-
- Родилась в Москве в 1953 г. Училась экономике в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. Защитила кандидатскую диссертацию. С детства увлекалась рисованием. Интерес к изобразительному искусству и тяга к творчеству побудили ее к серьезным самостоятельным занятиям рисунком и живописью. С начала 90-х годов под влиянием перемены жизненных обстоятельств окончательно перестала заниматься «сухой теорией», обратив внутренний взор к вечно зеленому «древу жизни» и его отражениям в искусстве.
Начиная с 1998 г., участвует в художественных выставках в России и за рубежом.
Член Профессионального союза художников (Россия).
В настоящее время живет и работает в Москве и Вене.
-
-
- В Доме-музее Марины Цветаевой в Москве, в корпоративных и частных собраниях в России, странах Западной Европы, США и Японии.
-
-
- 1998 - 2001. Московский международный художественный Салон, Центральный дом художника
1999. «Все цвета». Центральный дом художника, Москва
2000. Персональная выставка «Москва – Санкт-Петербург – Вена»ю Амерлингхаус, Вена, Австрия
2001. Персональная выставка «Натюрморт. Рыба и хлеб». Амерлингхаус, Вена, Австрия
2002. Галерея «Interart», Вена, Австрия
2003. Выставка-диалог «Вена? Вена.». Галерея «Гринн», Вена, Австрия
2003. «Пирамида». Галерея филиала Театрального музея им. Бахрушина, Москва
2003. Русско-немецкий дом, Москва
2003. Райффайзен банк, Леондинг , Австрия
2004. Персональная выставка в галерее «Air», Лондон, Великобритания
2004. «Письмена». Галерея «L», Москва
2004. Российский культурный институт в Вене, Австрия
2004. Рождественская выставка в галерее «Interart», Вена, Австрия
2005. Персональная выставка в Доме-музее Марины Цветаевой, Москва, Россия
2005-2006. Персональная выставка в компании Wintershall AG, Кассель, Германия
2006. «Град земной, град небесный» - выставка, посвященная памяти Даниила Андреева. Галерея «L», Москва, Россия
2007. Персональная выставка «Городской пейзаж» в Литературном обществе г. Верона, Италия
2007. Персональная выставка в галерее «Baumwollspinnerei», Лейпциг, Германия
2007. Персональная выставка в компании VNG – Verbundnetz Gas AG, Лейпциг, Германия
-
-
- Я выросла на русской литературе. С ранней юности интересовалась древнерусской живописью. Исследователи отмечают присущее ей чувство стиля, просветленность и ясность в строе форм, что роднит ее с античной живописью. Так, В. Лазарев считал, что древнерусское искусство «следует рассматривать как одно из самых совершенных проявлений русского гения» («Древнерусская живопись. Новые открытия». 1965, с. 35). Мне очень нравятся работы многих русских старинных и современных художников. Например, постигая искусство натюрморта, я многому научилась у К. Петрова-Водкина. Он не только создал множество прекрасных натюрмортов, но и исследовал этот жанр изобразительного искусства и написал об этом в своей книге «Пространство Эвклида» (1933 г.).
В то же время я имела возможность познакомиться с искусством Востока и Запада - на выставках, в музеях, через книги. Я восхищаюсь символичным по своей природе китайским средневековым пейзажем с его рассеянной перспективой и особым композиционным строем; японской гравюрой с ее обращением непосредственно к человеку, миру его повседневных занятий. Я высоко ценю ньюйоркские пейзажи таких мастеров американского импрессионизма, как Колин Кэмпбелл Купер, Чайлд Хэссэм, Эрнест Лоусон, Эдвард Редфилд и другие.
Художник творчески обогащается, когда имеет возможность черпать из источника национальной и мировой культуры. Я думаю, что индивидуальный духовный опыт художника оказывает если не прямое, то опосредованное влияние на его творчество. Он способствует формированию вкуса и стиля художника, выработке его пластического языка.
В моем случае, возможно, следует отметить и тот мировоззренческий и научный багаж, который я приобрела за годы учебы и работы в Московском университете; способность к анализу и обобщениям, которые необходимы не только в научной работе, но и помогают в творчестве.
-
-
- ...излюбленным «персонажем» художницы является город. Однако Большакову с большой натяжкой можно назвать художником-урбанистом. И не только потому, что Лариса пишет и натюрморты, и портреты, а потому что городской пейзаж становится для нее объектом особенно тонких, нежных, погруженных в прошлое переживаний. В слове «урбанизм» есть нечто, подразумевающее отторжение человека от городской среды и даже противостояние их друг другу. В пейзажах же Большаковой, чаще всего панорамных, представляющих предмет изображения с далевой или высокой точки обзора, всегда присутствует любование открывающимся видом. То, что попадает в поле зрения художницы, изображается – нет, не с фотографической точностью, которая подразумевает равнодушие, – с тщательным старанием человека, бесконечно любящего городскую среду вообще и архитектуру в частности. Здания разных времен и стилей, арки мостов, срезы извилистых набережных, зигзаги крыш, нити рельсов и проводов – все в пейзажах Большаковой предстает одушевленным, более того – одухотворенным. А окна домов – это вообще отдельная история в пейзажном творчестве художницы. Темные и светящиеся, с четко прорисованными рамами или изображенные в виде точек, они вносят в каждую работу свой особый музыкальный ритм и особое настроение, а самое главное – становятся глазами города, делают его «зрячим». Так городская среда уподобляется художницей живому организму.
