Произведения:      Нажмите здесь   
  Рубанов Иосиф Менделевич 

 Биографические данные 
 
7 ноября 1903 года родился в Новозыбкове;
1907 переезд с семьей в Могилев. Учится в хедере, затем в школе 1 ступени;
1919 идет добровольцем в Красную Армию. Учится в Декоративных мастерских;
1920-22 учится и заканчивает с отличием Красноармейский университет (ИЗО отделение) в Могилеве. Переезжает в Москву и поступает на Единый Художественный Рабфак им. Похрова;
1923 командирован на испытательно - подготовительное отделение во Вхутемас;
1925 окончив Рабфак, поступает во Вхутемас на факультет живописи;
1930 закончив Вхутемас, вступает в РАПХ, на станковое отделение, где является инструктором по художественной самодеятелности;
1933 вступает в МОССХ, в секцию живописи;
1938-39 первая персональная выставка в МОССХе;
1943-44 персональная выставка в эвакогоспитале в Москве;
1924-1963 преподает в самодеятельных и профессиональных ИЗОстудиях;
1934-1963 работает (с перерывами) по договорам во Всекохудожнике, МТХ, КЖИ;
20 февраля 1988 года умирает в Москве.
Интересы автора представляет Рубанова Елена Иосифовна.
 

 В каких собраниях работы 
 
Работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Историческом музее, Чувашском государственном художественном музее, а так же в частных коллекциях России, Франции, Германии, Великобритании, Китая, Южной Кореи и др.
 

 Участие в выставках, аукционах 
 
1927 X лет Советской власти. Белоруссия;
1928 Белорусская выставка молодых художников. Минск;
1929 Выставка 10-летия комсомола. Москва;
1930 Выставка московских художников. Третьяковская галерея. Москва;
1932 Юбилейная выставка "15 лет Советской власти в Белоруссии". Минск;
1934 Выставка молодых художников. Исторический музей. Москва;
1935 Выставка. Музей изящных искусств. Москва;
1936 Московская выставка молодых художников. МТХ;
1937 Пятая выставка московских живописцев;
1937 Выставка контрактантов. Москва;
1938 Персональная выставка. Клуб Мастеров искусств;
1939 Персональная выставка. МОССХ. Москва;
1940 XX лет ВЛКСМ. Третьяковская галерея. Москва;
1940 Выставка ВОКС`а. Улан-Батор;
1942 Юбилейная выставка "25 лет Октября". Чебоксары;
1943 Выставка 3-ех портретов народных артистов РСФСР. Чувашская Государственная Академия Театра. Чебоксары;
1943 Персональная выставка. Эвакогоспиталь №3380. Москва;
1945 "Художники РСФСР". Музей Народов Востока. Москва;
1947 Групповая выставка. МОССХ. Москва;
1950 Весенняя Всесоюзная выставка. Академия художеств. Москва;
1953 Весенняя выставка I. МТХ;
1954 Выставка живописи московских художников;
до 1982 почти ежегодное участие в Московских выставках, некоторых РСФСР и СССР;
1992 Посмертная персональная выставка. МОСХ. Москва;
1992 "Московские художники 20-30-е годы". СХ СССР. МОСХ РСФСР;
2000 "Музей неактуального искусства". Московский Центр Искусств. Галереи "Ковчег" и "Элизиум".
 

 Автор о себе 
 
Здесь представлены стихи дочери И. Рубанова тоже художника Елены Рубановой.

Соизмеряя уровень работ
Своих с Великими земными,
Он был лишён, тщеславия забот,
Преследуемый муками иными:

Как написать далёкий чёрный лес,
Окутанный воздушной пеленою,
Так, чтобы синей краски след исчез
И глубина не дыбилась стеною;

И в то же время, чтоб квадрат холста
Не сыпался б случайными кусками,
Идея построения, чиста,
Не скрылась бы за рыхлыми мазками.

Как свой восторг пред утром передать,
Перед сараем и любым предметом…
Хотелось Цветом Форму написать -
Всего лишь…
Он не знал, что был Поэтом.

19.IV.1992

Отец

Достоинство, но без гордыни;
Внезапно - звонкий детский смех;
Свинцом по глаз глубокой сини
Прошелся возраст, но не грех.
Так непосредственно касанье
Его души к душе холста,
Что снова я блуждаю в тайне
Того, как истина проста.

4-5.V.1992

Глядя на подмосковный пейзаж отца конца 40-х годов.

Медленное нежное внимание
Не пускает кистью щеголять.
Не собой - натурой - любование
От холста проистекает вспять.

Робкое неловкое касание
Властно заставляет трепетать,
Медленно разглядывать - желание -
И себя в пейзаже растворять.

17.II.1993
 

 Критика 
 
Во Вхутемасе-Вхутеине учителями И. Рубанова были К. Истомин, А. Осмеркин, Н. Удальцова, А. Древин, Р. Фальк, А. Шевченко, Д. Штеренберг, Д. Кардовский, Бела Уитц, В. Фаворский, И. Машков, который дал на диплом следуюший отзыв: «т. Рубанов И. М., занимаясь в 1928-29 учебном году под моим непосредственным руководством, проявил себя очень даровитым и любящим живопись. Работы его сильно выделялись художественным качеством среди работ учащихся Вхутеина.
Нахожу что тов. Рубанов И. М. вполне достоин Звания Художника. 1930 11 апреля».

«Высочайшим авторитетом всю жизнь для Рубанова оставался Сезанн, впервые увиденный в начале двадцатых годов. Заложенные в сезанновской неоклассике понятия меры объективности и свободы видения, «смотрения» и волевого обобщения, пространственной логики композиционно-цветового строя во многом стали личным убеждением художника. Оно укреплялось еще и особой близостью с Аароном Ржезниковым, их общей позицией в дискуссии «о живописности» разгоревшейся в МОССХе перед войной, - это была одна из последних дерзких попыток отстоять принципы перед лицом произвола сталинского «социал-роматизма». Такая традиция имела мало общего с приблизительной «реалистичностью» ахрровско-масловского толка и, конечно, по своему духу требовала некоторого восхождения художника над натурой. Это отвечало индивидуальности Рубанова и придавало его ранним вещам особый нестилизованный оттенок «идеальности».

Из статьи А. Морозова к каталогу выстаки 1992 г.

«…живописная тема Рубанова.
Мастер вел ее последовательно, начиная с двадцатых до конца семидесятых годов. Эта тема была вне литературы. Она выражала «просто» зрительное, духовно-чувственное переживание среды окружавшей художника каждодневно. В своей бесхитростности подобная тема – из круга вечных для изобразительного искусства. И скорее всего Рубанов сознавал это, во всяком случая, он всегда искал в прозе видимого нечто высокое, идеальное, по-своему претворяя вековой опыт живописи»… В его пейзажах «коллизия столкновения «непридуманного» с «вымышленным»».
"Способность каждодневного утверждения человеческого в человеке, вопреки лжи и насилию, органически свойственно честным российским интеллигентам того, первого послеоктябрьского поколения, к которому относился художник Рубанов. Не верится, чтобы это могло быть забыто в истории культуры смятенного двадцатого века".
"…При этом, что является характерной особенностью И.М. Рубанова, и заставляет внимательно вглядываться в его развитие,- художник дает не просто живописную зарисовку человека, а стремится к типовой его характеристике, в пейзажах хочет показать "не куски природы", а продумывает ее композиционные и живописно-световые элементы".
Из статьи В.М. Лобанова к каталогу персональной выставки. 1939. Москва.
 

 Библиография 
 
"Выставка молодых", "Известия", Р. Варшавский, 1934;
Журнал "Пионер", Репродукция с работы "Лето в городе", 1936, №6. "Известия", Наталья Соколова, 1937;
РООМ, "Советская культура", о персональной выставке, 1938;
Статья к каталогу выставки И. М. Рубанова, В.М. Лобанов, 1939;
"Советский художник", Статья к каталогу выставки "Иосиф Рубанов 1903-1988. Живопись", А.И. Морозов, 1992;
Журнал "Афиша", 30 октября - 12 ноября 2000, 3-20/XI, Выставка в Московском Центре Искусств, репродукция с работы "Натюрморт с воблой", 1926, №22.
 

Запрос дополнительной информации о художнике

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO