МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000
"INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ"
автор
ОКСАНА САРКИСЯН
проект
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ
Подушка под ушко
Вечерняя сказка с одной стороны это требование ребенка, с другой символ идеального детства в глазах взрослого. Поэтому он одинаково необходим обоим. Изначально разное отношение сторон к вопросу порождает двойственность. Для ребенка речитатив сказочного полотна необходим как убаюкивающая пилюля, позволяющая осуществить плавное движение сознания из бодрствования через грезы в сон. Взрослый получает возможность выявить обросшие водорослями жизненного хода действия образы.
В процессе ежедневного ритуала механического чтения, во мне просыпается желание чудесного, волшебного, исключительного. Необходимость реализовать собственное "идеальное" совпадает с рождественской сказкой, превращая ее в маленькое, но настоящее чудо. В пограничной области грез сказка выходит за пределы рассказа и получает пространство игры в декорациях книжки-игрушки "Морозко". Как Филя и Степашка из телевизионного шоу "Спокойной ночи малыши", Арлекин и Коломбина, освобождаются от своей обязанности разыгрывать сюжет и наделяются позицией сочувствующего зрителя. Они являются друзьями, находящимися в пограничной области волшебного, где мистические зефиры, удобряют реализм книжных иллюстраций комочками сладкого света. Яркий свет настольной лампы, усиливая свето-теневой объем, наделяет пространство сказочным люминесцентным светом, создающего по разработанной Синявским теории, "световую природу Прекрасного"*.
Процесс чтения "на ночь" остается неизменным. Меняются только выбранные книги. Со временем, ребенок сам решает что он хочет услышать. Вместо привычных сказок появляются хрестоматийная литература, журналы, энциклопедии, альбомы и другая возбуждающая любопытство книжная продукция.
Используемая в проекте аудиозапись воспроизводит чтение главы из учебника Ќ.О. Сокольникова "Основы рисунка".
* О. Синявский "Очерки русской народной культуры" изд."Синтаксис" Париж 1991