Произведения:      Нажмите здесь   
  Альберт Юрий 

 Биографические данные 
 
Родился в Москве в 1959 году.
В 1974-1977 годах учился у Екатерины Арнольд.
1977-80 Учился в Московском Государственном педагогическом институте им. В. И. Ленина, художественно-графический факультет.
С 1983 член Горкома графиков
Член-основатель Клуба Авангардистов (КЛАВА), 1987.
Живет и работает в Москве и Кёльне.
 

 В каких собраниях работы 
 
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Министерство культуры Российской Федерации, Москва
Ludwig Forum fuer Internationale Kunst, Аахен, Германия.
Ludwig Museum, Будапешт.
Museum of Fine Arts, Будапешт.
The Zimmerly Art Museum, Rutgers University, New Jersey.
Museum of Contemporary Art, Хельсинки.
Duke Unversity Museum of Art, Durham, North Carolina.
Graphische Sammlung, Munich.
Stadtsparkasse, Кёльн.
Бахчисарайский музей, Бахчисарай, Украина.
Stella Art Foundation, Москва
 

 Участие в выставках, аукционах 
 

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

2008 Живопись, скульптура, графика. Stella Art Foundation, Москва
Рассказы об искусстве. Приволжский филиал ГЦСИ/ Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
2007 Выставка. Фонд "Эра", Москва
2004 Живопись. Галерея М.Гельмана, Москва
1999 Selbstportrait mit geschlossenen Augen. Haus der Niederlande, Мюнстер, Германия
1998 Зрители. Галерея «Пальто», Москва
1997 Le chef d`oevre inconnu. Hohenthal und Bergen Galerie, Мюнхен
1996 Автопортрет с закрытыми глазами. Центр современного искусства, Москва
1995 Mami, schau ein Kunstler! Galerie Hohenthal und Bergen, Кельн, Германия
1994 Искусство внутреннего пространства. Экспозиция I: Юрий Альберт , Владислав Ефимов. Галерея "1.0", Москва
1993 Тройное усердие (совместно с Андреем Филипповым Дмитрием Приговым). Выставочный зал на ул. Солянка, Москва
1992 Картины, собранные Ю.Альбертом. Галерея "1.0", Москва
Мама, смотри, художник. L-галерея, Москва
Как я стал художником (совместно с Дмитрием Гутовым), Центр современного искусства, Москва
1990 Yuri Albert. Galerie Krings-Ernst, Кельн, Германия
1989 Moscow Days. GHMP, Staromestska Radnice, Прага
1988 Fragments of the Moscow Underground (совместно c Вадимом Захаровым). Taidehalli, Хельсинки


ГРУППОВЫЕ ВЫСТАВКИ

2008
Русское Бедное. Проект Сергея Гордеева. Куратор - Марат Гельман. Речной Вокзал, Пермь
Будущее зависит от тебя. Новые правила. Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева, Владивосток; Красноярский музейный центр, Красноярск; Дальневосточный художественный музей, Хабаровск; Аэропорт "Толмачево", Новосибирск; Свердловский областной краеведческий музей, Екатеринбург; Самарский областной художественный музей, Самара; Краснодарский краевой художественный музей им. Коваленко, Краснодар; Калининградский филиал ГЦСИ, Калининград
Тотальное просвещение, Московский концептуализм 1960-1990, Ширн Кунстхалле, Франкфурт-на-Майне
Выставка номинантов "Премии Кандинского", Музей истории латвийских железных дорог
2007
История российского видеоарта - том 1. Московский Музей со временного искусства, Москва
Верю! Центр современного искусства "Винзавод", Москва
1st Thessaloniki Biennale of Contemporary Art. Салоники, Греция
Мыслящий реализм. ГТГ, Москва
Дневник художника. Галерея М. Гельмана в рамках 2 Московской биеннале современного искусства, ЦДХ, Москва
Слово и изображение. Государственный Центр современного искусства, Москва
Горе от ума. Государственный Литературный музей, Москва
Приключения "Черного квадрата". ГРМ, Санкт-Петербург
On Geekdom. Benaki Museum, Афины
Новое в коллекции. Государственный Центр современного искусства, Москва
Выставка номинантов "Премии Кандинского", Центр современного искусства Винзавод, Москва
2006
Artists Against The State: Perestroika Revisited. Ronald Feldman Gallery, Нью-Йорк, США
Soft Opening. Hohenthal und Bergen, Берлин
Портрет книги. Галерея М.Гельмана, Москва
2005
Сообщники. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Рефлексия. ГЦСИ, Москва; ГЦСИ, Нижний Новгород; Екатеринбургская галерея современного искусства, Екатеринбург
Русский поп-арт. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет лица. Центр современного искусства "М`Арс", Москва
2004
Берлин-Москва/Москва-Берлин 1950 - 2000. Государственный исторический музей, Москва
Einladung zur Hinrichtung. Galerie Schuppenhauer, Кельн, Германия
Seven Sins. Moderna galerija Ljubljana, Любляна
Мой Кабаков. Stella Art Gallery, Москва
2003
Berlin-Moskau/Moskau-Berlin 1950 - 2000. Martin-Gropius-Bau, Берлин
2000 - 2002
ARTEAST 2000+. Moderna galerija Ljubljana, Любляна; Orangerie Congress, Инсбрук, Австрия; ZKM, Карлсруэ, Германия; Umetnička galerija Skopje, Скопье
1998 - 2001
Modernism and Post-Modernism: Russian Art of the Ending Millennium. Yager Museum, Онеонта; Plattsburg Art Museum, SUNI, Платсбург; Elain L. Jacob Gallery Wayne State University, Детройт; Evergreen House Museum, Балтимор; Fondo del Sol Visual Arts Center and Museum, Вашингтон; Willington B. Gray Gallery, School of Art, East Carolina University, Гринвилл, США
Praprintium. Staatsbibliothek, Берлин; Neues Museum Weserburg, Бремен; Museum fuer literatur am Oberrhein, Карлсруэ, Германия; Oesterreichischen Nationalbibliothek, Вена; Minoritenkloster, Грац, Австрия
Русское искусство от абстракции до концептуализма. Центральный Дом художника, Москва
1998
11th Tallinn Print Triennale. Таллин
Black Square. Galerie Hohenthal und Bergen, Берлин
1997
III Cetinjski Bijenale. Цетине, Черногория
1996
Ostsee Biennale-96. Bekannt(-)Machung. Kunsthalle, Росток, Германия
КлАва-96. Выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом переулке, Москва
1995
Kunst im verborgenen. Nonkonformisten Russland 1957-1995. Wilhelm-Hack-Museum, Людвигсхафен на Рейне; documenta-Halle, Кассель; Staatliches Lindenau-Museum, Альтенбург, Германия; Центральный выставочный зал «Манеж», Москва
in Moskau... in Moskau... Badischer Kunstverein, Карлсруэ, Германия
New Russian Art: Paintings from the Christian Keesee Collection. City Art Center, Оклахома-Сити, США
1994
Fluchtpunkt Moskau. Ludwig Forum, Аахен, Германия
II Cetinjski Bijenale. Цетине, Черногория
Художник вместо произведения, или Прыжок в пустоту. Центральный Дом художника, Москва
Пограничные зоны искусства. Художественный музей, Сочи
1990
В сторону объекта. Галерея "Садовники" (выставочный зал Красногвардейского района), Москва
UdSSR Heute: Sowietische Kunst aus der Sammlung Ludwig. Neue Galerie, Sammlung Ludwig, Аахен, Германия
10 + 10. Modern Art Museum, Форт Уэрт; Museum of Modern art, Сан-Франциско; Albright Knox Gallery, Буффало; Museum of Modern Art, Вашингтон, США; Центральный дом художника, Москва
1988
Выставка в бане (выставка Клуба Авангардистов). Мужское отделение Сандуновских бань, Москва
2-я выставка Клуба авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района в Пересветовом переулке, Москва
2-я выставка Первого творческого объединения МОСХа. Выставочный зал МСХ на Кузнецком мосту, 11, Москва
Лабиринт. Московский Дворец молодежи, Москва
Nowe ruskie. Palac Nauki I kultury, Варшава
1987
Творческая атмосфера и художественный процесс. Первая выставка Клуба Авангардистов. Выставочный зал Пролетарского района на Восточной ул., Москва
Визуальная художественная культура. Любительское объединение "Эрмитаж", выставочный зал на Профсоюзной, 100, Москва
Ретроспекция творчества московских художников. 1957-1987. Любительское объединение "Эрмитаж", выставочный зал на Профсоюзной, 100, Москва Кубизм (выставка Клуба Авангаpдистов). Квартирная галерея Д. Врубеля, Москва
Выставка в Аду, или Выставка для жителей верхнего и нижнего мира. Выставка Клуба Авангардистов. Пустырь в Орехово-Борисово, Москва
1986
Oh, Malta. Посольство Республики Мальта в СССР, Москва
Искусство против коммерции. Битцевский парк, Москва
XVII выставка молодых художников Москвы. Выставочный зал МСХ на Кузнецком мосту, 11, Москва
Примитивное искусство и авангард (однодневная выставка). Выставочный зал МСХ на Кузнецком мосту, 11, Москва
1983
АПТАРТ в натуpе. Платформа Калистово, Московская область
Come Yesterday and You`ll Be First. City Without Walls Gallery, Нью-Арк; Contemporary Russian Art Center of America, Джерси-Сити, США
АПТАРТ за забором. Станция Таpасовка, Московская область
1982
Первая выставка АПТАРТ. Галерея АПТАРТ (Квартира Н. Алексеева), Москва
1979
Групповая выставка. Квартира Ю. Альберта, Москва
 

