выставки-ярмарки.
 

 Автор о себе 
 
«Счастлив тот, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи и неумолимую судьбу».
Вергилий

Автор благодарит за финансовую поддержку: Ассоциацию «МЛМ-бизнес», президента Драгана Фратрича; АОО «Айс-Фили», генерального директора Анатолия Шаманова, а также за поддержку проекта Владимира Бородаенко.

 

 Критика 
 
Напечатано в специальном журнале для галерей и художников «Наш Изограф».
Магический реализм или другая реальность?
1995 год. В Донецке проходит конкурс им Архипа Куинджи. Жюри выбирает победителей, не зная, кто является автором работ: на каждой работе – только девиз художника. Каково же было их удивление, когда они узнали, что одним из лауреатов конкурса стал слепой художник – Дмитрий Дидоренко.
Кто же такой Дмитрий Дидоренко, художник, получивший дар писать картины, будучи слепым?
В 1989г будущий художник поступает учиться в Харьковский художественно-промышленный институт на факультет промышленного дизайна. Он не только учится, но и посвящает много времени творчеству – он увлечен городским пейзажем в технике акварели. Работы Дмитрия этого периода, а их он написал более 700,были посвящены Харькову. Писал он их легко и быстро, в них присутствовала необычайная легкость, воздушность, они были наполнены добротой и светом. Он умел находить такие потаенные, нетронутые временем места родного города, использовать такие необычные ракурсы, что даже многие харьковчане по-новому смогли увидеть свой город и заново влюбиться в него. «Он очень хорошо владеет цветом», - заметил тогда его педагог из института. Многие его работы того времени и сегодня украшают не только коллекции любителей живописи на территории бывшего Союза, но и интерьеры за рубежом.
Вторым увлечением Дмитрия стала работа в поисковых экспедициях воинов погибших в Великой Отечественной войне, увлечением, которое, в конце концов, так круто изменило его творческую судьбу. Как всегда, летом 1991г. Дмитрий принял участие в очередной поисковой экспедиции в местах былых боев, расположенных в 30 км от Харькова. Взрыв прогремел неожиданно - старая немецкая мина разорвалась почти у него в руках. 78 осколков вытащили хирурги из тела Дмитрия Дидоренко, 25 из них из лица. Он выжил, испытав клиническую смерть, нповреждение дна глазного яблока сделало его слепым.
Потерять зрение это трагедия для любого человека, ндля художника это трагедия, несоизмеримая ни с чем.
Но, если говорят, что на все воля Божья, то Дмитрию хватило собственной воли переиграть судьбу.
Уже вначале 1992 года он пишет свою первую, после потери зрения графическую работу, выполненную пером и тушью, которую называет «Самый длинный путь начинается с первого шага».
Этот путь продолжается и сейчас. За это время создано 230 работ, написанных преимущественно гуашью, прошло 15 персональных выставок, 25 совместных, принято участие в Московском Международном Художественном Салоне -99,получена медаль лауреата конкурса им. Архипа Куинджи, картина «Театр белого жеста» участвовала во Всемирном Фестивале Искусств в г. Осака, Япония, а графическая работа «Высоты», находится в Донецком художественном музее. Эти работы представляют собой не просто увиденную и запечатленную на холсте реальность, как большинство акварелей до ранения, а являются картинами, заставляющими зрителя узнать, почувствовать и полюбить огромный внутренний мир художника.
Большинство его картин это не отдельные работы, а связанные общей темой, идеей или чувствами произведения входящие в одну из графических серий. Одной из таких серий является серия «Желания», картины которой были написаны под впечатлением нахлынувших на художника желаний. К этой серии относится картина «Жаркая»: знойный летний пейзаж на берегу моря, а парящий в воздухе арбуз вызывает желание оказаться рядом и съесть его.
Серия «Старинный романс» –это картины- рассказы о предках Дмитрия. Например, картина «Ветряк от прадеда», пронизанная любовью к делу, которому прадед Дмитрия посвятил свою жизнь.
Серия «Житель планеты ДИ» - картины, как говорит сам художник, вытащенные им из сна и перенесенные на холст. В них отражен загадочный мир снов, каким его воспринимает художник и которым он делится со зрителем.
Другая большая серия называется «Русская тема» - это картины раздумья о русских писателях: «Есенинская» -посвящена поэту: здесь отсутствует Есенин, но вся картина пронизана его духом. «Севастопольская» - по мотивам «Севастопольских рассказов» Льва Толстого, где мы видим отдыхающих солдат после тяжелого боя, и возникает желание присесть рядом и послушать их рассказы. «Чеховская» посвящена Крымскому периоду жизни писателя.
И последняя серия, на которой хотелось бы остановиться - «Золотая Москва». Одна из работ этой серии «Открытые возможности», эта гимн ночной Москве, ее волшебной силе, красоте и очарованию ее крыш и куполов.
« Дмитрий Дидоренко не только прекрасный колорист, –сказала, директор Харьковского художественного музея –искусствовед Валентина Мызгина,- но и художник работающий в чрезвычайно необычной, сложной технике».
Действительно, в отличие от других художников у Дмитрия есть только ощущения и внутренний мир, которые, переплетаясь, создают причудливую реальность его полотен.
Можно ли его стиль назвать сюрреализмом, символизмом или реализмом? Наверное - нет. Создав свой собственный художественный мир, он, возможно, оказался наиболее близким к стилю магического реализма.
И главная неожиданность - почти каждую свою работу Дмитрий Дидоренко сопровождает литературной аннотацией-размышлением. Сила Изображения и Сила Слова, создают такой сплав, что это глубоко врезается в сознание зрителя, расширяя восприятие его творчества, и можно долго стоять, не отрываясь от его картин. Они камерные, и лучше смотрятся дома, в небольших пространствах. К сожалению, эта возможность есть не у каждого.
Но с 10 по 29 августа 1999 в ЦДХ на Крымском Валу состоится первая персональная выставка Дмитрия Дидоренко в Москве. Приходите! Встреча с человеком, Сильным Духом в наше сложное время и его картинами стоят того!
Людмила Мельвиль. кандидат искусствоведения. Так же о нём:  газета «Аргументы и Факты», №22, июнь 1999г. (стр.16) статья «Слепой сапер-художник»  газета «Трибуна», 28 апреля 1999г., статья «Слепой художник» (на последней странице).  журнал «Художественный Совет», май 1999г. рубрика «Мини-буклет художника».
 

 Библиография 
 
Нет данных
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO