ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO
ОРГАНАЙЗЕР АНДРЕЯ КОВАЛЕВА  

Русское искусство ХХ века on-line
Андрей Ковалев - aakovalev@yahoo.com

10-е - 20-е годы

Главное
Воспоминания
Художники
:
Казимир Малевич. Михаил Матюшин. Владимир Татлин. Александр Родченко. Варвара Степанова. Василий Кандинский.

Сергей Попов. Фридрих Ницше в русской художественной культуре.
http://www.nietzsche.ru/around/in_russian_kult.php34
"Странное соответствие Филонова и Ницше задается утверждением причастности русского художника к "фашистскому стилю". Личность Ницше, как его называли, "черного пророка Германии", в таком случае, безусловно причастна к открытию истоков этой холодной (обжигающе-холодной!) объективной реальности."

Борис Парамонов. Конец стиля.
"Главное задание соцреализма -- даже не мифотворческое. Оно -- в обнаружении психологии художественного типа личности, в социальной манифестации таковой. Тут имеет место обнажение приема и реализация метафоры: становясь платным функционером идеократического режима, художник превращается в жреца и начинает жрать. Может быть, такова и была первоначальная природа института жрецов. Соцреализм снова снял с него культурные покровы, десублимировал его.
http://www.biblioteka.agava.ru/vi/konets_stilya-1.htm

Галеев Б.М. Рец. на кн. Юрий Линник. Русский космизм и русский авангард.- Петрозаводск: Святой остров, 1995. - 82 с.ISBN 5-87339-040-1
 http://prometheus.kai.ru/lin2_r.htm
"
Кандинский, по мнению Линника, является своего рода первым в мире "психонавтом" (по аналогии со словами "астронавт", "космонавт").
Жесткий и предельно схематизированный геометризм придает космосу Малевича некую фундаментальность и вместе с тем архаичность (что-то из области мира геометрических идей, если следовать Платону).
Космос Филонова биологичен. Фактура его живописных полотен как будто взята из учебника гистологии, словно живая ткань под микроскопом. И его "органический космос" пытается быть потенциальной альтернативой "механическому космосу" конструктивистов.
Сказочная анизотропия без малейшего насилия над природой - вот в чем заключается эстетический эффект "артефактов" Инфанте.

Анатолий Кантор. Русская детская книжная графика
"Один из учеников и единомышленников Лебедева Валентин Курдов вспоминал: "Владимир Васильевич нас отослал к Малевичу. Он говорил: идите к Малевичу, он, пожалуй, единственный человек, который знает кубизм. Но имейте в виду, что он может так на вас воздействовать, что вы пропадете как художники. Но если это с вами случится, туда вам и дорога: Лебедев из каждого художника хотел извлечь то, что этот художник лучше всего знает и любит."
http://paradigma.campus.net.ru/5/5_6.shtml

MAIRI BEN BRAHIM Hammer and Paintbrush. An exhibition shows six of Russia's most talented female painters at the height of their powers - TIME EUROPE, DECEMBER 13, 1999 VOL. 154 NO. 24
"Rozanova also anticipated some aspects of the Minimalist movement, as shown in her extraordinarily simple and clear Green Stripe (1917). The painting, a vertical translucent green tube on a shimmering white background, is described by Matthew Drutt, associate curator at the Guggenheim Museum in New York, as "one of the most remarkably adventurous and visually stimulating paintings of that era."
http://www.royalacademy.org.uk/p-ex-am.html

Paul Bond. A brave New World -not that you'd know it. Amazons of the avant-garde. Аn exhibition at the Royal Academy, London - World Socialist Web Site, www.wsws.org
http://www.wsws.org/articles/1999/dec1999/brav-d13_prn.shtml

G. Jurek Polanski PAINTING REVOLUTION. Kandinsky, Malevich, and the Russian Avant-Garde. (Chicago Cultural Center)
http://www.artscope.net/VAREVIEWS/russian0800-2.html
"Poet Alphonse Lamartine (1790-1869) in his History of the Girondists quoted the French revolutionist, Pierre Victurnien Vergniaud (1753-1793): "There was a reason to fear that the Revolution, like Saturn, might devour every one of her children." To which, a former Yugoslav Vice-President, Milovan Djilas, was to add: "It is necessary for the revolution not only to devour its own children, but -- one might say -- devour itself." <...> As Tom Wolfe noted in The Painted Word (Bantam: 1976), others now had Public Relations and they ran with it. It has descendants here. And, as French actor, Jean-Louis Barrault (1910-) said -- "Art is permanent revolution."

Donald Goddard. Amazons of the Avant-Garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Liubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, and Nadezhda Udaltsova - Art Review - NewYorkArtWorld.com
http://newyorkartworld.com/reviews/amazons.html
"In this plethora of activity and relationships, the art of men becomes more interesting, from pre-Revolution through Revolution. Malevich's Red Square and Tatlin's Monument to the Third International are no longer the unchangeable or inviolable symbols of a new order, but moments of idealistic confabulation in a constantly changing history.
There is something doctrinaire and absolutist about Malevich's devotion to the square, and the whole period in art (and in politics) was certainly characterized by battles of doctrines, but there was also a lot more going on, even in his own work, and that can be understood by partially circumventing the idea of Supremus and focusing on the work of women artists. That is something like going around American Pop Art and Minimalism to get to the work of women artists in the 1960s and '70s."

Margarita Tupitsyn. After and Double After - THE MODERN SOVIET CITY: (Abstract of a paper to be presented at the Conference, Russia at the End of the Twentieth Century (Stanford University, November 5-7, 1998).
http://www.stanford.edu/group/Russia20/rodchenko.html
"The Moscow photographs demonstrate an expanse of collective energy and no alienation. In its comprehensive survey of a variety of city locations and everyday routines, Rodchenko's city images convey a sophisticated modern life determined by a concrete time and place rather than adhere to a utopian vision of a future Soviet city. As a result, we observe the physiognomy of the city which no longer exists; Moscow had been transformed several times since then.
Dissertation's pictures (by Mikhailov) are of a reality that can be defined post-utopian with respect to the factography of the 1920s, and post-mythographic with respect to the photo-staging of the subsequent decades. Here the plus/minus dichotomy of "before" and "after" is supplemented by minus-utopia of the "double after."

Воспоминания

Вагнер Г.К. Из глубины взываю (воспоминания) Так же, видимо, было и у Малевича. - Кругъ.Журнал для читателя
http://www.krugh.ru/vagner_pereputye.html
"На первых порах для выражения "космической закономерности" Малевич использовал древнейший символ в виде креста с кругом, носивший название "мандалы". По мнению К.-Г. Юнга, "мандала" - это древнейший архетип, символизирующий целостность человеческого "Я" с Миром."

Николай Пунин. Первые футуристические бои. Глава из мемуаров "Искусство и революция"(1930-1932) - "Русская мысль"
http://www.rusmysl.ru/1999Long/punin01.html
"Желтые кофты, татуировка Бурлюка, поваренные ложки в петлицах, мочалы и окурки, воткнутые в холст, захватили всецело; на что-либо другое внимания уже не хватало. Между тем, "футуристические бои" были, в сущности, боями за основные принципы кубизма. Русский футуризм не оставил картин, кубизм повернул и живопись и литературу на новые дороги; ритм и стиль времени стали другими после кубизма.
Искусство оформляет сырье жизни; жизнь формирует искусство; в этой качалке они располагаются удобно. Но это схема. Нельзя с точностью сказать, где кончается жизнь и где начинается искусство, незаметно они проникают друг в друга. Чтобы картина стала возможной, она должна существовать, именно как сырье, в жизни."

Дмитрий БАК. Портрет кобры. В. И. Курдов. Памятные дни и годы. Записки художника. Санкт-Петербург, АО "АРСИС", 1994.
http://www.agama.ru/r_club/journals/october/n1-96/vavilon.htm
"Малевич, обучавший, словно составлял историю болезни, и глубокомысленно ставивший диагноз: "Инкубационный период заканчивается". Или Татлин, запирающий двери своей мастерской, чтобы не подглядывали посторонние, и даже выставлявший учеников с топорами, дабы ненароком не заглянул ненавистный ему Малевич.
(Лебедев) "У него была страсть ко всяким вещам. Особенно к кожаным. Целый строй ботинок, туфель, сапог стоял у него под кроватью. Собирал он и кожаные пояса. Портупеи. И в Кирове во время войны Лебедев потряс меня заявлением, что ему жалко вещей, гибнущих в блокадном Ленинграде, больше, чем людей. Вещи ­ лучшее, что может сделать человек."

Художники

Михаил Сидлин. ПЛАНЕР ПАРИТЕЛЬ ВЕЛИМИР. Династия Митуричей-Хлебниковых в Третьяковке.
http://www.ng.ru/culture/2001-10-18/8_velimir.html
"Оранжевая штуковина похожа на сдувшегося червяка. Петр Митурич был изобретателем похлеще Леонардо.
Авангардисты (и даже модернисты) любили технику. Любили новизну. Как правило. Но если Тышлер, скажем, только рисовал загадочный "Аэропоезд Вальднера", то Петр Митурич сам придумывал. И результат его изобретательской активности - два аппарата: один похож на птицу, а другой - на червяка. Такие биоморфные модели."

Александра ШАТСКИХ. Давид Якерсон. Художник из Витебска. - "Предмет Искусства № 1", 28.11.2000
http://www.sem40.ru/arts/iankelson.shtml

e-mail: Aндрей Ковалев