МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ '2000
"INSTRUMENTA. ИСКУССТВО ПОЛЬЗЫ"
авторы
Бюро ритуальных услуг,
Мастерская по ремонту иномарок
проект
ГРОБ НА КОЛЕСИКАХ
кураторы проекта
арт-группа “Археоптерикс”
Аттракцион представляет собой Гроб на Колесиках, который ездит по кругу. Гроб приводится в движение с помощью толкательной силы Гробовщика. Любой желающий может лечь в Гроб на Колесиках и совершить в нём символическое путешествие в 9 кругов, после чего человеку выдаётся свидетельство о смерти.
У входа в пространство аттракциона стоит стол, накрытый траурным сукном, за которым сидит Девочка PR, выполняя роль зазывалы, билетерши, раздатчицы дайджестов и одновременно Цербера у врат Аида. Из установленного на её столе радиоприёмника доносятся скрежещущие, траурные звуки, обрывки похоронных маршей и историй типа "Девочка, девочка, гроб на колёсиках уже нашёл твою улицу".
В системе бюро ритуальных услуг действие, производимое с умершим представляет из себя типично производственный процесс с набором стандартных операций, собственно же ритуальность практически утрачивает содержательную сторону. Смерть становится конвейером, разновидностью фаст-фуд, а ритуальные бюро выступают при этом как заинтересованные в смерти организации.
С другой стороны, смерть есть нечто недостижимое для человеческого "я", тайное, неизвестное, а потому мучительно притягательное. Аттракцион предлагает испытать приобщение к смерти через ритуально закреплённые формы обращения с ней совершенно живому человеку.
Похоронные услуги, детские фантазмы, система аттракционов – всё это многократно воспроизводимая деятельность с уже вытесненным смыслом в деградировавшей в своей монотонности форме. Олицетворением такой формы становится Гроб на Колёсиках. Это и доведённый до абсурда утилитарный предмет похоронного бюро, и пугающий персонаж детского бессознательного, и выродившаяся, мутировавшая стандартная кабинка из парка аттракционов. Проект обнаруживает неосознанные, вытесненные первичные смыслы этих форм. Человек, разъезжающий в Гробу на Колёсиках становится путешественником в страну смерти, попадая во власть смерти уже не как сторонний наблюдатель на похоронах ПОСТОРОННЕГО, а как непосредственный объект её действия. Да и само путешествие здесь – путешествие по кругу в безнадёжной смертельной бесконечности.
Опыт смерти здесь – не традиционный перформанс одного персонажа-концептуалиста, а действие, теперь доступное каждому. Перформатором становится любой живой человек. Дурацкая форма (рельсы, Гроб на Колёсиках, скрип и скрежет передвижения, дурные звуки из радиоприёмника) заключает в себе серьёзное символическое содержание и провоцирует на самые разнообразные переживания находящегося в Гробу индивида.