 Автор о себе 
 

Я с детства мечтал стать художником, рисовал, хотя и плохо, гипсовые головы и натюрморты, ходил по музеям, поступал в Художественный институт. И вот, когда я стал взрослым, выяснилось – что искусства больше нет и не будет, а то, что есть, связано с настоящим искусством лишь словами: выставка, галерея, музей и т.д. Вывеска та же, но, когда входишь, становится страшно: обманули, это совсем не то, хотя и похоже, как газовая камера на душевую. И все-таки иногда кажется, что что-то ещё может получиться, если постараться, если протянуть руку с кисточкой к холсту, несмотря на очевидную безнадежность такой попытки.

Что я делал в 90-е годы?
Мои работы примерно с 90-го года основаны на предположении, что Искусство делится на Настоящее и Современное, и что Настоящее искусство сейчас невозможно. Когда я в детстве мечтал стать художником и учился в художественной школе, я, конечно, представлял себе, что я буду делать настоящее Искусство (как Рембрандт или Ван Гог). Но оказалось, что это не получается, получается только современное искусство, которое я, однако, люблю за те воспоминания о Настоящем искусстве, которые, я надеюсь, видны в моих работах. Инсталляция "45 более индивидуальных работ" представляет собой 45 маленьких (12х9 см) черно-белых картин-натюрмортов, изображающих пластиковые объекты из работы Аллана Макколма "Индивидуальные работы" и 45 репродукций этих картинок. Безличные пластиковые объекты посредством живописи и вложенного труда как бы возвращают современное искусство в мир маленьких картинок, которые художник пишет с любовью и старанием. Серия "Работы, собранные Ю.Альбертом" (1990-91) состоит из 2 частей. Во-первых, это портреты моих друзей и соратников, художников так называемой "Московской концептуальной школы", собранные из детской пластмассовой мозаики "Ministeck", и во-вторых, это купленные в магазине и собранные мною "puzzles" с репродукциями шедевров мировой живописи. Некоторые из них довольно большие (4000 кусков) и собирались в течение 2 месяцев. Репродукция одного из этих puzzle "Вавилонская башня" П.Брейгеля послужила основой проекта "Тройное усердие" (1993, Москва, ICA). Я попросил художников Д.Пригова и А.Филиппова нарисовать по 10 рисунков поверх репродукции, и сам нарисовал 10. Дело в том, что все трое уже использовали в это время в своей работе репродукции, и каждый сделал работы в своем стиле: Пригов – ужасные псевдосюрреалистические картинки, Филиппов – рисунки с двуглавыми орлами и прочими имперскими символами, а я просто обвел маркером видные на puzzle границы между кусочками. Проект "Мама, смотри, художник" начался с того, что в мае 1990 года я был приглашен на фестиваль перформансов в честь открытия коллекции современного искусства "Царицыно": мой перформанс был такой – я вышел с этюдником в Царицынский парк и написал пейзаж. Через пару лет с фотографий этого перформанса было сделано 10 больших картин. Когда они были выставлены, вместе с ними в галерее стояло много этюдников, на которых горел мемориальный огонь. На этой же выставке была выставлена и другая большая работа – "Письма к брату Тео". Это более 300 писем Винсента Ван Гога к брату, переписанные мною от руки, но с моей подписью и датами. В 1995 году я сделал большую инсталляцию "Автопортрет с закрытыми глазами". Это было 88 описаний картин Ван Гога, напечатанные шрифтом Брайля, наклеенные на подрамники и повешенные на стену. Все описания взяты из писем Ван Гога и, таким образом, это настоящий Ван Гог для слепых. Последний из осуществленных проектов - выставка для Baltik Biennale в Ростоке. Это мнимая выставка, состоящая из рекламы в художественных журналах, плакатов на улицах Ростока и огромного транспаранта на фасаде здания Кунстхалле, сделанных в стиле печально известной выставки в Мюнхене в 1937 году. Когда человек подходит к Кунстхалле, он видит вначале название выставки "Neue Entartete Kunst", подойдя ближе он может прочесть неразличимую издалека маленькую подпись – " Это не о том, о чем вы думаете". Внутри выставки, в зале – только книга отзывов.
Как видно из этих описаний, многие мои проекты – это инсталляции, изображающие выставки. Я думаю, что замена настоящего искусства Современным внешне выразилась именно в замене выставки инсталляцией и каталогом. В этом направлении я и продолжаю работать.
 

 Критика 
 
Проекты концептуалиста Юрия Альберта посвящены проблеме импотенции: современный художник не может творить «Настоящее Искусство», а современный зритель не может такое искусство воспринимать. У обеих сторон атрофировались необходимые для этого органы. На «Выставке» публике вместо «живых» произведений предлагалось читать описания неосуществленных акций, в то время как сам якобы нереализовавшийся автор в видеоформате зачитывал фрагменты «Салонов» Дидро — стихия текста уравнивала в правах давно канувшую в небытие архива живопись эпохи Просвещения и так и не рожденное искусство сего дня. Проектом «Мой рост 21 марта 2007 года» Юрий Альберт ответил на предложение вступить в диалог с реалистами XIX века из собрания Третьяковской галереи: он пожелал отметить свой рост на дверном косяке зала Иванова, намекнув, что до искусства создателя «Явления Мессии», одной из главных русских метакартин, современный художник не дорос. В перформансах «Скульптура №2, или Хождение по выставке» и «Экскурсия с завязанными глазами» объектом экспериментов стал зритель, которому сознательно затруднили доступ к прекрасному: в первом случае ему пришлось пройти по музею с камешком в ботинке, во втором — вслепую прослушать объяснения экскурсовода. Таким образом, Альберт разоблачает традиционный музей как место, где в принципе невозможна встреча зрителя и художника. Выступив одновременно в двух андерсеновских ролях, обманщика-портного и мальчика, крикнувшего, что король голый, он предлагает нам отправиться в виртуальный или утопический музей текста, где в эпоху после смерти автора только и может произойти этот долгожданный контакт.

Анна Толстова


Альберт родился в Москве в 1959 году. В 1974–1977 годах учился у художницы Екатерины Арнольд. В 1977-м поступил на художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина. В 1983 году Альберт стал членом Горкома графиков, в чьем здании на Малой Грузинской, 28 проходили «разрешенные» выставки неформального искусства. Альберт является представителем так называемой «второй волны» советского концептуализма. В начале 1980-х он был активным участником движения «АПТАРТ».

Ирония у Альберта — с оттенком грусти. По его словам, сегодняшние художники (и зрители) вырастают с мыслью, что есть искусство настоящее, а есть — современное; и первое, хоть к нему все и стремятся, сейчас невозможно. Многие работы Альберта представляют собой надписи на белом холсте — одна из них, созданная в 1986 году, гласит «Хорошо бы сделать такую картину, чтобы все ахнули..!» Но время великих полотен, согласно учениям отцов концептуализма Джозефа Кошута (Joseph Kosuth) и группы Art & Language, безвозвратно ушло, поэтому единственное, что остается художникам, — делать критический комментарий по поводу искусства, его производства и потребления.

Многие противники концептуального искусства объясняют свою нелюбовь тем, что такое творчество не требует особых усилий — мол, великие мастера живописи порой писали свои шедевры годами, «вкладывались» в них душой и телом, а концептуалист придумал за пять минут какую-нибудь идею — и уже звезда. Альберт иронически опровергнул это утверждение в проекте «Работы, собранные Ю. Альбертом» (1990–1991). Выставив портреты своих друзей-художников, выполненные из детской мозаики, а также собранные пазлы с репродукциями знаменитых полотен, он показал, что «концептуализм» и «усердный труд» — не такие уж несовместимые понятия. Восприятию искусства посвящен перформанс «Мама, смотри, художник!» (1990), для которого Альберт расположился с этюдником в парке Царицыно. Через два года состоялась выставка, на которой экспонировались десять больших полотен, сделанных с фотографий этого перформанса. Вместе с ними были выставлены «Письма к брату Тео» — более 300 писем Ван Гога, переписанные Альбертом от руки (с его собственной подписью и датами).