Этой же идее подчинено и композиционное построение работ. Большакова любит диагональные композиции, далекие, однако, от строгой геометрии. Изгибы дороги или реки пересекают изобразительную плоскость, увлекая глаз в глубину внутреннего пространства листа. Тут мы подходим к тому, чтобы сказать о живописных техниках художницы. Она имеет дело в основном с бумагой – ватманом и гофрокартоном, реже – с оргалитом и холстом. Пишет акварелью, использует смешанную технику, темперу, редко – масло. Но и масляную краску автор кладет на основу таким тонким полупрозрачным слоем, что возникает то же ощущение, что и в акварелях, – легкой воздушности городской среды. По большому счету, перед нами – художник-эколог, воплощающий в своих произведениях мечту о гармонии взаимоотношений человека и окружающей среды. Здесь нелишне вспомнить о начавшемся в последней трети ХХ века, то есть в период становления личности автора, процессе экологизации науки, породившем ее новые отрасли. Не являются ли живописные искания Ларисы Большаковой, окончившей экономический факультет МГУ, затем защитившей диссертацию, следствием экологизации ее научного сознания?
Творчество Большаковой для меня – своего рода феномен. Художница не лезет «из кожи вон», чтобы доказать свое профессиональное умение; она свободна в обращении с перспективой, многие акварели откровенно этюдны. Однако ее искусство не несет на себе следов любительства. Автор обладает двумя качествами, являющимися «гарантами» ее профессионализма: пространственно-пленэрными видением и безукоризненным чувством индивидуального стиля. В чем их истоки? Думаю, именно в том, о чем говорилось выше, – в зрелости личности со всем ее мировоззренческим и научным багажом. Это и определяет высокий уровень профессиональной «планки» творчества Большаковой. Природная художественная одаренность автора, помноженная на широту мировосприятия, – это и порождает серии работ, воплощающих идею этичности взаимоотношений человека и окружающей среды.
Акварели Большаковой не относятся к разряду тех работ, что выполнены в «одно касание» руки. Особенно любовно и тщательно прорисовываются (не карандашом, кончиком кисти!) декоративные детали, например, ажурные ограды мостов, узорчатые консоли фонарей на стенах домов. Вместе с тем создается впечатление, что работы написаны на одном дыхании, ибо они целостны. В каждом случае это не «вид», а образ того или иного города, живущий по своим законам. Каковы же эти законы? Они определяются тем, что было обнаружено в процессе анализа произведений, – динамикой диагональных композиций и их световоздушностью. Даже в тех случаях, когда пейзажи имеют высокие горизонты (как, например, в изображениях максимально приближенных к зрителю домов на основе различной конфигурации из гофрокартона), все равно в них всегда чрезвычайно активно небо – одухотворяющее начало любой композиции. В акварелях оно, то есть верх – композиционно и тонально – рифмуется с низом, и если внизу река, небо отражается в ней. Отсюда возникает ощущение всеобъединяющего движения, которое делает каждую работу Большаковой цельной, живой, художественно самоценной. Все это и порождает почти наивное чувство веры в воссозданную художницей реальность. Однажды увиденные пейзажи Большаковой запоминаются так же, как запечатлевается навсегда все то, что было воспринято нами давным-давно, в пору детства.
Ольга Костина, кандидат искусствоведения,
главный редактор журнала «Русское искусство»
-
-
- Каталог Московского международного художественного салона ЦДХ. 1998, 1999, 2001
Каталог выставки «Пирамида» международной творческой мастерской «Синтел Радуница». 2003
Каталог выставки «Письмена» международной творческой мастерской «Синтел Радуница». 2004
«Новый Венский журнал». 2001, № 12 (иллюстрации)
Татьяна Муромская. «Московские акварели Ларисы Большаковой». «Человек и карьера». 2002, № 7
Ирина Мучкина. «Изящные акварели вместо сухой теории». «Новый Венский журнал». 2005. № 8
Каталог выставки в Доме-музее Марины Цветаевой. 2005
Каталог выставки в галрее «L». 2006
Нина Гром. «Град земной – град небесный». «Художественная школа». 2006, № 6 (15)
Каталог выставки в Вероне. 2007
Каталог выставки в галерее «Baumwollspinnerei» в Лейпциге. 2007
Интервью в журнале «Eni’s Way». 2007, № 1
Ольга Костина. «Не только карандашом и кистью» - статья о коллаже и интервью. «Лена – рукоделие». 2007, № 8
Николь Секулич. «Романтичный урбанизм». «Культура». 2007, № 21 (7582)
-
Запрос дополнительной информации о художнике
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO