МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ 
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000
"INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ"

Московский минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН
проект "Понимание приходит с опытом"
(выставка псевдоморфоз из коллекции музея)

Халькантит CuSO4·5H2O CHALCANTITE
Атакамит Cu2Cl(OH)3 ATAKAMITE
Псевдоморфоза по мыши. 1984



куратор Дарья Новгородова

"…значение мифа представляет собой непрерывно вращающийся турникет, чередование смысла означающего и его формы, языка-объекта и метаязыка, чистого означивания и чистой образности."

Барт "Мифологии"

***

Псевдоморфоза – буквально – "ложная форма". В минералогии так называются формы, сохраняющие внешние очертания одного вещества, но заполненные другим, отличающимся по составу и структуре.

На выставке представлены псевдоморфозы из коллекции "Образования и превращения" Минералогического музея им. Ферсмана. Это то, что обычно называют окаменелостями: куски дерева, органические остатки (мышь, морской рак, кость), вещи (сандалия, трос, цепь, кирка, искусственная роза), уже ставшие минералами (карбонатами, сульфидами, окислами и др.), и как минералы попавшие в минералогический музей.

Псевдоморфоза – парадоксальный объект, соединивший в себе форму одного и вещество другого (и таким образом обладающий не соответствующими друг другу морфологическими и структурными признаками). Строго говоря, псевдоморфоза не может быть отнесена ни к "семейству" того, чью форму она использует, ни к "семейству" того, из чьего вещества она состоит. Но ее существование будет определяться законами последнего.

Образование псевдоморфоз связано со смертью и возникновением новой жизни. Существуют "отрицательные" псевдоморфозы – отпечатки несуществующих уже минеральных или других образований (т.е. "пустые" формы, "следы"). Замещения минералами других минералов (или любого другого вещества) с сохранением первоначальной формы происходит чаще всего в условиях отсутствия пространства для свободной кристаллизации.

***

В философский дискурс минералогическое понятие псевдоморфозы попадает в начале века. Оно идеально подходит для обозначения культурных феноменов, в которых за знакомой формой обнаруживается новое содержание.

Культурные псевдоморфозы фиксируются на этом этапе именно как “ложные” (или даже лживые) формы, появление которых указывает на опасные для традиции процессы.

Об “историческом псевдоморфозе” пишет Шпенглер в “Закате Европы”, когда говорит об арабской культуре или послепетровской России. Для него псевдоморфоза – это диктат застывшей формы старой умершей культуры, не
дающей молодой культуре образовать собственную.

Флоровский ("Пути русского богословия") называет псевдоморфозой экспансию католического в православные формы (как агрессию нового содержания, захватывающего чужую форму).

Долгое время псевдоморфоза не рассматривается как цельный объект – только как случайное, временное сочетание.

С течением времени из гуманитарных наук исчезает само понятие псевдоморфозы, но часто описываются парадоксальные случаи соотношения формы и содержания, многие из которых типологически подпадают под определение псевдоморфозы (симулякры).

Миф, как его описывает Барт в своих "Мифологиях" – вторичная знаковая система, псевдоморфоза.

"В чем суть мифа? В том, что он преобразует смысл в форму, иными словами, похищает язык"

"…миф же – это язык, не желающий умирать, из смыслов, которыми он питается, он извлекает ложное, деградированное бытие, он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы."

Вообще, тема псевдоморфозы в культуре – это тема обмана, неподлинности, имитации, фальшивки. Но одновременно – это вопрос о новом (в древнеегипетской архитектуре каменные колонны первоначально имитировали связки стволов папируса, которые использовались как опоры в жилищах).

Категории истинной или ложной формы в западной философии тесно связаны с платонизмом (“…платонизм в целом подчинен идее необходимости различения “самой вещи” и симулякров. …Опровергнуть платонизм означает следующее: отвергнуть примат оригинала над копией, образца над образом. Восславить
царство симулякров и отражений.” Делез "Различие и повторение").

В отечественной литературе в последние годы понятие культурной псевдоморфозы становится популярным. Этот термин все чаще появляется в контексте рассуждений о проблемах аутентичности русской культуры и сомнений в правильности перенесения западных культурных моделей на русскую почву.

***

Какие критерии оценки работают в восприятии экспонатов минералогического музея?

Чаще всего – эстетический (красота естественного камня), но понятно, что это не главное качество, определяющее ценность экспоната в научном музее. В основе экспозиции музея – сложные научные концепции. Но как прочитывается смысл экспозиции теми, кто их не знает?

Псевдоморфозы сохраняют свою ценность уникальных научных экспонатов и при переносе их в иной культурный контекст, а также концептуально меняют структуру новой среды. Замещенные камнем вещи привносят в нее дыхание геологического времени, измеряемого миллионами лет.

В поисках объективных критериев ценности, истинности философы и гуманитарные теоретики все чаще обращаются к материалам и понятийному аппарату естественных наук. В этом смысле можно сказать, что ценность научных экспонатов принимается априори. Как меняется их восприятие, если научными экспонатами становятся вещи культуры?

Мусор и музейные экспонаты помещены в одном экспозиционном пространстве.

Мусор – это вещи, выброшенные из мира людей и помещенные в мир природы. В современной культуре много примеров извлечения мусора из природной среды и наделение его статусом культурной вещи (причем, имеющей теперь несравненно большую ценность). Шпенглер говорил о характерной для европейской цивилизации любви к руинам (мусору, оставшемуся от других культур), доходящей до того, что европейцы начинают их имитировать.

Экспозиция состоит из двух типов выставочных объектов: объекты под ногами и объекты в бронированных витринах. Представление об их статусе: ценность – мусор – новая ценность – … оставлены на усмотрение зрителя и, в идеале, должно изменяться в процессе рассматривания.

Это изменение или, скорее, опыт изменения представляются авторам проекта желаемым результатом.