Письма Ван Гога фигурируют еще в одном проекте художника — «Автопортрет с закрытыми глазами» (1995). Это 88 описаний картин мастера, взятых из его писем к брату — и напечатанных шрифтом Брайля. Здесь художник обращается к проблеме «внутреннего зрения». Те, кто не знаком с системой Брайля, могут воспринимать работу Альберта как эстетический объект, на создание которого потребовалось много усилий. Этому проекту близка акция 2002 года, участников которой водили по Третьяковской галерее с завязанными глазами. Они должны были сами представить шедевры, о которых им рассказывал экскурсовод.

Как-то Альберт призвал своих зрителей представить целую выставку. Экспозиция под названием «Новое дегенеративное искусство» (Neue Entartete Kunst) предназначалась для Балтийской биеннале в Ростоке. Она была широко разрекламирована, но, придя в выставочный зал, посетитель не обнаруживал там ничего, кроме книги отзывов. Эти же материалы — свой текст и «внутреннее зрение» любителей искусства — художник использовал при создании другого произведения, «мнимой выставки» в московском фонде «Эра» (2007). Альберт выставил идеи проектов, которые так и не удалось реализовать. Например, на Московской биеннале 2005 года он предлагал участникам мероприятия выбрать лучшего из них. Если бы тот в течение двух лет скончался, то, по замыслу художника, организаторы биеннале должны были бы оплатить его похороны.

«Фантомные» произведения Альберта также были показаны на его персональной выставке «Живопись. Скульптура. Графика», прошедшей в Stella Art Foundation в прошлом году. За «графику» отвечал перерисованный и переписанный от руки каталог предыдущей выставки. Иллюстрации воспроизводить художник не стал, изобразив вместо них темные квадраты. По словам художника, на этот каталог у него ушло почти восемь месяцев. Помимо этого произведения, в Stella Art экспонировались картины — репродукции карикатур Кукрыниксов, посвященных современному искусству («живопись») и растянутая над полом металлическая сеть, посвящение классику минимализма Карлу Андре (Carl Andre), известному своими композициями из разложенных на полу квадратных металлических пластин («скульптура»).

Юлия Максимова, artinvestment.ru


Над проектом "Мои любимые книги" (сжигание личной библиотеки, смешивание получившегося пепла с акриловой эмульсией и рисование этой серо-черной смесью абстрактных монохромных картин) художник Юрий Альберт - один из ветеранов "московского концептуализма", дебютировавший на подпольных выставках в самом начале 80-х, - задумался года два назад. Трагические холсты, на которых нашли упокоение сочинения Аристофана, Чуковского, Ильфа и Петрова, а также пособие по технике живописи, уже показывались на Франкфуртской арт-ярмарке и вошли в берлинскую экспозицию выставки "Москва - Берлин". Шли долгие переговоры о демонстрации проекта на родине автора, ныне живущего в Кельне. Наконец за проект взялась "Галерея М. Гельмана".
На означенную выставку под лаконичным названием "Живопись" я, видевший картины Альберта, шел просто из уважения к создателю. Ну, одноцветные картины размером с Альберта - 168 см в высоту, 47 - в ширину. Ну, остроумный жест на тему жертвования во имя Изобразительного искусства тем, что тебе лично дорого - литературой с собственной полки. Ну, стильная абстракция с полупреступным происхождением.
Однако галерейная экспозиция удивила разноцветностью. Кроме черных картин, были еще красно- и желто-коричневые. Альберт проект развил и усовершенствовал: теперь он рисует не только пеплом, но и собственными кровью и калом. Теперь к фашистским коннотациям добавились отсылки к радикальным художникам-акционистам, превращающим в артефакт собственное тело. Отсылки по-прежнему ироничные: Альберт, даже сдавая кровь и собирая испражнения, продолжает вышучивать всякую пафосность.
И сам Альберт лишен всякого пафоса: маленький, милый, улыбчивый человечек. Тишайший и добрейший. И вдруг предельный радикализм с выделениями-испражнениями. Но это именно тот радикализм, который не противен и не пугающ. Добрый и тихий. К тому же красивый.

Федор Ромер. Тишайший скандалист. ЕЖ, 06.04.2004
 

 Библиография 
 
Новая Полиграфия - Пастор, Кельн, №3, Pastor Zond Edition, 1993;
Художественный журнал, Москва, №2, 1993;
Schreibheft. Essen, Rigodon Verlag, №42, 1994;
Есть ли будущее у нашего прошлого? - Пастор, Кельн, №4, Pastor Zond Edition, 1994;
Каталог Galerie Hohenthal und Bergan, Koln, 1994.
 

* - Информация предоставлена Центром Современного Искусства Сороса, Москва.

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO